СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 1 классе "Число 4. Цифра 4"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 1 классе "Число 4. Цифра 4"»

Программа: «Перспектива»

Предмет: Математика

Класс: 1 г

Тип урока: Введение новых знаний


Тема

Число и цифра 4

Цель темы:

Познакомить с числом и цифрой 4


Задачи:

- Формировать умения распознавать, называть цифру 4, считать в прямом и обратном порядке в пределах 10;

- формировать умения правильно соотносить цифру 4 с количеством предметов, писать цифру 4;

- Совершенствовать умения вычислять в пределах четырёх;

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Способствовать привитию аккуратности, терпения, преодоления трудностей, правил поведения на уроке.

Формировать УУД:

Личностные:

- сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

- развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям;

- способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;

- работать над осознанием ответственности за общее дело.

Регулятивные:

- способствовать выполнению учебного действия;

- развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания: вносить необходимые корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя: проговаривать последовательность действий на уроке: работать по коллективно составленному плану: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Коммуникативные:

- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте (совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им);

- помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других).

Познавательные:

- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;

- помочь выделить и сформулировать познавательную цель;

- развивать умение работать с разными видами информации;

- продолжать работать над формированием умений выполнения действий по образцу;

- работать над использованием знаково-символичных средств;

- способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;

- умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знает название и последовательность чисел при счете.

Называет и обозначает действия сложения и вычитания.

Понимает отношения между числами (больше, меньше, равно).

Правильно употребляет в речи математические понятия.

Умеет правильно писать цифру 4.

Личностные:

Умеет проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

- Метапредметные:

- Регулятивные:

- определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя; проговаривает последовательность действий на уроке; оценивает правильность выполнения действий; работает по коллективно составленному плану; планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывает свое предположение.

Коммуникативные:

Умеет оформлять свои мысли в устной форме;

Слушает и понимает речь других; умеет совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные:

Умеет ориентироваться в своей системе знаний; отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания; находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия

Число и цифра 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10. Знаки + (плюс), - (минус), = (равно)

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство

Организация

пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.



Цель – закрепить счёт в пределах 10.

















Работа у доски (2 уч.) и в тетрадях

II. Актуализация знаний.

Устный счёт.

Начинаем устный счет и

- Повторим прямой и обратный счет до 10;

- Сосчитайте от 2 до 6;

- Посчитайте в обратном порядке от 8 до 3;

-Назовите соседей числа 5 (4 и 6); 8 (7 и 9);

- Какое число стоит перед числом 4? (3);

- Какое число стоит после числа 7? (8)

- Какое число стоит между числами 4 и 6? (5)


- Какое число больше чем 1, но меньше, чем 3? (2)

б) Работа в тетради.

- Запишите число, которое стоит перед числом 2. (1) - Запишите число, которое стоит после числа 2. (3)

- Запишите число, которое стоит между числами 1 и 3. (2)

- Продолжите эту закономерность до конца строчки.

(1 3 2, 1 3 2)

- Решим задачки в стихах. Составление числовых записей.

1)На плетень взлетел петух, повстречал еще там двух, сколько стало петухов?

У кого ответ готов?

- Как записать решение? 1+2=3

Почему вы выбрали знак «+»? (Петухов стало больше)

2) Сколько бубликов в мешок

Положил ты, Петушок?

Три, но два цыплятам отдадим

И останется

- Какое решение запишем? 3-2=1

Почему вы выбрали знак « - » ?

(Бубликов у Петушка стало меньше)

- Молодцы, вы хорошо поработали, вспомнили изученное ранее.

Но сегодня нам предстоит узнать ещё много очень важного и интересного.


Цель – познакомить учащихся с числом и цифрой 4.

- познакомить учащихся с составом числа 4.































Цель – научить правильно писать цифру 4.





III. Самоопределение к деятельности

Постановка проблемы

а) Практическая работа в парах. Работайте дружно.

При окончании работы в паре покажите зеленый сигнал.






- Приготовьте геометрические фигуры.

- Положите 1 кружок.

- Что нужно сделать, чтобы кружков стало 2?

(Положить еще 1 кружок)

- Положите. Сколько стало кружков? (2)

- Как получили число? ( 2 – это 1 и еще 1)

Проговорить разными способами.

-Что нужно сделать, чтобы стало 3 кружка?

(Положить еще 1 кружок?)

- Положите. Сколько стало кружков? (3)

- Как получили число 3? (З – это 2 и еще 1)

- Что нужно сделать, чтобы стало 4 кружка?

(Положить еще 1 кружок)

- Положите еще 1 кружок и скажите сколько стало? (4)

- Как получили число 4? (3+1)

- Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке, чему будем учиться? (Ответы детей)

- Давайте проверим ваши предположения.

(Демонстрация видеофрагмента ЭП)


Содержание видеоролика: На фабрике ёлочных игрушек было 10 не раскрашенных шаров. Художник раскрасил три шарика.


Он берёт еще один шарик и раскрашивает его. Теперь раскрашенных шариков четыре.


В математике слово четыре заменяется знаком. Это тоже цифра (появляется цифра 4), как и цифры 1,2,3. С её помощью можно записать число четыре.


Итак, число раскрашенных шариков можно записать цифрой 4.

Число 4 получили так. К 3прибавили 1, стало 4.


-Ребята скажите, с каким числом мы будем работать на уроке математики?

-Вы внимательно смотрели видеофрагмент, как получили число 4?

-За каким числом при счёте стоит число 4?

-Какое число больше 3 или 4?

- Как вы это объясните?

-Какое число меньше 4 или 3?

-Как вы это объясните?

-Вы правильно определили тему нашего урока математики. Мы будем работать с числом и цифрой 4.

-Что мы узнаем сегодня на уроке, чему будем учиться?






(Узнаем, как получить число 4, будем учиться писать цифру 4).

IV.Работа по теме урока.

  1. Определение состава числа 4.

(Показ карточки с цифрой 4)

Цифра новая – четыре.

- Кто встречался с этой цифрой ? Где вы ее видели?

-Гляди:4 это стул, который я перевернул.

- 4 времени года.

- 4 времени суток, 4 стороны света.

- На что похожа цифра 4?

А ЧЕТЫРЕ  букву «Ч»,
Не напомнила тебе?

-Гляди:4 это стул, который я перевернул.

2.Письмо цифры 4.

-На письме число 4 обозначается цифрой 4.

– А чем число 4 отличается от цифры 4?

(Цифра 4 – это лишь знак для обозначения количества, равного 4.)

- Научимся правильно и красиво писать её.


Знакомство с цифрой 4

1.Показ цифры на плакате.

ВОТ ЧЕТВЕРКА.

Не сложна

В написании она:

Слева – угол впереди,

Справа – линию веди.

Посмотрите на цифру 4. Что показывают две синие точки?

(Пишем с отрывом)

(Демонстрация письма цифры 4 на доске с проговариванием этапов письма)


-Цифра 4 состоит из трёх элементов - «палочек».

Первые два элемента пишутся безотрывно.

Начинаем писать первую палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут её до центра клетки.

От центра, не отрывая руки, пишут горизонтальную «палочку» вправо и чуть не доводят её до правой стороны клетки.

Оторвав ручку от бумаги, пишут третий элемент цифры 4- длинную «палочку», которая начинается чуть выше середины правой стороны клетки и ведётся наклонно вниз до нижней стороны клетки.

2. Показ написания цифры 4 на доске.

3. Объясняю написание цифры, дети прописывают в воздухе, пальчиком на ладошке, затем в тетради через одну клеточку до конца строки.

Самую красивую цифру подчеркивают.

V. Физминутка под музыку.



Цель – запомнить состав числа 4.

VI. Работа по теме урока.

а) Беседа по учебнику с объяснительным материалом.

-Знакомство с числом и цифрой 4 , мы продолжим, работая с учебником.

Откройте учебник на стр. 62-63

-Сколько цыплят уже стало у курицы? (4)

-Как получили 4 цыплёнка? (4 – это 3 и еще 1)

- Какое время показывают часы? Как вы узнали?

(4 часа, т.к. большая стрелка смотрит вверх, а маленькая показывает на цифру 4)

- Из каких частей состоит множество точек? (3 и 1)

-Сколько всего элементов во множестве? (4)

- Как получили число 4?

-Сколько элементов останется, если уберем часть 1? (3)

-Если уберем часть 3? (1)

б) Работа над составом числа.

- № 1. (с. 62) Рассмотрите внимательно рисунок с квадратами.

- Прочитаем вопросы и ответим на них.

