МКОУ «Свердликовская СОШ»
Открытый урок по физике в 7 классе
ТЕМА: РАСЧЕТ ПУТИ И ВРЕМЕНИ ДВИЖЕНИЯ
Учитель: Штоколова Ольга Михайловна
Тема: Расчет пути и времени движения.
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: научить учащихся рассчитывать путь и время движения тела при равномерном прямолинейном движении тел, объяснять графики пути и скорости, закрепить навыки перевода единиц измерения физических величин: скорости, пути и времени Использовать знания учащихся из курса математики при решении задач на движение.
РАЗВИВАЮЩИЕ: формирование и развитие навыков решения задач на движение тел.формировать мышление и воображение при решении задач, развитие памяти, устанавливать связь с пройденным материалом, развивать инициативу и активность класса.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: прививать интерес к предмету,положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Орг.момент 2 мин
Актуализация ранее изученного 15 мин
Изучение нового материала 10 мин
Закрепление изученного 15 мин
Подведение итога урока 3 мин
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. А по старинному обычаю, когда в дом приходят гости, им предлагают все самое лучшее. Давайте и мы с вами покажем нашим гостям все свои лучшие качества и порадуем своими знаниями.
- Эпиграф к уроку – слова Галилео Галилея: «Кто не знаком с законами движения, тот не может познать природы».(Слайд1)
На первом уроке физики мы говорили о значении наук о природе: открыть, изучить законы природы и использовать их для людей, для нужд людей, на благо человека. На примерах задач мы увидим, как тема, которую изучаем, связана с некоторыми жизненно важными вопросами.
Тема и цели урока.(Слайд 2)
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение характеристик механического движения. На предыдущем уроке мы ввели понятие скорости как физической величины. Итак, мы с вами научились определять скорость тела, если известен путь и время, за которое он пройден. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Цель от ученика)
Откройте тетради для работ и запишите тему нашего урока.
Оценочный лист у каждого с планом урока.(Слайд3)
II. Актуализация ранее изученного (Слайд № 4)
Какое движение называется механическим?
Звучит музыка «Голубой вагон».
Вы все не один раз слышали эту песенку.
О чем в ней поется?
В этой песне есть такие слова «скорый поезд набирает ход». Что это значит? (Ответ: поезд увеличивает скорость движения).
А движение поезда – это равномерное или неравномерное движение? (Ответ: неравномерное).
Какое движение называют неравномерным?
Какое движение называют равномерным? Примеры.
Какая величина характеризует быстроту движения?
Дайте теперь определение скорости тела при равномерном движении. (Ответ: Физическая величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь был пройден. показывающая какой путь проходит тело за единицу времени. Рассчитывается по формуле: v=s/t.)
Какая скорость является характеристикой неравномерного движения? (Ответ: средняя скорость).
Напишите на доске формулу для вычисления средней скорости тела при неравномерном движении. (Ответ: vср.=s/t) Чтобы найти среднюю скорость при неравномерном движении нужно весь пройденный путь разделить на все время движения.
Какие единицы скорости используются в системе СИ? (Ответ: м/с).
(Слайд № 5)
Какие единицы скорости вы знаете? (Ответ: м/с, км/ч, см/с, м/мин и др.)
Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 18 км/ч. Кто из них быстрее движется? (Ответ: 18км/ч=5м/с, 15м/с5м/с. Заяц.)
Какими физическими величинами характеризуется механическое движение? (Скорость - v; путь - s; время-t)
- А сейчас мы выполним работу по переводу единиц в СИ.
(Слайд № 6) (Слайд № 7)
1 | 36 км/ч | 10 м/с |
2 | 360 км | 360 000м |
3 | 2,5 ч | 9 000с |
4 | 80 мм | 0,08м |
5 | 6 км/мин | 100м/с |
6 | 450 см | 4,5м |
7 | 7,9 км/с | 7 900м/с |
Все вы читали сказку «Колобок». Жили-были старик со старухой. Испекла старуха колобок. И колобок укатился в лес. Катился он с некоторой скоростью, но не всегда его движение было равномерным: на кочках он поднимался вверх и скорость его движения уменьшалась, а с кочки скатывался быстрее, т.е. скорость его увеличивалась. На одну кочку длиной 50 см колобок поднимался равномерно 25 секунд. Какова была его скорость? (Ответ: 0,5м : 25с = 0,02 м/с= 2 см/с) (Слайд 8)
III. Изучение нового материала.
Итак, мы с вами научились определять скорость тела, если известен путь и время, за которое он пройден
Обратимся к таблице №1 в учебнике (стр.48).
