СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологические карты уроков изо в 4 классе. Школа России. К учебнику Л.А. Неменской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологические карты уроков изо (с 4 по 8) в 4 классе. Школа России. К учебнику Л.А. Неменской 

Просмотр содержимого документа
«Технологические карты уроков изо в 4 классе. Школа России. К учебнику Л.А. Неменской»

Урок 4. Деревня – деревянный мир

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный /коллективная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, архитектура, деревянное зодчество, фронтон, причелина, наличник, изба, конек,
знак-оберег, образ, цвет, тон, композиция

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: http://www.pokrovchram.ru›arhitektura, http://www.razumniki.ru, http://www.gusli.su›narodnye_pesni_detiam

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Русская деревня».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, листы бумаги, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка, клей ножницы, цветная бумага

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уча-

щихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся

к уроку. Читает стихотворение.

Как я люблю свои березы,

Свои леса, свои луга,

И ночи летние, и грозы,

И зиму с стужей, и снега!

Люблю я речки серебристой

Хрустально-нежный разговор,

И травки бархатный, душистый,

С цветами скромными ковер.

Люблю я мирные картины

Своих полей, своих лесов,

Люблю мычание скотины

И звуки птичьих голосов.

Я не расстанусь с этим раем,

Люблю я эту красоту.

И город с пылью и трамваем

Им ни за что не предпочту.

М. Чехов «В деревне»

– Ребята, как вы думаете, где такую красоту мог увидеть автор этих стихов?

– Правильно, в деревне. И сегодня мы будем говорить на уроке о том, как строи-

лись деревни

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению
о деревне.










Отвечают
на вопрос

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться,

проявляют эмоционально- ценностное отношение

к русской природе

Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Русская деревня».











Просмотр мультимедийной презентации «Русская деревня».











Деревни строились чаще всего на берегах рек, озер. И потому избы в них ставились в один ряд – «лицами» на улицу,

а дворами к реке. На «задах» деревни «стайкой» стояли амбары, а около самой воды – бани (чтобы воду далеко не тас-

кать). Около дороги возводили «ветряки» (мельницы), ведь к ним нужен подъезд. Дополнялся такой деревенский

(или сельский) ансамбль резными срубами колодцев, богатыми крыльцами изб, прихотливыми изгородями да одинокими обетными крестами у дороги, обещанными богу за победу или исцеление, либо поставленными в местах, где кто-то внезапно умер без покаяния.

Центром села всегда оставалась церковь (храм), а в деревне – соответственно часовня. Даже если центром большого села становилась торговая площадь,

то церковь всегда строилась на краю торга.

– Давайте послушаем стихотворение

о храме, которое подготовили ученики нашего класса.

ШАТРОВЫЙ ХРАМ

Венчая живописную вершину,

Возвысившись на острове святом,

Никольский скит, подобно исполину,

Застыл на небосводе голубом.


Шатровый храм стоит так одиноко!

Сверкает златым куполом во тьме

У входа в бухту Ладоги глубокой

Красуется в туманной тишине.

Священный уголок земного рая,

Где вековые сосны до небес,

И плещут волны, скалы омывая,

У пристани стоит поклонный крест.

Мох стелется широкими коврами,

Гармония присутствует во всем,

Порой земли не чувствуешь ногами,

На время забываешь о былом.

Душа найдет здесь полную свободу,

Приобретая веру и покой,

И, вдохновившись дивною природой,

Частичку счастья унесет с собой!

Н. В. Вотинцева

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют.




















Двое учащихся выразительно декламируют стихотворение, класс внимательно слушает.

Фронтальная работа.


















Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют

поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)

о красоте деревянных построек русского зодчества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их






























Просмотр мультимедийной презентации «Русская деревня».

– Ребята, понравилось вам стихотворение и то, как его прочитали наши ребята?

– Мне тоже очень понравилось.

– Значение какого слово вам непонятно?

– Давайте попробуем разобраться, что такое шатровый храм, как его строили зодчие.

– В русском деревянном зодчестве шатер является распространенной, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей.

