СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологические карты уроков изо в 4 классе. Школа России. К учебнику Л.А. Неменской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологические карты уроков изо (с 9  по 15 урок) в 4 классе. Школа России. К учебнику Л.А. Неменской

Просмотр содержимого документа
«Технологические карты уроков изо в 4 классе. Школа России. К учебнику Л.А. Неменской»

Урок 9. Родной угол

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам русского деревянного зодчества

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; познакомятся с укреплением древнерусского города.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную
задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, архитектура, деревянное зодчество, сторожевая башня, частокол, ров, образ, цвет, тон, композиция

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: www.art.ioso.ru, http://ru.wikipedia.org

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Древние города нашей земли».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, листы бумаги, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка,
салфетка









Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся

к уроку.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Много нового узнать

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к происходящему

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для чело-

века и принимают его;
имеют желание учиться

Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рассказ с элементами беседы по теме «Родной угол».














Просмотр мультимедийной

презентации

«Родной угол».




Просмотр мультимедийной

презентации

«Древнерусский город-крепость».

– Сегодня мы будем говорить о городах.

Какие города Древней Руси вы знаете?

– В древности специальных крепостей

не строили. Но укрепленные поселки

были известны еще древним славянским племенам. В Древней Руси все укреплен-
ные поселки назывались городами.

Укрепления древних русских городов
поначалу были деревянными (позднее –

из камня) и должны были лишь задер-

жать врага, предоставив защитникам прикрытие, откуда они могли поражать неприятеля стрелами. Для строительства города выбирали площадку, защищенную со всех сторон естественными препятствиями: лесными чащами, болотами, оврагами, реками. Часто это был мыс или полуостров, образуемый двумя реками. По краю площадки строили деревянный частокол. С незащищенной стороны (поля) рыли глубокий ров и насыпали вал. Над воротами ставили высокую башню. Со временем вместо частокола из бревен (тына) стали возводить более прочные деревянные стены из срубов (из венцов или городней), заполненных землей. Отсюда пошло выражение «срубить город».

Башни назывались в старину вежами, столпами, кострами, стрельницами.

В стенах башен делались отверстия
для стрельбы, называвшиеся бойницами. Проезжие башни служили для въезда и выезда из города, подзорные – для наблюдения за отдаленной местностью;

эти последние делались выше и оканчивались караульной вышкой. Башни располагались по углам ограды и у длинных участков стены, выступая из-за стены на 2–3 м.

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют.



Фронтальная работа.









Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;

активно слушать одно-

классников и учителя;

вступать в коллективное
учебное сотрудничество,
принимая его условия

и правила; рассуждать

и находить ответы на вопросы, формулировать их






Устные
ответы


Физкультминутка

См. урок 1

Выполняют упражнения




III. Творческая практическая деятельность

Изображение сторожевых башен.

Музыкальный фон: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка»

– Прочитайте задание на с. 52.

Объясняет последовательность выполнения работы.

– Обозначьте на листе двумя линиями
широкую полосу. В этой полосе нарисуй-
те из одних и тех же деталей (треугольник и прямоугольник), меняя их пропорции, разные по образу башни: высокие, стройные и массивные, приземистые.

При этом у всех башен сохраняется одна и та же высота. Придумайте как можно больше разных башен

Составляют план работы. Рисуют красками

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения панно

Наблюдение.

Выполнение работы

IV. Итог урока.

Рефлексия

Выставка коллективной работы обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненные вами работы и подумайте, все ли у нас получилось. Удалось ли нам передать образ сторожевых башен?

Рассматривают панно, оценивают работу свою и од-

ноклассников

Фронтальная работа

Личностные: понимают
значение знаний для чело-

века, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения архитектуры родного края с оценкой увиденного в произведениях русского зодчества.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы




Тема. Древние соборы

Цели деятельности педагога

Формировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истории создания соборов Москвы

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления об истории искусства России, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее

место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «собор», «храм», «колокольня», «живопись»; познакомятся с работами известных художников, изображавших древние храмы Москвы.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Москвы

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, графика, образ, цвет, тон, композиция

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: http://www.ustsarschool.ucoz.ru, www.piter.fm, www.ruskg.info.ru., http://ru.wikipedia.org, www.zvon.ru

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Древние соборы Москвы и городов России», репродукция картины А. М. Васнецова «Московский Кремль».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: Звон Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры, исп. игумен Михей (Тимофеев); песня «Малиновый
звон», сл. А. Поперечного, муз. А. Морозова, исп. Н. Гнатюк

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка, листы бумаги

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая

и мотивационная подготовка учащихся к усвое-

нию изучаемого материала.

Музыкальный фон: Звон Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры, исп. игумен Михей (Тимофеев)

Проверяет готовность обучающихся
к уроку. Читает стихотворение.

Колокольный звон

Музыка над городом плывет

Радостно, торжественно, красиво…

Колокольный звон… Какая сила!

Чистый звук, что за душу берет.

Звон плывет, взмывая в облака,

Он как свет: прозрачный и хрустальный.

