СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урокап о физике: «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» расчитана формирование первоначальных представлений о понятии «сила» как мере взаимодействия тел.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести»»

Тема урока: «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести»

ЦЕЛИ:

  • Образовательные – сформировать первоначальные представления о понятии «сила» как мере взаимодействия тел. Выявить природу силы тяжести.

  • Развивающие - развить умения наблюдать, сравнивать и обобщать результаты экспериментов; формировать УУД; развивать у учащихся способность вести беседу, вступать в дискуссию.

  • Воспитательные - воспитывать познавательный интерес к получению новых знаний; дисциплинированность, вежливость, добросовестность, товарищество.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Личностные:

  • умеют управлять своей учебной деятельностью;

  • проявляют интерес к физике при анализе физических явлений, решении познавательных задач;

  • умеют мыслить логически.

Метапредметные:

  • умеют генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации;

  • умеют анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника.

Предметные:

  • понимают смысл значения сила;

  • умеют объяснять значение сила тяжести и явления тяготения;

  • умеют изображать силу графически и точку ее приложения;

  • умеют учитывать знания о всемирном тяготении в повседневной жизни.

Формируемые УУД

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- анализ, синтез, сравнение, классификация (П);

- поиск и выделение необходимой информации (П);

- умение структурировать знания (П);

- построение речевых высказываний (П);

- подведение под понятие (П);

- выведение следствий (П);

- доказательство (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- постановка вопросов (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

Оборудование: учебник, лабораторное оборудование (машинки, магниты, мелкие металлические предметы, шарики, штатив, пружина, грузики, линейка, 2 опоры,, ластик), компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран, презентация.

План урока:

  • Организация мотивации. (2 мин.)

  • Актуализация, целеполагание. (8 мин.)

  • Реализация плана. (24 мин. )

  • Отдых и настрой на последующую работу (1 мин. )

  • Первичное закрепление новых знаний. (7 мин. )

  • Итог урока. Рефлексия. (2 мин.)

  • Заключительный этап. (1 мин.)


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. 

- Прекрасное зимнее утро. Ещё один чудесный день начинает свой путь, начнем и свой путь и мы.

- Настроитесь на работу, будьте доброжелательны друг к другу и у вас все получится!

-Давайте посмотрим в глаза друг другу, мысленно пожелаем друг другу успеха на уроке, улыбнитесь.

Всем желаю успешно и плодотворно потрудиться!

Настраиваются на работу

Личностные УУД:
формирование личностного отношения к предмету, к окружающим, к самому себе.

Коммуникативные УУД:

вступление в диалог, отслеживание действие учителя, умение слушать и слышать, строить высказывание.

Познавательные УУД:

анализировать учебную ситуацию формирование навыков самоорганизации

2.

Актуализация субъективного опыта.

  1. Организует проверку изученного материала по теме «Движение и взаимодействие тел». Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала. Задаёт вопросы ученикам.

  • Почему тела приходят в движение?

  • Почему изменяются их скорости?

  • А можно ли привести эти тела в такое же движение, но иным способом?

  • Всегда ли нам важно при рассмотрении движения знать тело, которое приводит в движение данное тело?

Когда нужно разорвать ткань или веревку, то мы тянем ее с силой в разные стороны; с силой надавливаем на предметы, если их нужно плотно прижать друг к другу тяжелый предмет с силой удерживаем на руках. Что во всех этих примерах является общим?

  1. В физике часто не указывают, какое тело и как действует на другое тело, а просто говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила. Вызывает у детей чувство неполноты знаний и спрашивает, чтобы они хотели узнать по теме

Попытайтесь, на основе нашего разговора сформулировать тему сегодняшнего урока.

Учитель корректирует тему:

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

А теперь давайте сформулируем цель нашего урока. (Сначала выслушиваем ответы детей, потом совместно с ними формулируем цель урока)


1. Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их.

2. Анализируют, переживают. Формулируют вопросы, которые хотели бы узнать на уроке.

3. Запись темы в тетрадь


Познавательные УУД:

воспроизводить знания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное.

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные УУД:

умение ставить учебную задачу; развивать логическое мышление;

формулировать тему, определять цели учебной деятельности

3.