В целом схема построения всех шатровых храмов была примерно одинаковой: четверик, на который ставился небольшой восьмерик («восьмерик на четверике»), служивший опорой для высокого восьмигранного шатра. Но при этом зодчие проявляли такую изобретательность в украшении и варьировании различных деталей, что ни один шатровый храм не был похож на другие. Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно.

Сам храм был окружен гульбищем

в древнерусской архитектуре наружная терраса или галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета (нижний нежилой этаж).


Отвечают
на вопросы.

Фронтальная работа


Устные
ответы


Физкультминутка

Мы в лес пошли, топор нашли.

Дрова рубили:

– Ах! Ух! Ох! Их!

(Руки – в замок, энергичные наклоны
вперед.)

Выполняют упражнения




III. Творческая практическая деятельность

Создание коллективного панно.

Музыкальный фон: русская народная музыка

в исполнении Академического русского народного оркестра имени

Н. П. Осипова

Делит учащихся по группам, определяет этапы работы:

1-я группа рисует на больших листах пейзаж того места, где будет строиться деревня. После полной компоновки панно дорисовывают деревья и другие детали.

2-я группа из цветной бумаги вырезает силуэты изб, учитывая, что избы вдали должны быть меньше по размерам. Украшают силуэты деталями декора

(конек, наличники и т. д.) и аккуратно
вклеивают заготовки в панно.

3-я группа выполняет силуэты мель-

ницы, колодца, храма, ворот. Украшают
силуэты деталями декора и аккуратно
вклеивают заготовки в панно.

Выполнение заданий на с. 26 учебника

Составляют план работы над панно

в группах.

Рисуют красками.

Выполняют аппликацию из цветной бумаги

Коллективная работа

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Наблюдение.

Выполнение коллективной работы

IV. Итог урока.

Рефлексия

Выставка коллективной работы обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненную вами коллективную работу и подумайте, все ли

у нас получилось. Удалось ли нам передать образ русской деревни?

– Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы!

Рассматривают панно, оценивают работу свою и од-

ноклассников

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для че-

ловека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края

с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы




Тема. Деревня – деревянный мир. Русская деревянная изба.

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширят свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с русским народным жилищем, его декором.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, архитектура, деревянное зодчество, фронтон, причелина, наличник, изба, конек,
знак-оберег, образ, цвет, тон, композиция

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: http://www.DemaDera.ru, http://www.razumniki.ru, http://www.gusli.su›narodnye_pesni_detiam

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Русская изба».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения


Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся

к уроку. Читает стихотворение.

Из бревен рубили избы мужики,

Один лишь помощник – топор.

Но древние избы и ныне крепки,

И тонок на ставнях узор.

– Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

– Правильно, о народном жилище – избе

Получив целе-

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для че-

ловека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоциональ-

но-ценностное отношение к русскому деревянному зодчеству

Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Русская изба».



Просмотр мультимедийной

презентации

«Русская изба».

– Очень разумными были наши предки. Приступая к любому делу, они продумы-

вали несколько вариантов и выбирали лучший: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Особенно кропотливо относились к постройке дома, ведь жить в нем предстояло многим будущим поколениям

семьи.

Изба – деревянный (бревенчатый) жилой дом. Это слово происходит от древних славянских слов «истьба» и «истопка».

Истопкой называли помещение с печью, теплое. Были дома в деревне попроще,

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют.

Фронтальная работа.



Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое




были и побогаче, в зависимости от достатка хозяев. Участок выбирали удобный с практической стороны: недалеко от реки, на пригорке, там, где обычно ложились отдыхать домашние животные.

– Ребята, как вы думаете, из какого материала строили дом в старину?

– Верно, из дерева.

А наша лесами богата земля!

И лес в ней и строен, и ровен,

Когда-то и стены и башни Кремля –

И те собирали из бревен.

– Для строительства рубили деревья
хвойных пород и брали только те, которые падали верхушками на восток. Священными считались одинокие деревья и рощи, выросшие на месте разрушенной церкви, – их не брали для постройки.

Рубили в морозы, потому что дерево считалось в это время мертвым.

Строить начинали с жертвоприношения: домашнее животное или птицу закапывали в угол будущего дома. Сегодня традиция – закладывать монету в главный угол дома. В матицу, центральную балку потолка, вбивали крюк, к которому впоследствии подвешивали люльку.