И парит над миром чудо, тайна,

Возродившись к жизни на века.

Т. Лаврова

– Какую сейчас музыку мы с вами слышали?

– Ребята, скажите, где можно услышать колокольный звон?

– Правильно. И сегодня мы поговорим
о древнерусских соборах, их истории

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

нально выражают свое отношение к стихотворению
и к колокольному звону.



Отвечают
на вопросы

Фронтальная работа

Личностные: понимают
значение знаний для чело-

века и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение
к культуре Руси














Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Древнерусские соборы».

Просмотр мультимедийной

презентации

«Древнерусские соборы».






















Просмотр мультимедийной презентации «Древ-

– Первые храмы на Руси начали строить
с принятием христианства. Внешний вид
православного храма напоминал богатыря, стоявшего на страже: прочные стены, небольшие щелевидные оконца, напоминавшие бойницы, шлемовидный купол.

Церкви имели в Древней Руси не только культовое, но и большое общественное значение. Церковные здания возводились из дерева, камня и кирпича.

– Что же представляют собой древнерусские храмы? Каждый из них имеет простую форму, близкую к кубу. Завершением служат купольные главы. Число

их может быть различным: одна глава –

в честь Иисуса Христа, три главы –

в честь Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырех евангелистов,

а семь – число церковных таинств.

Храм – здание, в котором происходят религиозные обряды. Храм – это модель Вселенной, ориентированная по сторонам света.

Собор – крупный храм, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана.

Колокольня – сооружение для подвески
колоколов, стоящее отдельно от храма

или являющееся его частью. Колокольни часто имели значение дозорных башен,

а также высотных композиционных центров в ансамблях кремлей, монастырей.

– Рассмотрите изображения древнерусских соборов в Москве. Какие чувства

вы испытываете, когда смотрите на них?

Слушают учи-

теля, отвечают на вопросы.

Обсуждают, сравнивают, анализируют.



























Ответы учащихся.

Фронтальная работа.



























Фронтальная работа.

Личностные: имеют мо-

тивацию учебной дея-

тельности, способность

к эстетической оценке
произведений русской живописи, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осо-

знанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях

искусства; осуществляют

поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
о храмах Руси.

Регулятивные: принима-
ют и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;

согласовывать свои дей-

ствия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать

в коллективное учебное

сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их



нерусские соборы».



















Просмотр мультимедийной

презентации

«Древнерусские соборы».

Много площадей в Москве, но всем им прабабушка – Соборная площадь в Кремле. Площадь окружают три величавых собора – Успенский, Благовещенский
и Архангельский и возвышается колокольня Ивана Великого. У собора – свой облик и назначение. Московский князь Иван III призвал из Италии Аристотеля Фиораванти. Итальянский архитектор
и военный инженер получил от князя почетный заказ: соорудить главный храм государства – Успенский. Выполняя заказ, Фиораванти поставил в Москве храм, похожий на Владимирский, но еще более торжественный и величавый.

По соседству с Успенским стоит нарядный Благовещенский собор – домовая церковь великого князя. В этом соборе работали великие художники, и среди них художник Андрей Рублев.

Был закончен в начале XVI в. и Архан-

гельский собор – самый пышный из всех кремлевских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными пирамидами. Он напоминал сказочный заморский дворец. Строил собор – усыпальницу московских князей итальянский архитектор Алевиз Новый.




































Фронтальная работа




Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть

Выполняют упражнения




III. Творческая практическая деятельность

Изображение древнерусского храма или собора.

Музыкальный фон: песня «Малиновый звон», исп. Н. Гнатюк

– Приступайте к выполнению работы
по плану:

1. Подумайте, какое расположение лис-

та – вертикальное или горизонтальное – нужно использовать для вашей работы.

2. Начинайте рисунок с разметки уровня горизонта.

3. Размещайте на дальнем плане объекты мельче и бледнее, на ближнем плане –

крупнее и четче.

4. Завершающий этап – выполните работу в цвете

Составляют план работы. Рисуют красками

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Наблюдение.

Выполнение работы

IV. Итог урока.

Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненные вами работы и подумайте, все ли у нас получилось.

Удалось ли нам изобразить древнерусский собор?

Рассматривают выставку, оценивают
работу свою
и одноклассников

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения

Устные
ответы

Обобщающая беседа

– На уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы!

Читает стихотворение.

Россия

Здесь теплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков

И землю водою святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины, кроме России –

Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

П. Синявский



из жизни с оценкой уви-

денного в произведениях искусства.

Регулятивные: адекватно оценивают свою работу

и работу своих однокласс-
ников


Тема. Города Русской земли

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; смогут уяснить суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; познакомятся с укреплениями древнерусского города.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; коллективная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, архитектура, зодчество, сторожевая башня, звонница, собор, образ, цвет, тон, композиция

Оборудование

Альбом, карандаши.

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяют готовность обучающихся

к уроку.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Много нового узнать

Получив целе-

вую установку, слушают учителя

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Древние города нашей земли».
































