СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологические карты уроков изо в 4 классе. Школа России. К учебнику Л.А. Неменской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологические карты уроков изо в 4 классе с 1 по 4. Школа России. К учебнику Л.А. Неменской

Просмотр содержимого документа
«Технологические карты уроков изо в 4 классе. Школа России. К учебнику Л.А. Неменской»

Урок 1. Пейзаж родной земли

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете; ознакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями,
материалами и инструментами, определить границы знания и незнания у четвероклассников; создать условия для развития интереса к истокам искусства России

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширят свои представления о жанре пейзаж, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использо-

вать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция

Образовательные
ресурсы

1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.

2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская. – М. : Просвещение, 2014.

3. Изобразительное искусство. 1–4 классы : рабочие программы по учебникам под редакцией Б. М. Неменского / авт.-сост. Л. В. Шампарова. – Волгоград : Учитель, 2011.

Окончание табл.


4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.

Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru, http://www.kinofans.tv, http://www.mordovina.ru

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина и др.

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: фортепианная пьеса из цикла «Времена года» П. И. Чайковского

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся

к уроку. Читает стихотворение.

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.

Озерный плен твои леса венчает,
Каскад хребтов в горах мечты таит,
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,

К сокровищам твоим нам путь лежит.

Получив целе-

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

нально выражают свое отношение к стихотворению
о Родине.

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-
ценностное отношение

к Родине, природе


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



Как мало о тебе еще мы знаем!
Как много изучить нам предстоит.

И. Мордовина

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить с вами на уроке?

– Речь пойдет о красоте родного края




Отвечают

на вопрос






Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рассказ с элементами беседы по теме «Красота родной природы в творчестве русских художников».

– Отгадайте загадку:

Если видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется…

(пейзаж).

Звучит музыка (фон).

– Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве

жанр, называемый пейзажем. Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.

В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико. Например, картины великого русского художника И. И. Шишкина. Обратите внимание на его картину «Утро в сосновом бору». В глубине картины вы видите, что лес как бы окутан туманом. Это так называемая воздушная перспектива. Воздух – прозрачная среда. Обволакивая

Слушают
учителя.

Отвечают

на вопрос.


Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников-
пейзажистов.

Фронтальная работа.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют

способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учи-

теля, родителей, из собст-

венного жизненного опы-

та) о красоте природы в произведениях художни-

Устные
ответы.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


Просмотр мультимедийной презентации «Художники-пейзажисты

и их произведе-

ния (И. Левитан,

И. Шишкин)».


Музыкальный
фон: пьеса

П. И. Чайковского из цикла

«Времена года»















Беседа на тему «Колорит и композиция в пейзаже».

предмет, воздух меняет его внешний вид. Воздушная перспектива отражена во всех пейзажах.

На картине «Рожь» Шишкин четко прорисовал каждый колосок, а на линии горизонта только золотое море ржи.

Все ближние предметы воспринимают-

ся подробно, а удаленные – обобщенно, они покрыты легкой дымкой.

Картина «Дубовая роща». Шишкинские деревья – это классический образ рус-

ского леса. Обратите внимание, как переданы свет и тень.

Картина «Лесные дали». Удивительно, как художник сумел так четко передать дальность расстояния, простор.

На этой картине очень хорошо видны ближняя и дальняя перспективы.

– Какое настроение вам навевают эти
пейзажи?

– А как может художник передать разно-

образное настроение в картине? (Цветом, светом.)

– Цветовой строй картины создает ее колорит.

– Как вы считаете, какой цвет вызывает радость? (Теплый, светлый, и т. д.)

– В чем состоит идея пейзажей, передав-

ших раздолье родных мест?

– Какими изобразительными средствами и материалами пользуется художник

для воплощения своего замысла?





















Веселое, тоскливое, грустное и радостное.


ков-пейзажистов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Устные
ответы












Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7
















Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

– Почему все пейзажи такие разные, хотя посвящены одной теме – изображению природы?