Считалось, что чем больше детей, тем богаче семья.

– После этого ставили крышу – чело.








Отвечают на вопросы.








Фронтальная работа.

высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
о красоте деревянных построек русского зодчества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;

согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их








Устные
ответы.








Просмотр мультимедийной

презентации

«Русская изба».

Основной формой крыши у русских людей являлась двускатная крыша «конем»,

«на коня». Верхняя часть крыши назы-

вается и сегодня конек – оберег дома

от злых сил. Часто там помещали голову коня или петуха.

Фронтон-щипец, островершек – треугольная стенка под крышей над верхним карнизом дома или над входом. Украшался также и подзор – резная доска под скатом крыши, и полотенце – резная доска, свисающая со стыка причелин.

Причелина – доска, прикрывающая концы слег крыши.

Наличник – декоративное обрамление оконного проема.

Считалось, что изба – это колесница,

запряженная лошадьми или птицами,

несущаяся навстречу солнцу, свету.

– Изба – маленькая вселенная:

Навь (нижний мир). Первый ярус – земля предков (подклет, или подклеть, подпол) – подземный мир.

Явь (средний мир). Второй ярус – живут люди (часть сруба ниже фронтона) – мир людей.

Правь (верхний мир). Третий ярус –
небесный свод (крыша, фронтон) – небо.








Фронтальная работа








Устные
ответы.



В современном мире русские деревянные старинные постройки принято называть русским деревянным зодчеством (архитектурой), а старших людей по строительству (архитекторов) – зодчими.

Итак, давайте повторим, какие элементы украшали избу?

– Правильно запомнили, молодцы!

А теперь давайте немного отдохнем.






Отвечают
на вопросы.








Устные
ответы


Физкультминутка

См. урок 2

Выполняют упражнения




III. Творческая практическая деятельность

Изображение образа русской избы (изба – богатырь, изба – ель, избушка – бабушка).

Выявление осо-

бой красоты рус-

ского жилища художественными средствами.

Музыкальный фон: русская на-

родная музыка в исполнении оркестра имени

Н. П. Осипова

– Приступайте к работе по плану:

1. Обдумайте, какой образ избы будет
на вашем рисунке. Определите средства выразительности.

2. Выполните разметку листа, расположив на нем придуманный образ.

3. Украсьте избу знаками-оберегами.

4. Доработайте рисунок гуашью

Составляют план работы над рисунком.


Рисуют красками (гуашь)

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Наблюдение.

Выполнение рисунка

IV. Итог урока. Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненные вами рисунки и подумайте, в каких работах удалось передать образ русской избы.

– Давайте выберем наиболее удачные
композиции, удачный колорит.

Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы!

Рассматривают рисунки, оценивают работу свою
и одноклассников

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: адекватно оценивают свою работу и работу одноклассников

Устные
ответы

Урок 6. ОБраз русского человека в произведениях художников

Цели деятельности педагога

Сформировать представления о понимании красоты народного костюма в русской культуре, создать условия для развития
интереса к истокам искусства Руси, развивать чувство уважения к своей культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского народа

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «декор», «композиция», познакомятся
с творчеством выдающихся русских художников.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную
задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, понимают красоту женского народного костюма

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, кокошник, лобная повязка, портрет, образ, цвет, тон, композиция

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: www.kkorovin.ru, www.nearyou.ru

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: «Народный праздничный костюм», Б. Кустодиев «Сенокос»; И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»; К. Коровин «Северная идиллия».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, салфетка, стаканчик-непроливашка

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвое-

нию изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся

к уроку. Читает стихотворение.

Во первый раз вышивала
Красно солнце с маревами,
Со теплыми облаками;
Во второй раз вышивала
Светел месяц со лучами,
Со частыми со звездами;

………………………….

В четвертый раз вышивала
Сине море со волнами…

Старинная русская народная песня

Получив целе-

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

нально выражают свое отношение к стихотворению

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Красота человека».


Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм».

– Ребята, представьте себе такую картину.