– Сегодня мы будем говорить о городах.

– Какие города Древней Руси вы знаете?

– А что значит город-крепость?

– Во все времена, во все эпохи человек строил и защищал крепости. А крепости защищали его. Человек любил свои крепости, оберегал их, украшал башни взметнувшимися в небо шатрами, делал прекрасные ворота из кованого металла.

Он поднимался на стены и башни, чтобы вспомнить героические подвиги своих отцов и дедов. Возвращаясь из дальних стран, он издалека видел высокие баш-
ни, мощные стены. Крепости, подобно людям, не любили селиться в одиночку. Они, словно дружина богатырей, плечом к плечу сражались, поддерживая и помогая друг другу, и стали щитом своего государства, родной земли, щитом, не пустившим врага к самому святому, самому ценному.

Изборск – древнейший город в Псковской земле. Более того, он один их самых древних городов Руси. В одной из летописей XVI в. в связи с событиями IX столетия записано: «То ныне пригорок псковский, а тогда был в кривичех большой город». Кривичи – одно из самых многочисленных восточнославянских племен.

– Сегодня мы рассмотрим структуру

города-крепости.

Северо-западная башня – Плоская – стоит на самом углу преступной стены.

Пятиярусная (Талавская) башня находится в северо-западном углу крепости на краю преступной стены.

К югу от Талавской башни следуют круглые башни Вышка, Рябиновка, Темнушка. Эти ласковые названия упоминаются еще в описях XVI в. Круглые башни имеют форму неправильных усеченных конусов. Неправильность формы придает каждой из них своеобразие.

Башня Вышка – самая высокая и мощная, служила как сторожевая, ее высота

и теперь достигает 19 м, а в прошлом она была еще выше из-за деревянной надстройки – вышки для сторожевой охраны. Отсюда и ее название. Башня возвышается на западной, так называемой приступной стороне крепости и вместе с башнями Рябиновка и Темнушка представляла главную оборонную силу крепости. Из нее в поле вел тайный лаз.

Рябиновка расположена в центре приступной стены между Вышкой и Темнушкой. Башня глухая, имеет шесть ярусов, ее круглый мощный силуэт сам по себеуже был психическим оружием. Название, дошедшее до наших дней, – позднее, как ее первоначально называли, пока неизвестно.

Темнушка – последняя из трех башен приступной стены. Она прикрывала главный въезд в крепость, именно от нее начинался Никольский захаб – длинный и узкий проезд вдоль южной стены с внешними и внутренними воротами. Как и башня Рябиновка, имеет шесть ярусов.

Колокольная башня стояла за Никольскими воротами на южной стороне крепости, обращенной в сторону Пскова и к посаду. На ней почти до конца XIX в. стояла белая двухпролетная звонница со «сполошным» колоколом, возвещающим
о приближающейся опасности. Его мощный голос был слышен даже в Пскове.

Поэтому и саму звонницу на башне называли Сполошной. Эта башня – единственная, сохранившаяся с нетронутой до сих пор своей «живой» поверхностью, радующей глаз.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Обсуждают, сравнивают, анализируют.

Фронтальная работа.



Личностные: имеют мотивацию учебной дея-

тельности, способность

к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
о красоте деревянных построек русского зодчества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Устные
ответы.





– Так сколько всего башен было в Из-

борске?

– Рядом с башней находится Тайник

ступенчатая траншея, перекрытая сводом, ведущая к колодцу – роднику, из которого изборяне брали воду во время осад. Длина подземной галереи – около 40 м. Псковичи и изборяне в первой половине XV в. усилили Изборскую крепость не только башнями, но и утолщением стены: с внешней ее стороны был дополнительно приложен толстый слой плиты. Одновременно увеличили и высоту стены. За стенами крепости возвышается белый собор. Он посвящен Святому Николаю: перенося город на другое место, изборяне сохранили своего покровителя.

Простота форм собора, пропорциональность его центрального куба, увенчанно-

го одной главой, стоящей на мощном
барабане, сильно выступающая апсида со щелями-окнами – все это создает впечатление уравновешенности и силы.

Это один из самых выразительных памятников зодчества на Псковской земле. Строгость облика в целом сближает этот храм не столько с псковскими, сколько с новгородскими постройками.

Кресты на стене Изборской крепости
расположены с напольной стороны. Древние изборяне верили, что эти символические знаки охраняют город от врага. Могучая Вышка с вылазом и примыкающая к ней покрытая красновато-желтым лишайником стена со знаками крестов

и сейчас создают ощущение силы, мощи, несокрушимости. Это ощущение прекрасно передано Н. К. Рерихом в картине «Дозор», хранящейся в Русском музее. На ней запечатлен воссозданный воображением художника эпизод: вдоль напольной стены возвращаются к Вышке усталые воины-изборяне. Ворота до сих пор поражают своей суровой мощью.

В XVI в. захаб перекрывался металлическими решетками. Чрезвычайно интересен в Изборске тайник – тайный ход
к воде. Начинаясь в крепости возле Колокольной башни, он идет по южному склону горы к ее подножью – к источнику. Сейчас начало тайника в крепости не найти: оно засыпано землей.