– При создании пейзажа особенно важна работа над его композицией. На одних картинах дерево выступает в качестве
единственного героя и располагается в центре композиции. В этом случае выразительность пейзажа зависит от характера образа этого дерева. На других картинах композиция состоит из лесных массивов и групп деревьев. При такой композиции важно продумать решение прост-

ранства: передний, средний, дальний план.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер роняет росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложим назад

Отвечают
на вопросы.













Выполняют упражнения

Фронтальная работа.













Фронтальная работа



III. Творческая практическая деятельность

Изображение пейзажа своей родной стороны.

Выявление особой красоты пейзажа художественными средствами (гуашь)

– Прочитайте задания в учебнике на с. 18

и приступайте к выполнению по плану:

1. Обдумайте мотивы своего пейзажа,
что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам.

Составляют план работы над рисунком.

Индивидуаль-

ная работа.

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контроли-

Наблюдение.

Выполнение рисунка

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7



2. Начинайте рисунок с разметки уровня горизонта примерно в середине листа.

3. Темно-коричневой краской нарисуйте изгибающийся ствол дерева и несколько коротких веток.

4. С помощью зеленой краски нанесите много коротких диагональных штрихов, накладывая их поверх линий ветвей.

5. Используя краски цвета лайма и светло-

зеленого тона, нарисуйте множество диагональных линий, обозначающих листья.

6. Разместите на дальнем плане деревья мельче и бледнее, на ближнем плане –
крупнее и четче

Рисуют красками

Индивидуальная работа

руют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном
с целью обнаружения отклонения от эталона.

Коммуникативные: зада-

ют вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка


IV. Итог урока. Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа

– С произведениями какого русского
художника мы сегодня познакомились?

– Рассмотрите выполненные вами рисунки и подумайте, в каких работах удалось передать красоту родной природы.

– Давайте выберем наиболее удачные композиции, удачный колорит.

– Как вы хорошо потрудились! На столах у вас лежат маленькие квадратики бумаги.

Передайте на них свое настроение с по-
мощью красок (цветовое пятно, дерево, цветок, дождик, солнце, радуга
и т. д.).

– Получился коллаж, пейзаж настроения нашего класса

Рассматривают рисунки, оценивают ра-

боту свою и од-

ноклассников,

сравнивая их с образцом (рисунком педагога). Быстро рисуют цветовое

пятно, природный объект, явление в при-

роде и прикреп-

ляют на отдель-

ный стенд

Фронтальная работа.








Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний для че-

ловека, воспринимают
произведения искусства; связывают свои наблюде-

ния за природой родного края с оценкой увиден-

ного в произведениях

искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу, эмоциональное настроение на уроке и в процессе работы

Устные
ответы


Урок 2. Красота природы в произведениях русской живописи

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете; ознакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, определить границы знания и незнания у четвероклассников; создать условия для развития интереса к русской живописи

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о жанре пейзаж, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «компози-

ция»; познакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: www.litrasoch.ru, www.domstihov.ru

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Красота родной природы в творчестве русских художников».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: «Песня о картинах», муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся

к уроку.

– Ребята, отгадайте загадку. Подумайте, о ком пойдет речь на сегодняшнем

уроке.


Он достал мольберт и холст,

Кисточку пушистую.

Нарисует крепкий мост

Через речку быструю.

Нарисует город наш,

В небе серый дождик.

Этот городской пейзаж

Рисовал… (художник).


– Молодцы, правильно!

– А если художник картину написал красками: гуашью, акварелью, маслом, то такой вид искусства называется… (живопись).

– Правильно. И сегодня мы поговорим

о русской живописи, авторы картин являются нашими соотечественниками

Получив целе-

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

нально выражают свое отношение к стихотворению-загадке.






Отвечают
на вопросы

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение
к родной природе
















Устные
ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рассказ с элементами беседы по те-

ме «Красота родной природы
в творчестве

русских художников».


Просмотр мультимедийной презентации «Художники-пейзажисты

и их произведения (И. Левитан,

И. Шишкин)».