Долгий зимний вечер. Тихо потрескивает в светце лучина. От ее огня мечутся
в темных углах горницы таинственные тени. Недалеко от печки свернулась в клубок кошка. Вдруг в жарком пламени печи громко треснет полено, и снова тихо. В этой комнате находится бабушка и ее внучка. Негромким голосом бабушка начинает рассказывать о былых временах, о красных девицах, о добрых молодцах.

Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы.










Фронтальная работа.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность

к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осо-

Устные
ответы.












А закончит она свою сказку, смотришь, а за разговором то варежку связала, то платочек вышила. А внучка, как бы ни была интересна сказка, краем глаза примечала, как бабушка веретено держит, как нитку заправляет, как узоры составляет.

Прошло время. Вот уже к повзрослевшей внучке пришли женихи свататься. Вышла к ним девица в таком наряде,

что вся деревня сбежалась посмотреть на нее. Значит, не прошли даром ненавязчивые бабушкины уроки.

Издавна Русь славилась своими ярмарками, которые в те времена были большим праздником. Люди с нетерпение ждали и готовились к ярмарке – одевались по-праздничному, во все самое лучшее.

Флаг поднят. Ярмарка открыта.

Народом площадь вся покрыта.

На море пестрое голов

Громада белая домов

Глядит стеклянными очами;

Недвижная, затоплена

Вся солнца золотом она.

Люд божий движется волнами...

И кички с острыми углами,

Подолы красные рубах,

На черных шляпах позументы

И ветром в девичьих косах

Едва колеблемые ленты –

Вся деревенская краса

Вот так и мечется в глаза!

И. С. Никитин



















Слушают учителя, отвечают на вопросы.


Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников.



















Фронтальная работа.


знанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществля-

ют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте женского образа в произведениях художников-иллюстраторов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недос-

таточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их







































Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм».




Работа с иллюстрациями картин.

– По одежде, узорам, платью, по головному убору и обуви можно было узнать, откуда приехал тот или иной человек,
как он живет, семейный ли он. И все это благодаря простым крестьянским мастерицам, которые из поколения в поколение передавали свое умение создавать русский народный костюм.

– Ребята, а кто может сказать, как выглядит русский костюм?

– С первого взгляда наряды – женский

и мужской костюмы – кажутся простыми: рубаха с расшитыми рукавами, сарафан, порты (штаны), головной убор.

Но если внимательно присмотреться,

то можно увидеть, какие они разные. Ведь вся одежда шилась и украшалась вручную, и каждая девушка или женщина старалась, чтобы ее платье было самым лучшим.

– Давайте рассмотрим картины художников, изображавших русский люд.

Борис Кустодиев «Сенокос».

– Картина была написана в 1917 г.

На картине показан тяжелый крестьянский труд. Во что одеты крестьяне?

Какая цветовая гамма преобладает

в одежде?

Илья Аргунов «Портрет неизвестной
крестьянки в русском костюме»

(1784 г.).









Отвечают
на вопросы.



















Просматрива-

ют материал презентации

и отвечают

на вопросы.











Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм».

– Во что одета крестьянка? Перечислите детали костюма.

– Какой цвет преобладает в костюме?

– Отличается ли крестьянская одежда
на первой картине от представленной здесь? Почему?

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная работа


Устные
ответы.
















Константин Коровин «Северная идиллия».

– Картина была написана в 1886 г.

Художник точно передал костюмы крестьянок Тульской губернии, почувствовав их декоративность.

– Во что одеты девушки? А пастушок?

– Что украшает головы людей?

– Какие цвета преобладают в одежде?

– Праздничные костюмы крестьян отличались от повседневных. Они щедро декорировались (украшались), чтобы выразить свое представление о празднике и счастье.







Отвечают
на вопросы.















Устные
ответы









Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

Рябинка

На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.

(Потягивания – руки вверх.)

Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.

(Вращение туловищем вправо

и влево.)

Но рябинка только гнется,
Не печалится – смеется.

(Наклоны в стороны.)

Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.

(Дети машут руками, изображая ветер.)


Выполняют
упражнения





III. Творческая практическая

деятельность

Выполнение рисунка человека

в русском народ-

ном костюме

(мужской или женский образ –

по выбору).