Отвечают
на вопрос.



Устные
ответы


Физкультминутка.

Пауза общего
воздействия

Мы в лес пошли, топор нашли.

Дрова рубили: Ах! Ух! Ох! Их!

Руки – в замок, энергичные наклоны вперед

Выполняют упражнения




III. Творческая практическая деятельность

Создание рисунка «Древний город»

Объясняет порядок выполнения работы.

– Выполните задание на с. 58.


Составляют план работы

Рисуют карандашами.






Коллективная работа

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: зада-

ют вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения панно

Наблюдение.

Выполнение работы

IV. Итог урока. Рефлексия

Выставка работы обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненную вами работу и подумайте, все ли у нас получилось. Удалось ли нам передать образ древнерусского города-крепости?

– Крепость в легендах Запада и Восто-

ка – это всегда хранитель священного.
И неважно, как называть этот священный центр – Ось Мира, Чаша Христова, Святой Грааль, Небесный Иерусалим,

Небесный Камень или как-то еще. Есть много названий, но суть одна – это то, что невозможно описать словами, но ради чего только и стоит жить на свете.

Человек, по древним легендам, сам символически представляет собой крепость со священным центром, находящимся
в сердце. Пока не откроешь в себе сердце, пока не найдешь собственный центр, ты ничего не узнаешь ни о своей судьбе, ни о своем предназначении...

Рассматривают панно, оценивают работу свою и одноклассников

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения архитектуры родного края с оценкой увиденного в произведениях русского зодчества.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Устные
ответы


Тема. Древнерусские воины-защитники

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса детей к изображению богатырей в русском искусстве

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления об истории искусства России, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «графика», «декор», «живопись»; познакомятся с работами известных художников, изображавших древнерусских воинов-защитников.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте мужского образа древнерусского воина

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, графика, образ, цвет, тон, композиция

Оборудование

Материалы и инструменты: простой карандаш, уголь, листы бумаги

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.


Проверяет готовность обучающихся
к уроку.

То не грозное небо хмурится,

Не сверкают в степи клинки,

Это батюшки Ильи Муромца

Вышли биться ученики.

За победу их ветры молятся,

Ждут их тернии и венцы,

Разгулялися добры молодцы,

Распотешились молодцы.

Припев:

Эх, да надобно жить красиво,

Эх, да надо нам жить раздольно,

Богатырская наша сила,

Сила духа и сила воли.

Богатырское наше правило –

Надо другу в беде помочь,

Отстоять в борьбе дело правое,

Силой силушку превозмочь.

Припев.

– Как вы думаете, о чем сегодня пойдет
речь на уроке?

– Правильно, о богатырях, воинах, защитниках Руси

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к прослушанной песне.












Отвечают
на вопрос

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к культуре Руси






















Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Древнерусские воины-защитники».























– Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать по теме русского искусства. Мы посмотрим, какие же люди жили на Руси в древности, познакомимся с картинами художников, изображавших русских сильных людей, защитников Родины, а также попробуем сами создать образ древнерусского воина-защитника.

– В Древней Руси сложились определенные представления о русских богатырях, воспетых в былинах. В древнерусском языке слову «богатырь» соответствуют слова «храбрец», «удалец».

В народе про богатырей сложили много пословиц и поговорок, например: «Не родом богатырь славен, а подвигом».
Это значит, что богатырь славен своими делами. «Доброе братство дороже богатства» – это значит, что дружба, братство, единый дух всегда дороже всего на свете, любых материальных благ.

– Давайте посмотрим на картину худож-

ника В. М. Васнецова «Богатыри».

Может, кто-нибудь из вас назовет мне былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

– Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. Богатыри возвышаются над линией горизонта, и этим подчеркивается значительность их образов.

Илья Муромец был среди них старшим, по преданию, он сын рязанского кресть-

янина. Прославился он победой над монголо-татарами и над Соловьем-разбойни-

ком. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам.

Добрыня Никитич прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести.

Алеша Попович не только силен, но и хи-

тер, смекалист. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию, героем в знаменитой битве на реке Калке.

– Давайте рассмотрим картину этого же художника «Богатырский скок».

– Как изображает богатыря В. М. Васнецов?

– Рассмотрим картину Павла Корина «Александр Невский».

– Что вы можете сказать про этого героя?

– Князь Александр Невский в возрасте

20 лет со своей дружиной разгромил
шведов на реке Неве. С тех пор князя стали называть Невский. Его фигура на картине занимает все полотно.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Обсуждают, сравнивают, анализируют.

Фронтальная работа.

Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русской живописи, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
о мужественном образе древнерусского воина-защитника.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их


Устные
ответы.

Отвечают
на вопросы.






















Двое учащихся выразительно декламируют стихотворение, класс внимательно слушает.











Отвечают
на вопросы.

















































Фронтальная работа.