Музыкальный
ряд: «Песня

о картинах»,

муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера

– Итак, мы с вами продолжаем знакомство с русскими художниками и жанром пейзаж. Один из самых известных русских художников – Исаак Ильич Левитан.

Картины «Осень» и «Заросший дворик» –

одни из первых в творческой жизни художника, высоко оцененные критикой. Левитан мог наизусть произнести строки из статьи Н. Александрова, в которой давался обзор передвижных выставок: «Солнечный свет, деревья, зелень, строения, все это написано просто мастерски, во всем проглядывает чувство художника, его бесспорно жизненное впечатление от природы…» Художнику в это время было семнадцать лет, но успех, залогом которого являлись талант и мастерство Левитана, сопутствовал ему всю жизнь. Пейзажи Левитана отображают красоту родной природы во всех ее проявлениях. Сам художник писал: «Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист». Левитан умел языком красок рассказывать людям о горе и печали. Например, картина «Вечер на озере». На берегу озера сушатся сети, острые вершины елей отражаются в его зеркальной поверхности. Никаких трагических событий на картине не изображено, но зрителя пронизывает ка-

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников-пейзажистов.

Фронтальная работа

Личностные: имеют мотивацию учебной дея-

тельности, способность

к эстетической оценке

произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;

Устные
ответы.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7








Беседа на тему «Колорит и композиция в пейзаже».

кое-то непреодолимое чувство печали.

Наверное, каждый может почувствовать аромат осенней природы, увидев левитановский пейзаж «Золотая осень».

– Какое настроение навевает этот пейзаж?

– Что вы отметили для себя, рассмотрев осенний пейзаж?

– Да, осень на картине Левитана поистине золотая, сколько радости и наслаждения дарит это золото осени! Кое-где еще проглядывает зелень, но в этом времен-
нм затишье, покое уже чувствуется
страсть и сила надвигающейся зимней стихии. Еще светит теплое, нежное солнышко, река еще не скована льдом –

и в этом прелесть осени. Она заставляет человека забыть о летней суматохе и подготовиться к зимнему ненастью. Левитан любил родную природу, умел наслаждаться ее красотой и величием и подарил нам возможность увидеть эту красоту его глазами – глазами мастера живописи.

– Сегодня мы с вами попробуем создать осенний пейзаж.

– Для нашего задания важно уметь использовать знания по линейной, воздушной, цветовой перспективе.







Отвечают
на вопросы.







Фронтальная работа.

согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их







Устные
ответы.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7












Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

– Кто напомнит эти правила?

Линейная перспектива: чем предметы дальше, тем они изображаются меньше.

Воздушная перспектива: на переднем плане четко просматриваются все элементы предмета. На дальнем плане детали не просматриваются.

Цветовая перспектива: на переднем плане цвета яркие, насыщенные, чем дальше от нас, тем они тусклее.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер роняет росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложим назад

Объясняют,
опираясь

на репродукции картин.







Выполняют упражнения

Фронтальная работа



Устные
ответы

III. Творческая практическая деятельность

Изображение осеннего пейзажа. Выявление особой красоты пейзажа художественными средствами (гуашь)

– Приступайте к работе по плану:

1. Обдумайте мотивы своего пейзажа, что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам.

2. Начинайте рисунок с разметки уровня горизонта примерно в середине листа.

3. Нарисуйте изгибающиеся стволы
деревьев.

Составляют план работы над рисунком.





Рисуют красками

Индивидуальная работа.





Индивидуальная работа

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составля-

ют план и последователь-

ность действий; контро-

лируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

Наблюдение.

Выполнение рисунка

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7



4. С помощью теплых красок нанесите много коротких диагональных штрихов, накладывая их поверх линий ветвей.

5. Размещайте на дальнем плане деревья

мельче и бледнее, на ближнем плане –
крупнее и четче



с целью обнаружения

отклонения от эталона.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка


IV. Итог урока.

Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– С произведениями какого русского
художника мы сегодня познакомились?

– Рассмотрите выполненные вами ри-
сунки и подумайте, в каких работах удалось передать красоту родной природы.

– Давайте выберем наиболее удачные
композиции, интересный колорит.