Музыкальный фон: Академический русский народный оркестр

имени

Н. П. Осипова «Любимая балалайка»

– Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию и умение работать. Правильно

расположите фигуру человека на формате вашего листа. Прочитайте в учебнике задание на с. 39 и начинайте работать
по плану.

– Внимательно рассмотрите народный

костюм, расцветку его элементов и их расположение. Попробуйте использовать элементы народного костюма в своей
работе

Выполняют творческую

работу

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой

деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют свою работу.

Коммуникативные: зада-

ют вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения фигуры крестьянки

или крестьянина; строят индивидуальную деятель-

ность в полном цикле: ставят цели, анализируют ситуацию, планируют, практически реализовывают, получают готовый продукт

Наблюдение.

Выполнение творческой работы

IV. Итог урока.

Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

– О чем может рассказать нам русский народный костюм?

– Из каких элементов состоит русский народный костюм?

– Какой цвет особенно любили на Руси?

– Какими головными уборами украшали голову?

Рассматривают работы, оценивают работу свою

и одноклассников, сравнивая их

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои знания с оценкой увиденного в произведениях русского искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы

Урок 7. КАлендарные праздники

Цели деятельности педагога

Сформировать представления о понимании красоты народных обрядов и традиций в русской культуре, создать условия для развития интереса к истокам культуры своего города, формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям
русского народа

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре и традициях России, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; уясняют суть понятий «раек», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную
задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте народных праздников, обрядов и обычаев

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, «народный календарь», «обряд», «традиции», образ, цвет, тон, композиция

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: http://www.artonline.ru, www.openclass.ru, www.bibliotekar.ru

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Календарные праздники», репродукции картин художников: Б. Кустодиев «Праздники в деревне», «Масленица»; И. Соколов «Ночь на Ивана Купалу»; Л. Соболь «Батик. Ночь на Ивана Купала».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)

Оборудование

Доска, проектор, компьютер; материалы: листы бумаги, гуашь, кисти, салфетка, стаканчик-непроливашка

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уча-

щихся к усвоению изучаемого материала.



Проверяет готовность обучающихся к уроку. Читает стихотворение.

Мой друг, заглянем в старь,

Откроем народный календарь!

Смотрится отменно,

А польза несомненна.

Все праздники он знает

И нам напоминает!

– Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

– Правильно, календарь.

– Сколько месяцев в году?

– А сколько времен у года?

– Откуда произошло слово календарь?
(Из Древнего Рима.)

–Чем отличается народный календарь

от других календарей? Попробуем разобраться

Получив целе-

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

нально выражают свое отношение к стихотворению
о календаре.

Отвечают
на вопросы

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться











Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Народный календарь».

Просмотр презентации «Народный календарь».


























Просмотр презентации «Народный календарь».




































Просмотр презентации «На-

родный календарь».

– На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов. Эти три различные исчисления времени не всегда совпадали.

– Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и ос-

новная масса обрядов и праздников

носила аграрный характер. Праздники отмечались главным образом после важ-

ных трудовых периодов, в сравнительно свободное от работ время или же в переломные, кризисные моменты в явлениях природы.

– Народный календарь родился много

веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Он существовал и передавался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке. Однако уже в XVII в. существовали «заветные, колдовские тетрадки», в которых народные знания, народный опыт фиксировался письменно. Наряду с ними в русских деревнях были и деревянные календари, на которых специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, праздники. «Знатник» – умеющий разбираться в этих зарубках человек – всегда мог сказать односельчанам, «когда сеять, когда жать, когда
в скирды метать», когда какого святого почитать.

Народный земледельческий календарь

опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего

и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты. Новый солнечный
год по этому календарю начинался тогда, когда, по мнению крестьян, солнце поворачивало к новому свету, в дни зимнего солнцеворота. При определении сроков и продолжительности времен года русские крестьяне опирались на реальные климатические условия России. Зима у них была самым длинным временем года. Ее начало приходилось на первые числа октября, а конец – на последние числа апреля. Весна заканчивалась в двадцатых числах июня, а лето – в конце июля, затем начиналась осень.

– Жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря, фазами развития хлебов.