Устные
ответы.








































Устные
ответы

















Руки сжаты на рукояти меча, за спиной развевается древнее русское знамя. Лицо князя – решительное, взгляд непоколебим. Специально опущена линия горизонта, чтобы показать значительность образа. Художник правдиво передает все детали воинского снаряжения.

– Как выглядел древнерусский воин-дружинник, каким оружием он защищал страну?

Шелом (шлем) – это воинский головной убор с высокой колоколовидной тульей
и длинным шпилем («навершием»).
На Руси были распространены шлемы куполообразной и сфероконической формы.

Древняя «броня», защищавшая тело воина, имела вид рубашки длиной до бедер, она была сделана из металлических ко-
лец («кольчуга») или пластин («броня», а позднее – «панцирь»).

«...Русичи великая поля чремными щиты прегородиша...» («Слово о полку Иго-
реве»).

– А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах? (Щит, копье, меч.)

Древнейший русский щит (VIII–XI в.), круглый, достигавший четверти человеческого роста, был удобен для парирования ударов.








Отвечают
на вопросы.















Отвечают
на вопросы.








Фронтальная работа.









Устные
ответы.















Устные
ответы.














Колющее оружие – копье.

Меч состоял из широкой, острой с двух
сторон полосы, то есть клинка, и из крыжа – рукояти, части которой именовались: яблоко, черен и огниво.

– Скажите, к какому виду искусства
можно отнести те картины, которые
мы с вами рассматривали? (Живопись.)

– Но не только художники-живописцы посвящали свои картины древнерусским воинам-защитникам. Давайте посмотрим и другие произведения.

– В. А. Фаворский выполнил гравюру
на дереве, иллюстрацию к литературному
произведению «Слово о полку Игореве». К какому виду искусства относится данное изображение? (Графика.)

– К «Слову о полку Игореве» были сделаны и другие, более древние иллюстрации-миниатюры.

– Какими же чертами характера должен обладать богатырь? (Храбрость, мужество, сила, смелость, достоинство, честь, ум, упорство, преданность
Родине.)






Отвечают
на вопрос.






Отвечают
на вопрос.











Фронтальная
работа.















Устные
ответы


Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуть, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть

Выполняют упражнения

Фронтальная работа



III. Творческая

практическая деятельность

Изображение
образа воина-

защитника, древнерусского богатыря

– Приступайте к выполнению задания
по плану:

1. Подумайте, какое расположение листа (вертикальное или горизонтальное) нужно использовать для вашей работы.

2. Наметьте лицо и шею богатыря,
его фигуру.

3. Покажите детали костюма.

4. Прорисуйте черты лица.

5. Окончательно доработайте образ воина-защитника

Составляют план работы.

Рисуют графическими материалами

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют применять полученные

знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контро-

лируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Наблюдение.

Выполнение

работы

IV. Итог урока. Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненные вами работы и подумайте, все ли у нас получилось.

Удалось ли нам передать образ русского богатыря?

– Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы!

Рассматривают выставку, оценивают работу свою
и одноклассников.

Отвечают
на вопросы

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения из жизни с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы




Урок 13. Золотое кольцо России. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства Руси

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «Золотое кольцо России», «ритм», «рельеф»; смогут познакомиться с древнерусскими городами.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте зодчества Руси

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, архитектура, «Золотое кольцо России», рельеф, ритм, образ, цвет, композиция

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: http://www.nsportal.ru, http://ru.wikipedia.org

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Древние города нашей земли».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: простой карандаш, листы бумаги, салфетка

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся
к уроку. Вступительное слово.

Посмотрите все на меня!

Сегодня экскурсоводом работаю я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

– Готовы?

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

нально выражают свое отношение к происходящему

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для чело-

века и принимают его; имеют желание учиться

Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рассказ с элементами беседы по теме «Древние города нашей земли».





– Сегодня мы снова отправимся в путешествие и побываем в нескольких древних русских городах, которые входят
в «Золотое кольцо России».

– А почему кольцо? Почему золотое?

– В конце урока я надеюсь, вы сами сможете ответить на эти вопросы.

В путешествие мы отправимся из Москвы. У вас на партах лежат тетради.

На доске – наша маршрутная карта.
На ней мы будем отмечать города, в которых побываем.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают, сравнивают, анализируют.




Фронтальная работа.


Отвечают
на вопросы.






Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;

согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их




Устные
ответы.








Просмотр мультимедийной презентации

«Золотое кольцо России».


























Просмотр мультимедийной

презентации

«Древнерусский город-крепость».



– Кто сможет показать на карте Москву?

– Что вы знаете об этом городе?

– А кто основал Москву? (Юрий Долгорукий в 1147 г.)

– Из Москвы мы едем на северо-восток и прибываем в Сергиев Посад.

Город Сергиев Посад.

Слово «посад» – поселение ремесленников. Здесь жили и имели свои мастерские кузнецы и гончары, ткачи и кожевники, пушкари и хлебники и многие другие.
Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» обозначает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырем России.

– Давайте отметим этот город в маршрутной карте.

– Из Сергиева-Посада мы едем в Переславль-Залесский.