-Сколько квадратов нарисовано в каждом ряду? (4)

- В каждом столбце? (4)

- Какого цвета квадраты?

















- Сколько красных квадратов? Жёлтых?

- Давайте разложим число 4 на части. Как бы вы записали состав числа 4?

-Составим запись на доске, используя магнитные цифры.

( 1+4)

(Аналогично разбираем все ряды и столбики, выполняем запись на доске с проговариванием состава числа 4)


-№ 3. В нашей жизни мы часто ходим в магазин и пользуемся деньгами.

Рассмотрите рисунок с монетами.


-Сколько монет достоинством в 1 рубль?

-Сколько монет достоинством в 2рубля?

-Кто отгадает, какими монетами можно заплатить 4 рубля?

-Давайте проверим ваши предположения. (Работа у доски)

2+2; 2+1+1; 1+1+1+1

4. (с.63)

-Прочитайте задание.

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться при выполнении задания№

(Внимательно считать клетки).

- Составьте свои фигуры. Что вы должны помнить при составлении фигур?

(Клеток должно быть 4 и они должны соприкасаться).

(Взаимопроверка. Взаимооценка.)


5 (с.63).

- Прочитайте задание. Посмотрите внимательно на ряды чисел.

- Подумайте, каких чисел не хватает в этих рядах?

Как вы поняли, что нужно сделать?

- Посмотрите на первую строку. В каком порядке записаны цифры?

- В каком порядке записаны цифры во второй строке?

- Какого числа не хватает в первом столбце?

(2, т.к. между числами 1 и 3 стоит число 2)


-Запишите недостающие числа самостоятельно.

(после самостоятельной записи объясняю запись пропущенного числа и выясняется: ряд записан в порядке возрастания или в порядке убывания)

-Поменяйтесь работами в парах и проверьте правильность написания цифр у товарища по парте.

Если вы считаете, что товарищ сделал ошибку, поднимите красный сигнал.

-Вы выполнили проверку в парах. Молодцы все кто проверял, и те, кто выполнил работу правильно.


6 (с.63) Рассмотрите овалы с точками.

-Подумайте, какие знаки вы должны поставить на месте пропуска, чтобы запись стала верной.

Разбор по рисунку:

-Сколько синих точек?

-Сколько красных точек?

-Сколько всего точек вместе? (2)

-С каким знаком мы составим первое выражение? (+). Объясните.

(К синей точке прибавить 1 красную точку, получится 2 точки)



-Сколько всего точек? (2)

-Что нужно сделать, чтобы осталась одна?

- Какой знак нужно поставить во второй записи? Почему?

(Знак - . Из двух точек убрали 1 синюю (или красную) точку и осталась 1 точка)


(По аналогии разбираются второе и третье множества).

7 (с.63). Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.


в) Работа в рабочей тетради на с.50.

-Посчитайте сколько раскрашенных арбузов.(3)

- Раскрасьте еще 1 арбуз.

-Сколько стало арбузов.

- Дополним данную запись. 3+1=4

- Обведите по стрелкам цифру 4 и раскрасьте ее.

- Раскрасьте 4 квадрата.

Задание № 2.

- В каких множествах 4 элемента? (Клубки ниток, мороженое, вишни)

3. (с.50). Самостоятельное выполнение

4. (с.51) Обведите цифры, напишите их до конца строки. Обведите примеры.

5. (с.51). Раскрасьте рисунки.

Как модно получить число 2?

Как можно получить число 3?

7. Самостоятельное выполнение. Проверка.

- Прочитайте, в каком порядке записаны цифры в клетках. (3,2,1)

- Как называется такой порядок? (Порядок уменьшения)

VII.Рефлексия.

Самостоятельная работа в карточках:

2+1=

3+1=

4- 2=

2-1=

3-1=

4-2=

3+1=

2+1=

- Подчеркни записи, в которых получится 4.

Проверка.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

- выяснить, что усвоили учащиеся

Чему вы научились на сегодняшнем уроке математики?
Составьте свой ответ по плану: Я запомнил…… Я смог……

Закончим урок весёлым счётом

Сколько лапок у котят?

Сколько лапок у тигрят?

Сколько ножек у стола?

Столько ног и у слона?



IX. Подведение итогов урока

Какие задания мы выполняли на уроке?

Какие знания и умения вам понадобились?

О чем бы вы рассказали своим родителям














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!