Особо выделялись в календаре 4 момента, связанные с Солнцем как источником света и тепла и условием произрастания всего в природе: это зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия.

– Назовите эти дни.


– В древности в эти дни гасили все огни

и древним способом (трением дерева
о дерево) возжигали новый. Позже эта традиция перешла на праздник Пасхи.

Приведем примеры.

– Масленица. Что вы знаете об этом
празднике?

В конце марта, в период весеннего равноденствия отмечали масленицу.

Масленица – праздник проводов зимы

и встречи весны. Непременным спутником этого весеннего праздника были блины, масляные блины. Своей формой они символизировали солнце. Тысячу лет назад вид блинов был еще ближе
к древнейшему схематическому изображению Солнца. Объевшись масляными блинами, над толпой возвышалась сама Масленица – олицетворение конца зимы и начала сезона плодоношения. На празд-

нике она присутствовала в виде чучела, разодетого в женские одежды. Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным захоронением Масленицы – чучело (изображение божества зимы и смерти – Мары) сжигали или, разорвав, разбрасывали по полям, закапывали.

Ознаменовав приход весны, передав свою силу полям, Масленица должна

была теперь упокоиться до следующего года.

– День Ивана Купалы. Что это за праздник?

Купала – божество славянской мифологии, связанное с культом солнца. Во время праздника оно было явлено чучелом мужского, а иногда и женского пола.

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников,
исторический

материал.























































22 декабря;

21 марта;

22 июня;

23 сентября.




Отвечают
на вопросы.



Фронтальная работа.






























































Фронтальная работа.






Фронтальная работа.



Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке народных традиций, понимают значимость исторического прошлого города.

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
о народных традициях
в произведениях художников.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их
































































Устные
ответы


Просмотр презентации «Народный календарь».

Украшением и символом праздника был цветок иван-да-марья. Согласно поверь-
ям, в ночь на Ивана Купалу распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника, указывавший место закопанных кладов. Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и открыть клад считалось делом почти невозможным. Особо доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес. Веками из уст в уста передавались в народе небылицы о таких простаках. Вечером на Ивана Купалу магическим обрядом добывания «живого огня» начиналось главное действо: от затеплившегося огня возжигались священные костры, и самый удалой народ пускался прыгать через них. Каждый стремился прыгнуть повыше, потому что волшебным образом от высоты прыжка зависела высота хлебов. Вокруг костров водились хороводы.






Физкультминутка

См. урок 6 («Рябинка»)

Выполняют упражнения




III. Творческая практическая деятельность

Изображение

народного праздника Масленицы или Ивана Купа-

лы (по выбору).

Музыкальный фон: Академи-

ческий русский народный оркестр имени

Н. П. Осипова «Любимая балалайка»

Задает вопросы по теме урока. Объясняет задание.

– Приступим к выполнению творческой работы.

Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию и умение работать.

Выполните задание № 2 на с. 42

Отвечают

на вопросы. Выполняют творческую

работу

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составля-

ют план и последовательность действий; контролируют сличение способа

действия и его результата.

Коммуникативные: активно работают в группах; задают вопросы

для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Наблюдение.

Выполнение творческой работы

IV. Итог урока.

Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа.

– Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

– Что такое народный календарь?

– Рассмотрите выполненную вами работу и подумайте, все ли у нас получилось.

Удалось ли нам передать атмосферу народного праздника?

– Сегодня на уроке вы хорошо потрудились. Поаплодируем себе.

Молодцы!

Рассматривают выставку работ, оценивают работу свою и одноклассников, сравнивая их

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои знания о народных традициях и обрядах с оценкой увиденного
в произведениях русского искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы

Урок 8. Народные праздники

Цели деятельности педагога

Сформировать представления о понимании красоты народных обрядов и традиций в русской культуре, создать условия
для развития интереса к истокам культуры своего города, формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского народа

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре и традициях России, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «раек», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте народных праздников, обрядов и обычаев

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; коллективная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, раёк, традиции, образ, цвет, тон, композиция

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: http://www.samopal.net›stixi/2069, http://www.leontiev.ru, http://www.vlg.rodgor.ru

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Царицынская ярмарка», репродукции картин художников: Б. Кустодиев «Праздники

в деревне», И. Куликов «Базар с баранками», «Ярмарка».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: В. Леонтьев «Разноцветные ярмарки», сл. Р. Улицкого, русский текст Б. Пуpгaлина, муз. Я. Лацкoвcкого

Оборудование

Бумага (лист ватмана, А4), гуашь, кисти, салфетка, стаканчик-непроливашка, клей, ножницы, цветная бумага

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся


Формы
организации совзаимодействия


Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся

к уроку. Читает стихотворение.