Этот город, как и Москва, был основан

князем Юрием Долгоруким. Здесь сохра-

нились старинные церкви и другие памятники архитектуры. Основной достопримечательностью Переславля-Залесского является Горицкий монастырь.

– Далее наш путь лежит в Ростов.

Первым из городов Золотого кольца был
Ростов Великий, который упоминается
в летописи уже во второй половине IX в.

Самая замечательная часть города – это Ростовский кремль. В Ростове мы обязательно полюбуемся ростовской финифтью. Финифть – это один из распространенных народных художественных промыслов. Медную пластину покрывают эмалью и сверху наносят рисунок, который затем обжигают. Так изготавливают броши, серьги, браслеты и другие украшения.

– И этот город отметим на своей карте.

– Следующая остановка на нашем маршруте – город Углич.

Город Углич стоит на реке Волге. Назва-

ние города, возможно, произошло от сло-

ва «угол». Река в этом месте изгибается, течет углом. В Угличе много памятников старины.

Усилиями реставраторов восстановлен архитектурный ансамбль Воскресенско-
го монастыря. А еще в Угличе работает большой часовой завод, где изготавли-
вают часы «Чайка».

– И этот город мы отметим в маршрутной карте.

– Из Углича мы с вами отправляемся
в Ярославль.

Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Яро-

славом Мудрым, имя которого и носит.
Город тоже стоит на великой реке Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. В центре города мы увидим памятник Федору Григорьевичу Волкову. Этот человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.

– Следующий город на Волге, в котором мы остановимся, – Кострома.

Если посмотреть на план города Костромы, можно заметить, что улицы здесь
расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина II приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. Кострому по праву называют жемчужиной Золотого кольца России. Кострома знаменита и Ипатьевским монастырем, с которым связана Ипатьевская летопись, где описываются наиболее важные события Киевской Руси. В Костроме происходило избрание

на престол Михаила Романова – первого из династии царей Романовых, правивших нашей страной до 1917 года.

– Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим еще один прекрасный город на Волге – Плес.

Свое название он получил от речного
плеса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.

Плес – город художников. Мы обязательно сможем увидеть их за работой.

Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом. Особенно любил Плес Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей Левитана и поставлен ему памятник.

Отметим этот город на карте.

– Из Плеса мы отправляемся в Суздаль.

Суздаль – древний город. Считается,
что он существовал уже к началу XII в. Там крепко обосновались бояре. Они

построили много не слишком больших,

но нарядных церквей. А позже Суздаль стал городом ремесленников-плотников, гвоздарей. Суздаль – всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества,

где собраны старинные постройки из де-

рева: церкви, избы, мельница.

– Отметим Суздаль на карте.

– От Суздаля совсем недалеко до Владимира. Этот город основал князь Владимир Мономах. Отсюда и его название. Красивый город стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Замечательный памятник старины – это Золотые ворота.

А вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным собором на Руси. Позднее по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.

– Из Владимира мы снова возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

– Ребята, вам понравилось путешествие?

– Чем оно вам запомнилось?

– Что получилось у нас на маршрутной карте?












Сообщения детей о городах.


















































































Отмечают города, о которых шел рас-

сказ, на карте.





























Отвечают
на вопросы.





Отвечают
на вопрос.








Фронтальная работа



Устные
ответы.








Устные
ответы


Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Плотно сомкните веки на 5 секунд, затем широко раскройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите

3–4 раза.

– Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4–6 раз.

– Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну

и 2 раза в другую сторону. Повторите 2–4 раза.

– Посмотрите на верхний левый угол

стены нашего класса, переведите взгляд
на кончик носа, а затем на верхний правый угол стены и снова на кончик носа.

Повторите 5–6 раз

Выполняют упражнения




III. Творческая практическая деятельность

Изображение карты путешествия по Золотому кольцу России. Музыкальный фон: русская народная музыка в исполнении Академического русского народного оркестра имени

Н. П. Осипова «Любимая балалайка»

Объясняет правила выполнения работы

– Начинайте работать над картой по плану:

1. Схематично в карандаше нарисуйте
карту нашего путешествия.

2. Дополните карту своими пояснениями (надписями)

Составляют план работы над картой.

Рисуют красками

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют

применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа

действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения панно

Наблюдение.

Выполнение работы

IV. Итог урока. Рефлексия.

Выставка кол-

лективной работы обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Что нового узнали вы на уроке?

Кому сегодня на уроке было интересно, поднимите веселый смайлик, а кому было очень скучно – грустный.

Спасибо за работу!

Рассматривают панно, оценивают работу свою и одноклассников

Фронтальная работа

Личностные: понимают
значение знаний для чело-

века, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения архитектуры родного края

с оценкой увиденного

в произведениях русского зодчества.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы


Урок 14. Узорочье теремов

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с русским деревянным зодчеством.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную
задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, архитектура, деревянное зодчество, терем

Образовательные
ресурсы

Кольцов, А. В. Стихотворения / А. В. Кольцов. – М. : Художественная литература, 1989.

Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Узорочье теремов».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, кисти, листы бумаги, стаканчик-непроливайка, салфетка

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого

материала

Проверяют готовность обучающихся
к уроку. Читает фрагмент стихотворения.

ТЕРЕМ

Там, где терем тот стоит,

Я люблю всегда ходить

Ночью тихой, ночью ясной,

В благовонный май прекрасный!

Чем же терем этот мил?

Чем меня он так пленил?

Он не пышный, он не новый,

Он бревенчатый – дубовый!

Ах, в том тереме простом

Есть с раскрашенным окном

Разубранная светлица!

В ней живет душа-девица.

А. В. Кольцов

– Ребята, а что такое терем, как вы думаете?

– А где вы впервые услышали упоминание о нем?

– Правильно, в русских народных сказках.

– Сегодня на уроке мы рассмотрим
строение терема, из каких деталей он состоит

Получив целе-

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

нально выражают свое отношение к стихотворению.






Отвечают
на вопросы




Фронтальная работа

Личностные: понимают
значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-

ценностное отношение

к русской культуре

Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Древнерусский терем».




Просмотр мультимедийной презентации «Узорочье теремов».













Просмотр мультимедийной презентации «Русская деревня».

Терем – жилой верхний ярус древнерусских хором или палат (дворец, чертог), расположенный над горницей (устраивалась на втором этаже) и подклетом (прямоугольный крытый однокомнатный простой бревенчатый дом). Мог
ставиться отдельно от основного корпуса

дома, на подклете (переходы), над воротами и соединялся с ним сенями – крытым переходом. До XVIII в. также употреблялись названия чердак или вышка.

В теремах красные окна (большое окно

с рамой) устраивались во всех стенах.

К теремам пристраивались башенки-
смотрильни
. К терему всегда применялся эпитет «высокий». Вокруг теремов
устраивали гульбища – парапеты и бал-
коны, огороженные перилами или решет-

ками. При каменных палатах терем мог быть как каменным, так и деревянным.

– Итак, посмотрим, что вы запомнили?

1. Первый этаж – это… (подклет).
Обычно нежилой, использовался для
хозяйственных нужд. Словом «клеть» называли жилую… (прямоугольную) постройку, а «подклет» – … (хозяйственный этаж), находящийся под жилым. Здесь хранили продукты, заготовки на зиму – зерно, муку, овощи.

2. Второй этаж – жилой, здесь располагались комнаты, которые в старину на-
зывались… (горницы) (от слова «гор-
ний» – верхний).

3. Третий этаж – … (светлица) – очень
светлое, в несколько окон помещение. В светлицах женщины обычно занимались рукоделием.

4. К дому примыкало высокое… (крыльцо), которое, как правило, выходило на юг.

5. Терем венчала высокая, необычной формы кровля с … (шатрами и бочонками-луковками).

– Молодцы!

Терем неоднократно упомянут в русских сказках.

– Посмотрите на эти иллюстрации, где изображен терем: В. М. Васнецов «Заречная слободка Берендеевка», 1885 г.;

«Подводный терем», 1884 г.; «Спящая
царевна», 1926 г.; «Сивка-бурка», 1926 г.

На мой взгляд, это замечательные иллюстрации сказок.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают, сравнивают, анализируют.






















Отвечают
на вопросы.

Фронтальная работа.


















Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют
поиск существенной ин-
формации (из рассказа
учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недос-
таточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их




























Устные
ответы



Физкультминутка.

Пауза общего
воздействия

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть

Выполняют упражнения

Фронтальная работа



III. Творческая практическая деятельность

Выполнение рисунка сказочного терема.

Музыкальный фон: русская народная музыка в исполнении

Академического русского народного оркестра имени

Н. П. Осипова

Объясняет последовательность выполнения работы.

– Приступайте к выполнению работы
по плану:

1. Обдумайте, какой образ терема будет на вашем рисунке. Определите средства выразительности.

2. Выполните разметку листа, расположив на нем придуманный образ.

3. Украсьте терем и доработайте рисунок гуашью

Составляют план работы над рисунком. Работу выполняют гуашью

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа

действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Наблюдение.

Выполнение работы

IV. Итог урока.

Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненную вами коллективную работу и подумайте, все ли
у нас получилось. Удалось ли нам передать образ русского терема?

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились.

Молодцы!

Рассматривают выставку, оценивают работу свою и одноклассников

Фронтальная
работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения архитектуры родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы


Урок 15. ПРАЗДНИЧНЫЙ ПИР в теремных палатах

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; продолжают познакомиться с русским деревянным зодчеством.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, архитектура, деревянное зодчество, терем

Образовательные
ресурсы

Кольцов, А. В. Стихотворения / А. В. Кольцов. – М. : Художественная литература, 1989. – (Серия «Русская муза»).

Интернет-ресурсы: http://www.as-pushkin.ru, http://ru.wikipedia.org, http://www.home-edu.ru, http://www.shkolazhizni.ru

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Узорочье теремов».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, кисти, листы бумаги, стаканчик-непроливайка, салфетка

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся
к уроку. Вступительное слово.

