II. Изучение нового материала | Словесно-иллю-стративный рас- сказ с элементами беседы по теме «Красота человека». Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм». | – Ребята, представьте себе такую картину. Долгий зимний вечер. Тихо потрескивает в светце лучина. От ее огня мечутся в темных углах горницы таинственные тени. Недалеко от печки свернулась в клубок кошка. Вдруг в жарком пламени печи громко треснет полено, и снова тихо. В этой комнате находится бабушка и ее внучка. Негромким голосом бабушка начинает рассказывать о былых временах, о красных девицах, о добрых молодцах. А закончит она свою сказку, смотришь, а за разговором то варежку связала, то платочек вышила. А внучка, как бы ни была интересна сказка, краем глаза примечала, как бабушка веретено держит, как нитку заправляет, как узоры составляет. Прошло время. Вот уже к повзрослевшей внучке пришли женихи свататься. Вышла к ним девица в таком наряде, что вся деревня сбежалась посмотреть на нее. Значит, не прошли даром ненавязчивые бабушкины уроки. Издавна Русь славилась своими ярмарками, которые в те времена были большим праздником. Люди с нетерпение ждали и готовились к ярмарке – одевались по-праздничному, во все самое лучшее. Флаг поднят. Ярмарка открыта. Народом площадь вся покрыта. На море пестрое голов Громада белая домов Глядит стеклянными очами; Недвижная, затоплена Вся солнца золотом она. Люд божий движется волнами... И кички с острыми углами, Подолы красные рубах, На черных шляпах позументы И ветром в девичьих косах Едва колеблемые ленты – Вся деревенская краса Вот так и мечется в глаза! И. С. Никитин – По одежде, узорам, платью, по головному убору и обуви можно было узнать, откуда приехал тот или иной человек, как он живет, семейный ли он. И все это благодаря простым крестьянским мастерицам, которые из поколения в поколение передавали свое умение создавать русский народный костюм. – Ребята, а кто может сказать, как выглядит русский костюм? – С первого взгляда наряды – женский и мужской костюмы – кажутся простыми: рубаха с расшитыми рукавами, сарафан, порты (штаны), головной убор. Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть, какие они разные. Ведь вся одежда шилась и украшалась вручную, и каждая девушка или женщина старалась, чтобы ее платье было самым лучшим. – Давайте рассмотрим картины художников, изображавших русский люд. Борис Кустодиев «Сенокос». – Картина была написана в 1917 г. На картине показан тяжелый крестьянс- кий труд. Во что одеты крестьяне? Какая цветовая гамма преобладает в одежде? Илья Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784 г.). | Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы. | Фронтальная работа. | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осо- | Устные ответы. |
| | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников. | Фронтальная работа. | знанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществля- ют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте женского образа в произведениях художников-иллюстраторов. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недос- таточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их | |
| Физкультминутка. Пауза общего воздействия | Константин Коровин «Северная идиллия». – Картина была написана в 1886 г. Художник точно передал костюмы крестьянок Тульской губернии, почувствовав их декоративность. – Во что одеты девушки? А пастушок? – Что украшает головы людей? – Какие цвета преобладают в одежде? – Праздничные костюмы крестьян отличались от повседневных. Они щедро декорировались (украшались), чтобы выразить свое представление о празднике и счастье. Рябинка На холме стоит рябинка, Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания – руки вверх.) Ей не просто жить на свете – Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.) Но рябинка только гнется, Не печалится – смеется. (Наклоны в стороны.) Вольный ветер грозно дует На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.) | Отвечают на вопросы. Выполняют упражнения | | | Устные ответы |