Реализация плана. Ничего на свете не движется само по себе. Предметы могут передвигаться лишь в том случае, когда их тянут или толкают.

Обратимся к простым опытам.

Раздаёт парам необходимое оборудование. Напоминает правила техники безопасности при проведении экспериментов.

1-е экспериментальное задание. (Работа в парах)

Возьмите 2-е легкие машины, одна из них с пружиной. Прижмите машины друг к другу, сжав при этом пружину, и быстро уберите руки.

  • Что произошло?

  • Изменилась ли скорость у машинок?

  • Почему изменилась скорость у 1-й машинки?

  • Почему изменилась скорость у 2-й машинки?

  • Каким словом вы бы заменили выражение “действие 1 машинки на 2-ю, а действие 2-й машинки на 1-ю”.

2-е экспериментальное задание.

Перед вами покоящаяся машинка. Приведите ее в движение, измените у нее скорость.

Под действием чего ваша машинка пришла в движение, т. е. изменила свою скорость?

3-е экспериментальное задание

Металлический шарик покоится на столе. Подвиньте постоянный магнит так, что бы шарик чувствовал магнит. Перемещая магнит, обратите внимание, изменилась ли скорость у шарика?

Под действием чего изменилась скорость у шарика?

 Примеры взаимодействия тел:

1) Какие тела взаимодействуют между собой?

2)Что происходит с направлением движения мяча, при воздействии на него ногой мальчика?

3)Если мяч имел бы меньшую массу, то скорость полета была бы…

4)Что происходит со скоростью тележки, когда ребенок начинает толкать ее сильнее?

Вывод: скорость тела меняется при взаимодействии его с другими телами.

Принято говорить: «На тело действует сила» или «К телу приложена сила»

Какой вывод можно сделать?

4-е экспериментальное задание

У одного из вас мяч. Бросьте его своему товарищу.

  • Как ваш товарищ, смог остановить его, т. е. изменить скорость?

  • Изменил ли мяч свою скорость по величине? По направлению?

  • Под действием чего изменилась скорость у мяча?

  • Изменилась ли форма мяча в момент удара о руки?

5-е экспериментальное задание

У вас валанчик и ракетки.

Поиграйте в конце класса в бадминтон.

  • Изменялась ли скорость валанчика, во время игры, по направлению?

  • Под действием чего изменялась скорость валанчика по направлению?

  • Изменялась ли скорость валанчика по величине?

Какой вывод можно сделать? Чем является сила?

6-е экспериментальное задание

Перед вами на столе находится легко подвижная машинка. Приведите ее рукой в движение. Обратите внимание на величину прилагаемой силы. Нагрузите машинку гирей. Приведите ее в движение, примерно с такой же скоростью. Что заметили?

Работа с учебником стр. 67 рис. 57, 58, 59

Что во всех этих примерах является общим?

Сила, действующая на тело, может изменить не только скорость всего тела, но и его отдельных частей.

Деформация тела – любое изменение формы и размера тела

Задание для всего класса

Найдите в учебнике, как обозначается сила. Чем характеризуется сила?

Давайте подведем итог. Что же такое сила? Что мы должны о ней знать?

  1. Сила – мера взаимодействия тел: в результате воздействия силы тела могут изменить скорость или деформироваться;

  2. Сила – физическая величина: ее можно измерить;

  3. Сила – векторная величина: она характеризуется направлением

Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения

Слова из африканской сказки – «Цимона Мамбу – ясновидец».

«…Цимон Мамбу продолжил путешествие. Вскоре он набрел на ручей, который тек не сверху вниз, а снизу вверх: вода, весело журча, взбиралась в гору …».

Вопрос: Возможно ли такое, чтобы вода, весело журча, взбиралась в гору?

Что произойдет, если?..

  • Мы уронили поклажу из рук…

  • Мы подбросили вверх мяч…

  • Мы бросили в горизонтальном направлении палку…

Какова будет траектория движения?

Примеры действия силы притяжения к земле.

Из собственного опыта вы знаете, что ничем не удерживаемые тела падают на землю. Это происходит потому, что существует земное тяготение - притяжение тел к Земле.

Сила тяжести – это сила, действующая на все тела со стороны земли. Обозначается Fтяж. Единица силы была названа Ньютоном в честь английского ученого Исаака Ньютона. Раз любая сила имеет направление, то сила тяжести тоже имеет направление. Сила тяжести всегда направлена вниз.