Вы хорошо потрудились на уроке!

– На столах у вас лежат маленькие квадратики бумаги. Передайте красками на них свое настроение (цветовое пятно, дерево, цветок, дождик, солнце, радуга
и т. д.).

– Получился коллаж, пейзаж настроения нашего класса

Рассматривают рисунки, оценивают
работу свою

и одноклассни-

ков, сравнивая
их с образцом (рисунком
педагога).

Быстро рису-

ют цветовое пятно, природный объект, явление в при-

роде и «листочки настроения»

прикрепляют на отдельный стенд

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения
за природой родного края
с оценкой увиденного
в произведениях искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу, эмоцио-

нальное настроение на уроке и в процессе работы

Устные
ответы.

Рисунки


Урок 3. Русская красавица

Цели деятельности педагога

Сформировать представления о понимании красоты женщины в русской культуре, создать условия для развития интереса

к истокам искусства Руси, развивать чувство уважения к своей культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение

к традициям русского народа

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят понятия «декор», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся русских художников.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте образа русской красавицы

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, кокошник, лобная повязка, портрет, образ, цвет, тон, композиция

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: http://www.rusedu.info, www.matveyrybka.ucoz.ru

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: «Народный праздничный костюм», репродукции картин художников-иллюстраторов: В. Васнецов «Три царевны подземного царства», М. Врубель «Царевна-Лебедь».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: Сен-Санс «Лебедь»

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, салфетка, стаканчик-непроливашка

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Музыкальный фон: Сен-Санс «Лебедь»

Проверяет готовность обучающихся

к уроку.

– Здравствуйте, ребята!

– Любите ли вы сказки? Какие?

– Прослушайте отрывок из стихотворения и ответьте на вопрос: о какой царевне идет речь?

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

……………………………..

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит...

– Правильно, эти строки о Царевне-
Лебеди из сказки А. С. Пушкина (открывает репродукцию М. Врубеля «Царевна-Лебедь»).

– Как вы уже догадались, урок будет
посвящен женскому сказочному образу

Получив целе-

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

нально выражают свое отношение к стихотворению
о царевне

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

Устные
ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Положительные и отрицательные женские сказочные образы».













– В русских народных сказках вы встречаетесь с разными персонажами.

Назовите главных героинь сказок.

– А какими качествами обладают положительные и отрицательные персонажи?

(Положительные: добрые, нежные, честные, кроткие, стройные, изящные, красивые. Отрицательные: злые, коварные, завистливые, ленивые.)

– Давайте вспомним сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и попробуем сравнить двух персонажей.

Чтение отрывков стихотворения заранее подготовленных обучающимися.

1. Образ царевны:

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого...

2. Образ царицы:

...Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Слушают учителя, обсужда-

ют, отвечают на вопросы.













Выразительно читают отрыв-

ки из произведения

А. С. Пушкина.







Фронтальная работа.

























Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность

к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осо-

знанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
о красоте женского образа в произведениях художников-иллюстраторов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное мо-

Устные
ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


Работа над иллюстрациями

И. Л. Бруни

к сказке Пушкина.

– Посмотрите на репродукции картин

И. Л. Бруни. Здесь нарисованы два образа – царицы-мачехи и молодой царев-

ны. Обе прекрасны, но красота у них разная. Как художник передает столь противоположные характеры?

– Опишите мачеху. (Красива лицом, осанкой, взгляд резкий, надменный,

с явной неприязнью, красивые волосы обрамляют холодное, злое лицо.)

– Опишите царевну. (Белолица, черно-

брова, мила, скромна, глаза добрые, вся она излучает тепло и приветливость.)

– Но не только в сказках, живут и среди нас внешне очень красивые, но злые

и черствые люди. Много внешне невзрачных, но очень добрых и отзывчивых людей. Наблюдая за теми и другими, художники, поэты и музыканты создают живые образы.

– А можно ли выразить образ доброго или злого персонажа цветом? Каким

и почему? Вспомните теплые и холодные цвета.

– Обратите внимание на костюм русской красавицы.

Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом,
канителью и узорными пуговицами.

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников.













Ответы детей.

Фронтальная работа.

нологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм».

Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов.

Женский костюм немыслим без головного убора. Исстари волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской силой, поэтому ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой. Волосы следовало заплетать в две косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока. (Учитель показывает иллюстрации.)

– Маленькие девочки носили на лбу

матерчатые ленты шириной 0,5–2,5 см. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, короны, венцы,

закрывавшие только лоб и затылок.

До замужества девушки заплетали низко на затылке одну косу. Коса свободно ниспадала из-под головного убора.

По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосником из бисера.

Просматрива-

ют материал презентации.

Фронтальная работа.














Фронтальная работа








Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

Рябинка

На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.

(Потягивания – руки вверх.)

Выполняют упражнения




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.

(Вращение туловищем вправо и влево.)

Но рябинка только гнется,
Не печалится – смеется.

(Наклоны в стороны.)

Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.

(Дети машут руками, изображая ветер.)






III. Творческая практическая
деятельность

Изображение портрета женского сказочного персонажа.

Музыкальный фон: русская народная мелодия

Определяет задание и этапы работы:

– Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые мате-

риалы. При выполнении работы вам нужно проявить творческую фантазию и умение работать. Еще раз просмотрите иллюстрации в учебнике на с. 34–37.

– Попробуйте представить свою сказочную героиню. Надо сделать крупное изображение женских портретов, контрастных по характеру, выразительных, добрых или злых (по выбору учащихся).

– Работу выполните в цвете – гуашью.
Выразительность образа передайте цветовыми отношениями.

Выполнение задания на с. 38–39


Выполняют творческую

работу

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа

действия и его результата.

Коммуникативные: зада-

ют вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения женского сказочного образа

Наблюдение.

Выполнение творческой работы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Итог урока.

Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

– Какими средствами удалось вам передать характер сказочного персонажа?

– Какие образы получились самыми выразительными, необычными, фантастическими? Что в них удивляет вас?

– Итак, делаем вывод: художник, изо-

бражая сказочный персонаж, передает свое понимание человека через художественный образ и характер

Рассматривают работы, оценивают работу свою

и одноклассников, сравнивая их

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои знания с оценкой увиденного в произведениях русского искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы


Урок 4. Деревня – деревянный мир

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный /коллективная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, архитектура, деревянное зодчество, фронтон, причелина, наличник, изба, конек,
знак-оберег, образ, цвет, тон, композиция

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: http://www.pokrovchram.ru›arhitektura, http://www.razumniki.ru, http://www.gusli.su›narodnye_pesni_detiam

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Русская деревня».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, листы бумаги, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка, клей ножницы, цветная бумага

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уча-

щихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся

к уроку. Читает стихотворение.

Как я люблю свои березы,

Свои леса, свои луга,

И ночи летние, и грозы,

И зиму с стужей, и снега!

Люблю я речки серебристой

Хрустально-нежный разговор,

И травки бархатный, душистый,

С цветами скромными ковер.

Люблю я мирные картины

Своих полей, своих лесов,

Люблю мычание скотины

И звуки птичьих голосов.

Я не расстанусь с этим раем,

Люблю я эту красоту.

И город с пылью и трамваем

Им ни за что не предпочту.

М. Чехов «В деревне»

– Ребята, как вы думаете, где такую красоту мог увидеть автор этих стихов?

– Правильно, в деревне. И сегодня мы будем говорить на уроке о том, как строи-

лись деревни

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению
о деревне.










Отвечают
на вопрос

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться,

проявляют эмоционально- ценностное отношение

к русской природе

Устные
ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Русская деревня».











Просмотр мультимедийной презентации «Русская деревня».