Народ собрался на площади.

Шум, веселье вокруг.

На карусели лошади

Мчат нас за кругом круг.

Куклы, медведь дрессированный,

Цыганки пестрый наряд.

Смех, на ходулях клоуны,

Вверх качели летят.

Гогот, писк и мычание.

У коров грустный взгляд.

Лает пес и отчаянно

Поросята визжат.

Можно здесь купить семечки,

Сапоги и парчу.

Развеселое времечко.

Эх! Гуляй! Не хочу!

– Леденцы, сладки прянички!

Налетай, детвора!

Грушки, спелые яблочки.

На гармошке игра.

Здесь глаза разбегаются.

Бус, платков пестрота.

– Эй! Девчата! Красавицы!

Глянь! Кака лепота!

Закличка на ярмарку.

Получив целе-

вую установку,
слушают учителя, отзывчи-

во и эмоцио-

нально выражают свое
отношение

к стихотворению о ярмарке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться











– Ребята, как вы думаете, о чем идет
речь в стихотворении?

– Правильно о ярмарке, стихотворение так и называется – «Ярмарка».

– Ребята, сегодня на уроке вы познакомитесь с историей и традициями ярмарочных гуляний





Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Царицынская ярмарка».




– До революции главными праздниками

были церковные.

Ярмарки Царицынского уезда в XIX в. приурочивались ко Дню святой Троицы, празднику Покрова Пресвятой Богородицы, Крещению, устраивали ярмарку в честь Воздвижения Креста Господня. Каждая из них продолжалась от трех

до десяти дней, и торговать приезжали издалека.

Царицын стоял на перекрестке самых важных российских дорог, и здесь ежедневно велся транзитный торг: заключали сделки по продаже нефти и керосина,
хлеба и древесины, рыбы и арбузов,
а также соли, которые потом отправлялись на Кавказ и в Центральную Россию.

Окрестные крестьяне привозили свои припасы и торговали в городе чаще всего
в воскресные дни. И все же простой люд с нетерпением ждал ярмарку – это было одно из ярких городских развлечений, куда собиралась масса народу со всей губернии. В то время, как и сейчас, ярмарка была не просто местом торговли, но и одним из главных событий и местом для встреч. Недаром говорили: «Где двое – там рынок, трое – базар, а семеро – ярмарка».

Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы.



Фронтальная работа.








Личностные: имеют мотивацию учебной дея-

тельности, способность

к эстетической оценке народных традиций, понимают значимость исторического прошлого города.

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о народных традициях в произведениях художников.

Регулятивные: принима-

ют и сохраняют учебную задачу; осознают недос-

таточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное

монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их








Просмотр презентации «Царицынская ярмарка».














– Ребята, как вы думаете, как развлекались люди на ярмарке?

На ярмарке было множество развлечений, о которых в будни можно было только мечтать. На карусели катались не только дети, но и молодежь. Ребятня замирала возле райка.

– Кто знает что такое «раек»?

Это небольшой деревянный ящик, в который вставлялась длинная бумажная лента с картинками. На картинки нужно было смотреть сквозь увеличительное стекло, вставленное в окошки райка. Оживлял действие раешник, который перематывал ленту и делал уморительные комментарии к картинкам. Не обходилось на ярмарке и без шарманки, под звуки которой разыгрывались целые кукольные представления.

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют картины

художников,

исторический

фотоматериал,

информацию из других источников.

Фронтальная работа.























Просмотр презентации «Царицынская ярмарка».

– Что такое шарманка?

– Правильно, это музыкальный духовой инструмент.

Скоморохи со своими шутками, прибаутками, плясками и песнями неизменно собирали вокруг себя толпу людей, в основном ребятни.