Сила тяжести зависит от географической широты.

Земной шар немного сплюснут у полюсов, поэтому тела, находя­щиеся около полюсов, расположены немного ближе к центру Земли. В связи с этим сила тяжести на полюсах немного больше, чем на эква­торе или на других широтах. Сила тяжести на вершине горы не­сколько меньше, чем у ее подножия.

Тела притягиваются не только к Земле, но и друг к другу

Взаимное притяжение всех тел в мире называется всемирным тяготением, или гравитацией. Строением Солнечной системы мы тоже обязаны этому явлению. Оно существует и между маленькими телами, но незаметно из-за маленькой величины действующих сил притяжения. Ученые выяснили, что оно тем сильнее, чем больше масса тела.

Притягиваются между собой Луна и Земля. Притяжение Земли к Луне вызы­вает приливы и отливы воды. Огромные массы воды поднимаются в океанах и мо­рях дважды в сутки на много метров. Вам хорошо известно, что Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца, притягиваясь к нему и друг к другу.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Выполняют задания, объясняют изменение скорости тела при действии на него других тел и отмечают большее изменение скорости тела с меньшей массой и наоборот.

Учащиеся делают выводы а) изменение скорости тел

б) изменение направления движения в) изменение формы и размеров тел.

Записывают основные понятия в тетрадь. Делают чертеж.



Познавательные УУД:

осмысление, умение кратко формулировать мысль, умение обрабатывать информацию и делать выводы. Самостоятельно находить нужную информацию в тексте, слушать. Умение строить логическую цепь размышлений.

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе

вступать в учебный диалог, умение с достаточной полнотой выражать мысли

Личностные УУД:

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; структурировать знания;

строить логическую цепь рассуждений, доказывать; формулировать вопросы; формулировать выводы.


4.

Физкультминутка.


Разминка.

Один учащийся выходит и становится перед классом. Он читает стихотворение и показывает упражнения. Остальные – повторяют за ним.

Личностные УУД:

формирование ЗОЖ;

снятие физического напряжения

5.

Проверка понимания изученного материала

Молодцы ребята, мы сегодня хорошо поработали, а теперь закрепим наши знания на практике. Учитель задаёт вопросы и задачи. Направляет ответы учащихся.

Выбери верные утверждения:

  • сила тяжести увеличивается с увеличением массы тела

  • сила тяжести действует на любое тело

  • сила тяжести всегда направлена вниз

  • сила тяжести на Земле везде одинакова

  • сила тяжести уменьшается при удалении от Земли в космос

  • сила тяжести измеряется в килограммах

  • сила тяжести тела увеличивается, если его сжать

  • сила тяжести не действует на воздушный шарик

Тест «Движение и взаимодействие тел»

Выполняют задачи, отвечают на вопросы.

Комментируют свой ответ.

Работают с тестом, выбирают ответы и записывают в тетради, по ходу проверяют себя сами и выставляют себе оценку.

Личностные УУД:

Формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку; Познавательные УУД: структурировать знания; Регулятивные УУД:

на основе учета характера сделанных ошибок и самооценки вносить необходимые коррективы Коммуникативные УУД: уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать и слышать друг друга

6.

Рефлексия.

Фронтальная беседа по вопросам:

  • Можете ли вы назвать тему урока?

  • Какая цель стояла перед нами на этом уроке?

  • Достигнута ли наша цель?

  • Что нового Вы узнали на уроке?

Наш урок подходит к концу, и я хочу, чтобы вы ответили на следующие вопросы:

-За что ты можешь похвалить себя сегодня на уроке?

-За что ты можешь похвалить своих одноклассников?

-За что ты можешь похвалить своего учителя?

Спасибо за работу на уроке. Всем удачного дня

Фиксируют свое настроение и отношение к проведенному уроку

Личностные УУД:

Формирование умения рефлексивности, оценки и самооценки

Коммуникативные УУД:

адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании.

7.

Домашнее задание.

Выучить §24, 25 упр. 9

Индивидуально: Подготовить сообщение на тему «Биография И.Ньютона». «Сообщение о приливах и отливах».


Восприятие, осознание Запись задания в дневники, задают вопросы.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!