Деревни строились чаще всего на берегах рек, озер. И потому избы в них ставились в один ряд – «лицами» на улицу,

а дворами к реке. На «задах» деревни «стайкой» стояли амбары, а около самой воды – бани (чтобы воду далеко не тас-

кать). Около дороги возводили «ветряки» (мельницы), ведь к ним нужен подъезд. Дополнялся такой деревенский

(или сельский) ансамбль резными срубами колодцев, богатыми крыльцами изб, прихотливыми изгородями да одинокими обетными крестами у дороги, обещанными богу за победу или исцеление, либо поставленными в местах, где кто-то внезапно умер без покаяния.

Центром села всегда оставалась церковь (храм), а в деревне – соответственно часовня. Даже если центром большого села становилась торговая площадь,

то церковь всегда строилась на краю торга.

– Давайте послушаем стихотворение

о храме, которое подготовили ученики нашего класса.

ШАТРОВЫЙ ХРАМ

Венчая живописную вершину,

Возвысившись на острове святом,

Никольский скит, подобно исполину,

Застыл на небосводе голубом.

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют.




















Двое учащихся выразительно декламируют стихотворение, класс

Фронтальная работа.


















Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют

поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)

о красоте деревянных построек русского зодчества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;

























Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



Шатровый храм стоит так одиноко!

Сверкает златым куполом во тьме

У входа в бухту Ладоги глубокой

Красуется в туманной тишине.

Священный уголок земного рая,

Где вековые сосны до небес,

И плещут волны, скалы омывая,

У пристани стоит поклонный крест.

Мох стелется широкими коврами,

Гармония присутствует во всем,

Порой земли не чувствуешь ногами,

На время забываешь о былом.

Душа найдет здесь полную свободу,

Приобретая веру и покой,

И, вдохновившись дивною природой,

Частичку счастья унесет с собой!

Н. В. Вотинцева

внимательно слушает.


согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их







Просмотр мультимедийной презентации «Русская деревня».

– Ребята, понравилось вам стихотворение и то, как его прочитали наши ребята?

– Мне тоже очень понравилось.

– Значение какого слово вам непонятно?

– Давайте попробуем разобраться, что такое шатровый храм, как его строили зодчие.

– В русском деревянном зодчестве шатер является распространенной, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей.

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная работа


Устные
ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7





















Физкультминутка

В целом схема построения всех шатро-
вых храмов была примерно одинаковой: четверик, на который ставился небольшой восьмерик («восьмерик на четверике»), служивший опорой для высокого восьмигранного шатра. Но при этом зодчие проявляли такую изобретательность в украшении и варьировании различных деталей, что ни один шатровый храм не был похож на другие. Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно.

Сам храм был окружен гульбищем

в древнерусской архитектуре наружная терраса или галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета (нижний нежилой этаж).

Мы в лес пошли, топор нашли.

Дрова рубили:

– Ах! Ух! Ох! Их!

(Руки – в замок, энергичные наклоны
вперед.)




















Выполняют упражнения




III. Творческая практическая деятельность

Создание коллективного панно.

Музыкальный фон: русская народная музыка

в исполнении

Делит учащихся по группам, определяет этапы работы:

1-я группа рисует на больших листах пейзаж того места, где будет строиться деревня. После полной компоновки панно

дорисовывают деревья и другие детали.

Составляют план работы над панно

в группах.

Рисуют красками.

Коллективная работа

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составля-

Наблюдение.

Выполнение коллективной работы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7


Академического русского народного оркестра имени

Н. П. Осипова

2-я группа из цветной бумаги вырезает силуэты изб, учитывая, что избы вдали должны быть меньше по размерам. Украшают силуэты деталями декора

(конек, наличники и т. д.) и аккуратно
вклеивают заготовки в панно.

3-я группа выполняет силуэты мель-

ницы, колодца, храма, ворот. Украшают
силуэты деталями декора и аккуратно
вклеивают заготовки в панно.

Выполнение заданий на с. 26 учебника

Выполняют аппликацию из цветной бумаги


ют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка


IV. Итог урока.

Рефлексия

Выставка коллективной работы обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненную вами коллективную работу и подумайте, все ли

у нас получилось. Удалось ли нам передать образ русской деревни?

– Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы!

Рассматривают панно, оценивают работу свою и од-

ноклассников

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для че-

ловека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края

с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы