СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики 7 класс по теме "Расчет пути и времени движения"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока физики в 7 классе по теме "Расчет пути и времени движения" .Комбинированный урок. 

Просмотр содержимого документа
«Урок физики 7 класс по теме "Расчет пути и времени движения"»

МКОУ «Свердликовская СОШ»








Открытый урок по физике в 7 классе






ТЕМА: РАСЧЕТ ПУТИ И ВРЕМЕНИ ДВИЖЕНИЯ





Учитель: Штоколова Ольга Михайловна











Тема: Расчет пути и времени движения.


Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: научить учащихся рассчитывать путь и время движения тела при равномерном прямолинейном движении тел, объяснять графики пути и скорости, закрепить навыки перевода единиц измерения физических величин: скорости, пути и времени Использовать знания учащихся из курса математики при решении задач на движение.

РАЗВИВАЮЩИЕ: формирование и развитие навыков решения задач на движение тел.формировать мышление и воображение при решении задач, развитие памяти, устанавливать связь с пройденным материалом, развивать инициативу и активность класса.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: прививать интерес к предмету,положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.



Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.

  1. Орг.момент 2 мин

  2. Актуализация ранее изученного 15 мин

  3. Изучение нового материала 10 мин

  4. Закрепление изученного 15 мин

  5. Подведение итога урока 3 мин



Ход урока


  1. Организационный момент


Здравствуйте. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. А по старинному обычаю, когда в дом приходят гости, им предлагают все самое лучшее. Давайте и мы с вами покажем нашим гостям все свои лучшие качества и порадуем своими знаниями.

- Эпиграф к уроку – слова Галилео Галилея: «Кто не знаком с законами движения, тот не может познать природы».(Слайд1)

На первом уроке физики мы говорили о значении наук о природе: открыть, изучить законы природы и использовать их для людей, для нужд людей, на благо человека. На примерах задач мы увидим, как тема, которую изучаем, связана с некоторыми жизненно важными вопросами.





Тема и цели урока.(Слайд 2)

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение характеристик механического движения. На предыдущем уроке мы ввели понятие скорости как физической величины. Итак, мы с вами научились определять скорость тела, если известен путь и время, за которое он пройден. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Цель от ученика)

Откройте тетради для работ и запишите тему нашего урока.


Оценочный лист у каждого с планом урока.(Слайд3)





II. Актуализация ранее изученного (Слайд № 4)

  • Какое движение называется механическим?

  • Звучит музыка «Голубой вагон».

  • Вы все не один раз слышали эту песенку.

  • О чем в ней поется?

  • В этой песне есть такие слова «скорый поезд набирает ход». Что это значит? (Ответ: поезд увеличивает скорость движения).

  • А движение поезда – это равномерное или неравномерное движение? (Ответ: неравномерное).

  • Какое движение называют неравномерным?

  • Какое движение называют равномерным? Примеры.

Какая величина характеризует быстроту движения?

    1. Дайте теперь определение скорости тела при равномерном движении. (Ответ: Физическая величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь был пройден. показывающая какой путь проходит тело за единицу времени. Рассчитывается по формуле: v=s/t.)

    2. Какая скорость является характеристикой неравномерного движения? (Ответ: средняя скорость).

    3. Напишите на доске формулу для вычисления средней скорости тела при неравномерном движении. (Ответ: vср.=s/t) Чтобы найти среднюю скорость при неравномерном движении нужно весь пройденный путь разделить на все время движения.

    4. Какие единицы скорости используются в системе СИ? (Ответ: м/с).

(Слайд № 5)

    1. Какие единицы скорости вы знаете? (Ответ: м/с, км/ч, см/с, м/мин и др.)

    2. Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 18 км/ч. Кто из них быстрее движется? (Ответ: 18км/ч=5м/с, 15м/с5м/с. Заяц.)

    3. Какими физическими величинами характеризуется механическое движение? (Скорость - v; путь - s; время-t)


- А сейчас мы выполним работу по переводу единиц в СИ.

(Слайд № 6) (Слайд № 7)



1

36 км/ч

10 м/с

2

360 км

360 000м

3

2,5 ч

9 000с

4

80 мм

0,08м

5

6 км/мин

100м/с

6

450 см

4,5м

7

7,9 км/с

7 900м/с



    • Все вы читали сказку «Колобок». Жили-были старик со старухой. Испекла старуха колобок. И колобок укатился в лес. Катился он с некоторой скоростью, но не всегда его движение было равномерным: на кочках он поднимался вверх и скорость его движения уменьшалась, а с кочки скатывался быстрее, т.е. скорость его увеличивалась. На одну кочку длиной 50 см колобок поднимался равномерно 25 секунд. Какова была его скорость? (Ответ: 0,5м : 25с = 0,02 м/с= 2 см/с) (Слайд 8)


III. Изучение нового материала.

Итак, мы с вами научились определять скорость тела, если известен путь и время, за которое он пройден

Обратимся к таблице №1 в учебнике (стр.48).