Обычно торговцы и ремесленники расставляли свои изделия рядами. Над торговыми рядами витал стойкий запах съестного. А еще стоял невообразимый гул. Продажа товара сопровождалась громкими призывами. Кстати, недавно при раскопках в Волгограде нашли пепельницу
с нанесенным на нее рекламным текстом. Так что реклама и в те времена была двигателем торговли, только по большей части она была устной: с шутками
и прибаутками торговцы расхваливали свой товар, зазывали покупателей.

Главным предметом торга на царицынских ярмарках был «калмыцкий скот», которого за ярмарку наторговывали на 125 тысяч рублей.

Как ни странно, но едва ли не самыми распространенными занятиями в Царицыне были выпечка кренделей, которые потом отправляли в калмыцкие улусы, шитье тулупов и изготовление изделий из дерева.

На базаре между рядами и среди публики ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки. Уже перед революцией Царицын заявил о себе как столица горчично-маслобойных заводов. Продукция их находила себе сбыт на рынках не только России, но и Франции, Дании, Китая, Турции, Болгарии, Сербии и Персии. К началу ХХ в. список пополнили мыловаренный завод, две ватные фабрики, чулочная фабрика и три кондитерских. Всего в Царицыне было 10 площадей – все, за исключением двух, были немощеные. Базарная площадь считалась одной из главных. Располагалась она на территории, прилегающей справа к Площади Павших борцов (бывшая Александровская площадь, где размещались самые дорогие магазины Царицына), и ограничивалась современными улицами Мира, Островского и Советской. Почти все ее пространство заполняли длинные торговые ряды, на первых этажах которых тоже велась торговля.

В 1913 г. через эту площадь пролегла первая в городе трамвайная линия.

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная работа.


Устные
ответы















Просмотр презентации «Царицынская ярмарка».






















Фронтальная работа




Физкультминутка. Пауза общего воздействия

Ярмарка огневая, яркая!

(Поднять руки вверх.)

Ярмарка плясовая, жаркая!

(Руки на пояс.)

Гляньте налево – лавки с товаром!

(Поворот налево за рукой.)

Гляньте направо – веселье даром!

(Поворот направо за рукой.)

Подходи, честной народ!

(Прямо, руки развести в стороны.)

Ярмарка к себе зовет!

(Прямо, руки на пояс.)

Ярмарка не даст скучать!

(Руки вытянуть вперед.)

Петь заставит, танцевать!

(Опустить руки вниз.)

Выполняют упражнения




III. Творческая практическая деятельность

Изображение народного праздника «Осенняя ярмарка».

Музыкальный фон: В. Леонтьев «Разноцветные ярмарки»

Делит учащихся на три группы.

– Приступим к выполнению творческой работы – панно «Осенняя ярмарка».

Перед вами необходимые материалы.

Вы должны проявить творческую фантазию и умение работать.

1-я группа – рисует на больших лис-
тах пейзаж, где будет проходить народное гуляние.

После полной компоновки панно дори-

совываются деревья и другие детали.

2-я группа рисует на бумаге и вырезает избы, колодец, карусели, потешные балаганчики, учитывая, что предметы вдали должны быть меньше по размерам. Они украшают заготовки деталями декора и аккуратно вклеивают в панно.

3-я группа выполняет фигурки людей
в праздничных костюмах. Они вырезают их и аккуратно вклеивают заготовки

в панно

Выполняют творческую работу

Групповая работа

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа

действия и его результата.

Коммуникативные: активно работают в группах; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники

исполнения рисунка и панно

Наблюдение.

Выполнение творческой работы

IV. Итог урока.

Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

– Чем славилась Царицынская ярмарка?

– Рассмотрите выполненную вами коллективную работу и подумайте, все ли

у нас получилось. Удалось ли нам передать атмосферу народного праздника?

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Поаплодируем

себе. Молодцы!

Рассматрива-

ют коллек-

тивную работу – «Осенняя
ярмарка», оценивают работу свою и од-

ноклассников, сравнивая их

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои знания о народных традициях и обрядах с оценкой увиденного
в произведениях русского искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы




4