1) Определите среднюю скорость скворца. (Ответ: 20 м/с)
2) Что показывает эта скорость? (Ответ: за одну секунду скворец пролетает 20 м)
3) А какой путь пролетит скворец за 5 секунд? (Ответ: 100 м)
4) Как определили? Сформулируйте вывод. - Давайте сформулируем правило определения пути, пройденного телом при равномерном движении (Ответ: чтобы определить путь, пройденный телом при равномерном движении, надо скорость тела умножить на время его движения).
5) Формула для вычисления пути. (Ответ: s = v∙t) (Слайд9)
6) Как определить время движения? (Ответ: чтобы определить время при равномерном движении, надо путь, пройденный телом, разделить на скорость его движения). - Сформулируем правило определения времени при равномерном движении.
7) Формула для вычисления времени. (Ответ: t=s/v) (Слайд 9)
Скажите, а как необходимо поступить при расчетах пути и времени движения, если тело на пути следования двигалось неравномерно?
УЧЕНИКИ: - Нужно использовать среднюю скорость.
Если тело движется неравномерно, то, зная его среднюю скорость движения и время, за которое происходит это движение, можно вычислить путь.
Зная среднюю скорость и путь, можно определить время при неравномерном движении тела. (Слайд10)
Обратимся к учебнику. Из §16 (стр. 38) выпишите эти формулы
Изобразим схему для запоминания формул расчета скорости, времени, пути при равномерном движении «Теремок формул»
(Слайд 11)
IV Закрепление изученного.
Что вы знаете о страусах?
(Является самой крупной птицей в мире. Рост достигает двух с половиной метров, масса до 180 кг. Летать не могут. Скорость бега в момент опасности может превышать 70 км\ч. У страуса отличное зрение могут видеть хищника на расстоянии 5 км.)
Задача1 (у доски)
Как вы думаете, за какое время африканский страус пробежит стометровку, если его скорость 72км\ч?(Слайд 12)
Ответ: 5 сек.
Какую формулу вы использовали для определения времени движения страуса?
Задача2 (у доски)
Что вам известно о колибри?
Как вы думаете, какое расстояние пролетает колибри за 1 минуту, если ее скорость 54км\ч?(Слайд13)
(Самая маленькая птица на земном шаре- колибри(6 см-до 20 см). Питаются нектаром цветов. Средняя скорость движения 50 км/ч. В основном обитают в Америке.)
Движение можно описать не только с помощью формул скорости, пути и времени, есть ли другие способы представления движения.
Движение можно представить в виде графиков.
Пользуясь графиками движений находить величины, характеризующие движения
- Посмотрите на график зависимости пути равномерного движения тела от времени (Приложение 1: Слайд 6). Как определить, чему равен путь, пройденный телом за определенное время по графику?
УЧЕНИКИ: - Нужно найти данное значение на оси времени, восстановить перпендикуляр из найденной точки до пересечения с графиком, затем из точки пересечения опустить перпендикуляр на ось пройденного пути.
Анализ графиков, представленных на слайдах. (Слайды14-15)
Упр 4(3)
Самостоятельно с последующей проверкой.
Ребята, мы с вами только начали изучать физику. Физика - это не просто сухие законы и чёткие формулы. Физика помогает нам ориентироваться в окружающем мире, физика делает нашу жизнь безопасной. Мы будем учиться использовать полученные знания в повседневной жизни. Сегодня каждый должен понимать, что его здоровье и жизнь зависят от него самого.
С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. (Слайд 16)
За последние 8 месяцев 2016 г на дорогах России.
Совершено наездов на несовершеннолетних 5300 случаев
Летальный исход был зафиксирован в 164 случаях
Наиболее распространенные нарушения:
1) Переход дороги на запрещенный сигнал светофора;
2) Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;
3) Переход дороги перед близко движущимся транспортом;
4) Нарушение правил езды на велосипеде;
5) Игра на дороге;
(Слайд 17)
Следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными. Помогут разобраться нам в этом вопросе следующие задачи.
Работа в группах.
(Слайд №18)
Задача 1. Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т. к. скорость машины 10 м/с, путь за 1секунду – 10 м).
(Слайд №19)
Задача 2. Время реакции водителя на возникшую опасность составляет в среднем 0,8 с. Какой путь пройдет за это время автобус, если скорость его была 54 км/ч? (S= v∙t=15м/с∙ 0,8с=12м).
(Слайд №19)
Вывод: нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом, в неположенном месте.
V.Подведение итогов урока.
А теперь подведем итоги нашего урока. (Слайд 20)
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
Выставление оценок.
Домашнее задание.(Слайд 21)
§17, упр.4№5.
Сборник задач№ 132
Для желающих творческое задание: придумать и решить задачу (связанную с жизнью) на расчёт пути или времени движения, оформить её на листе из альбома, используя аппликации, рисунки. (Слайд 22)