1) Определите среднюю скорость скворца. (Ответ: 20 м/с)

2) Что показывает эта скорость? (Ответ: за одну секунду скворец пролетает 20 м)

3) А какой путь пролетит скворец за 5 секунд? (Ответ: 100 м)

4) Как определили? Сформулируйте вывод. - Давайте сформулируем правило определения пути, пройденного телом при равномерном движении (Ответ: чтобы определить путь, пройденный телом при равномерном движении, надо скорость тела умножить на время его движения).

5) Формула для вычисления пути. (Ответ: s = v∙t) (Слайд9)

6) Как определить время движения? (Ответ: чтобы определить время при равномерном движении, надо путь, пройденный телом, разделить на скорость его движения). - Сформулируем правило определения времени при равномерном движении.

7) Формула для вычисления времени. (Ответ: t=s/v) (Слайд 9)


Скажите, а как необходимо поступить при расчетах пути и времени движения, если тело на пути следования двигалось неравномерно?
УЧЕНИКИ: - Нужно использовать среднюю скорость.

Если тело движется неравномерно, то, зная его среднюю скорость движения и время, за которое происходит это движение, можно вычислить путь.
Зная среднюю скорость и путь, можно определить время при неравномерном движении тела. (Слайд10)

Обратимся к учебнику. Из §16 (стр. 38) выпишите эти формулы



Изобразим схему для запоминания формул расчета скорости, времени, пути при равномерном движении «Теремок формул»

(Слайд 11)    

 IV Закрепление изученного.

Что вы знаете о страусах?

(Является самой крупной птицей в мире. Рост достигает двух с половиной метров, масса до 180 кг. Летать не могут. Скорость бега в момент опасности может превышать 70 км\ч. У страуса отличное зрение могут видеть хищника на расстоянии 5 км.)

Задача1 (у доски)

Как вы думаете, за какое время африканский страус пробежит стометровку, если его скорость 72км\ч?(Слайд 12)

Ответ: 5 сек.

Какую формулу вы использовали для определения времени движения страуса?


Задача2 (у доски)

Что вам известно о колибри?

Как вы думаете, какое расстояние пролетает колибри за 1 минуту, если ее скорость 54км\ч?(Слайд13)

(Самая маленькая птица на земном шаре- колибри(6 см-до 20 см). Питаются нектаром цветов. Средняя скорость движения 50 км/ч. В основном обитают в Америке.) 

Движение можно описать не только с помощью формул скорости, пути и времени, есть ли другие способы представления движения.

Движение можно представить в виде графиков.

Пользуясь графиками движений находить величины, характеризующие движения

 

- Посмотрите на график зависимости пути равномерного движения тела от времени (Приложение 1: Слайд 6). Как определить, чему равен путь, пройденный телом за определенное время по графику?
УЧЕНИКИ: - Нужно найти данное значение на оси времени, восстановить перпендикуляр из найденной точки до пересечения с графиком, затем из точки пересечения опустить перпендикуляр на ось пройденного пути.

Анализ графиков, представленных на слайдах. (Слайды14-15)

Упр 4(3)

Самостоятельно с последующей проверкой.


Ребята, мы с вами только начали изучать физику. Физика - это не просто сухие законы и чёткие формулы. Физика помогает нам ориентироваться в окружающем мире, физика делает нашу жизнь безопасной. Мы будем учиться использовать полученные знания в повседневной жизни. Сегодня каждый должен понимать, что его здоровье и жизнь зависят от него самого.

С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. (Слайд 16)

За последние 8 месяцев 2016 г на дорогах России.

Совершено наездов на несовершеннолетних 5300 случаев

Летальный исход был зафиксирован в 164 случаях

Наиболее распространенные нарушения:

1) Переход дороги на запрещенный сигнал светофора;

2) Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;

3) Переход дороги перед близко движущимся транспортом;

4) Нарушение правил езды на велосипеде;

5) Игра на дороге;

(Слайд 17)

Следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными. Помогут разобраться нам в этом вопросе следующие задачи.

Работа в группах.

(Слайд №18)

Задача 1. Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т. к. скорость машины 10 м/с, путь за 1секунду – 10 м).

(Слайд №19)

Задача 2. Время реакции водителя на возникшую опасность составляет в среднем 0,8 с. Какой путь пройдет за это время автобус, если скорость его была 54 км/ч? (S= v∙t=15м/с∙ 0,8с=12м).

(Слайд №19)

Вывод: нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом, в неположенном месте.

 

V.Подведение итогов урока.


А теперь подведем итоги нашего урока. (Слайд 20)

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был





7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным


Выставление оценок.

Домашнее задание.(Слайд 21)

§17, упр.4№5.

Сборник задач№ 132

Для желающих творческое задание: придумать и решить задачу (связанную с жизнью) на расчёт пути или времени движения, оформить её на листе из альбома, используя аппликации, рисунки. (Слайд 22)











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!