– «И садятся все за стол; И веселый пир пошел…»

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

А. С. Пушкин

– Как вы думаете, где можно встретить эти строчки?

– Правильно, в сказках. Как правило,
у сказки должен быть счастливый конец, иначе это будет уже не сказка. Порок
должен быть наказан, враг уничтожен, ущерб компенсирован, свадьба слажена.
Праздничным застольем отмечали важные события

Получив целе-

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

нально выражают свое отношение к стихотворению
о пире, отвечают на вопросы

Фронтальная
работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение
к русской культуре

Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рас-
сказ с элементами беседы по теме «Пир в теремных палатах».

– В давние времена в княжеских дворцах были большие залы – гридницы. Кровля гридницы высилась на больших деревянных столбах. В гридницах постоянно размещалась или временно собиралась княжеская дружина.

Слушают учи-

теля, отвечают на вопросы.

Обсуждают, сравнивают, анализируют.

Фронтальная работа.





Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают








Просмотр мультимедийной презентации «Пир

в теремных палатах».






















Просмотр мультимедийной презентации «Пир

в теремных палатах».

Здесь и проходили пиры.

…И, бедствий празднуя конец,

Владимир в гриднице высокой

Запировал в семье своей.

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

А. С. Пушкин, поэма
«Руслан и Людмила»

– Пир всегда был сложным ритуалом,
к которому готовились загодя, зачастую составляя для этого специальную роспись.
В пировальной росписи подробно описывали всю процедуру, фамилии и обязанности основных должностных лиц, обеспечивавших пир и прислуживавших за столом,

фамилии и порядок размещения приглашенных, меню и порядок подачи кушаний и напитков. Особо украшалась палата, в которой проходил пир, причем зависело это не только от уровня пира, но и от присутствия на нем иностранных гостей. Послам всегда стремились показать богатства царя, поэтому в палате ставились специальные поставцы с драгоценной посудой, которая в ходе пира обычно не использовалась. Стены драпировались коврами, столы накрывались красивыми скатертями, а лавки – вышитыми полавочниками.

Царские застолья были очень продолжительными. При Иване Грозном пиры длились по шесть и более часов и завершались далеко за полночь. Количество приглашенных гостей исчислялось сотнями и даже тысячами человек. Распоряжался царской трапезой дворецкий. Под его началом находилось 200–300 стольников, чашников, прислуживавших за столом. Одетые в парчовые кафтаны, черные лисьи шапки, с золотыми цепями на груди, они несколько раз в течение обеда меняли свои наряды. Каждое блюдо прежде чем попасть на государев стол, проходило тщательную проверку. Первым приготовленное кушанье отведывал повар, затем пробу снимали слуги, приносившие яства из кухни и наконец кравчие, подававшие кушанья царю. То же самое касалось и напитков. Первым блюдом по традиции был жареный лебедь. Целиком приготовленную птицу на золотом подносе вносили в зал и показывали гостям. Затем лебедя уносили, резали на куски, раскладывали по блюдам и подавали гостям.

– Давайте рассмотрим, как художники
изображали пир, на картинах:

К. Маковский «Боярский свадебный

пир в XVII веке»; В. Васнецов «Царевна- лягушка», «Палаты царя Берендея»;

А. Рябушкин «Едут!».

– Какая картина и почему вам понравилась больше всего?


























































Отвечают
на вопрос.


























































Фронтальная
работа

значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества.

Регулятивные: принима-

ют и сохраняют учебную
задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их


























































Устные

ответы




Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть

Выполняют упражнения




III. Творческая практическая деятельность

Выполнение коллективного панно «Пир в теремных палатах».

Музыкальный фон: русская народная музыка

в исполнении Академического русского народного оркестра

имени

Н. П. Осипова

Делит учащихся по группам заранее.
Объясняет последовательность выполнения работы.

1-я группа рисует на больших листах интерьер зала – гридницы, декорирует
и украшает ее деталями.

2-я группа рисует выразительные фигуры людей (царя, царицы, бояр, именитых гостей) и аккуратно вклеивает заготовки в панно.

3-я группа выполняет выразительные фигуры прислуги (гусляров, музыкантов, шутов…) и аккуратно вклеивает заготовки в панно.

Необходимо не забывать о перспективном сокращении: на первом плане фигуры людей выше и больше, прорисовка деталей костюма четче, а на заднем плане панно – наоборот

Составляют план работы над панно в группах.

Рисуют красками. Выполняют аппликацию из цветной бумаги

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа

действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения панно

Наблюдение.

Выполнение коллективной работы

IV. Итог урока. Рефлексия

Выставка коллективной работы обучающихся

«Пир в теремных палатах», анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненную вами коллективную работу и подумайте, все ли
у нас получилось. Удалось ли нам передать образ русского пира?

– Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием

Рассматривают выставку, оценивают работу свою
и одноклассников

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения архитектуры родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: оценивают работу

Устные
ответы


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!