СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки "Импрессионизм в музыке и живописи"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока включает изучение нового материала с различными познавательными заданиями.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки "Импрессионизм в музыке и живописи"»

Конспект урока «Импрессионизм в музыке и живописи»

Подготовила: учитель музыки 1 квалификационной категории МАОУ гимназия восточных языков № 4 г. Хабаровск Земенкова Елена Павловна.


Тема урока «Импрессионизм в музыке и живописи»

Цель урока: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.

Задачи урока: 

Дидактические (образовательные):

-   сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;

-  способствовать расширению у обучающихся знаний о музыкальной культуре разных стран;

-         сформировать умение сравнивать музыкальное произведение с произведениями ИЗО;

-         побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов.

Развивающие:

-         развить интерес к музыке  через творческое самовыражение;

-         развить чувственные ощущения  от прослушанных музыкальных произведений и произведений ИЗО;

-         развить наглядно - образное мышление;

-         развить познавательную активность в процессе сравнивания музыки и ИЗО.

Воспитательные:

- воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;

-     воспитать эмоциональную отзывчивость.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок углубления темы «Музыка и изобразительное искусство».

Ход урока

1. Организационный момент.

Уч. «Музыкальное приветствие» – «Колокольчик нам поёт».

Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок, постарайтесь все понять, хорошо запоминать.


Смотрим вправо вдох, выдох, смотрим влево вдох, выдох,

Смотрим прямо, далеко, дышим ровно, глубоко, спинка ровная у нас впереди урока час.

Распевки, скороговорки

1. «Журавель».

2. «До-ре-ми-фа-соль-ля-си».

ДО – воробушка гнездо.
РЕ – деревья во дворе.
МИ – котёнка покорми.
ФА – в лесу кричит сова.
СОЛЬ – играет детвора.
ЛЯ – запела вся земля.
СИ – поем мы для того,
Чтобы вновь вернуться в До.

3. «Звонко, звонко пойте».

Уч. Сегодня мы с вами снова продолжим разговор о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства - живописи, об их удивительном и закономерном содружестве – ведь оба эти искусства учат нас видеть и понимать красоту окружающего мира. Что общего есть в изображении пейзажа в музыке и живописи?

Ну а чтобы узнать, о ком и о чем будет наш урок, вы должны правильно разгадать кроссворд. У вас на партах лежат листы, Я читаю задания. Вы, ответив правильно на вопросы по горизонтали, по вертикали прочтёте, о ком и о чем пойдёт речь на уроке. (Ответы детей).

Тема нашего урока «Импрессионизм в музыке и живописи».

Существует такое направление – импрессионизм, в котором музыка и живопись соприкасаются. Этому и посвящён наш урок.


2. Проверка домашнего задания: На прошлом уроке вы познакомились с музыкальным пейзажем. Скажите, а откуда в музыку пришло понятие «пейзаж»? Что оно означает? (Ответы детей). Слово «пейзаж» пришло из живописи, оно означает изображение картины природы на рисунке.

Исполнение песни «Песенка о картинах».

Разминка «Раз словечко, два словечко…»

А сейчас небольшая разминка - игра «Джолт» под названием «Раз словечко, два словечко…». Вы должны мысленно прочитать и выполнить задание, которое вам дано.

Молодцы.

Задание «Собери слово».

А теперь задание «Собери слово». Нужно собрать слово из разбросанных букв. У вас на партах есть листы с заданиями. Кто быстрее назовёт собранное слово, тот поднимает руку. Отгадка (Песня, композитор, музыка, припев, куплет, текст, мелодия, пейзаж, натюрморт, портрет, живопись, оркестр, палитра, форма).

Молодцы, справились.


3. Усвоение новых знаний. Перейдём к теме урока. У вас наверняка уже возникли вопросы, что такое импрессионизм, а кто это – импрессионисты?

В 20 веке появилось много новых художественных течений и в живописи, и в литературе, и в театре, и в музыке. Одним из самых ярких был импрессионизм. Запишите его определение в тетради: «Импрессионизм - художественное направление начала 20 века, от французского слова «импрессион», что означает «впечатление».


Чтобы ответить на возникшие вопросы послушаем сообщения наших учащихся.

Часовников Данил расскажет нам об импрессионизме.

Импрессионизм  – новое направление в искусстве, возникшее во Франции в 70 – х годах 19 века. В начале 20 в. В Париже состоялась выставка, удивившая публику. Авторы представленных на ней картин стремились передать какие-то короткие мгновения жизни, свои впечатления от мира. Одна картина называлась «Впечатление. Восход солнца». Как на французском языке звучит слово «Впечатление»? Правильно, «импрессион», поэтому всех художников стали называть импрессионистами.


Васильева Зоя расскажет нам о художниках-импрессионистах.

Художники-импрессионисты.

Импрессионизм возник в среде художников. Художники этого направления стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолётные настроения. У истоков создания этого направления стояли французские художники Клод Моне, Камиль Писсаро, Эдуард Мане, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега.

В 1874 году группа непризнанных художников организовала в Париже выставку своих работ. Молодые художники не хотели писать так, как было принято в официальном искусстве – приторно и бездушно. Художники-импрессионисты старались передать природу, как она есть, воспроизвести на холсте своё впечатление от природы, капризной и переменчивой в каждое мгновение жизни. Они вышли с мольбертами из мастерских на воздух, на пленэр. Стремительными точными ударами кисти живописцы переносили на полотно эти мимолётные состояния природы. Не случайно уже знакомый вам Клод Моне написал один и тот же стог сена 15 раз. И на каждом холсте это был другой стог сена - то залитый розовыми лучами утренней зари, то утопающий в призрачном лунном свете, то подёрнутый туманной дымкой, то опутанный инеем. Клод Моне оставил несколько таких серий картин. Он 20 раз воспроизвёл свои впечатления от собора в Руане. Меньше всего его интересовали архитектурные формы здания. На полотнах собор растворяется в переливах света и цвета. Лучи утреннего, полуденного, закатного солнца скользят по башням и аркам собора, дробясь на тысячи оттенков. Руанцы именно таким видели свой знаменитый собор каждый день, но не замечали этого. Клод Моне изумил их, раскрыл глаза на привычное, примелькавшееся явление.


Музыканты-импрессионисты.

Уч. В это же время импрессионизм возник и в музыке. Два композитора – К.Дебюсси,  М. Равель - наиболее ярко представляют импрессионизм в музыке. Музыкальный пейзаж у импрессионистов – это, прежде всего, красочность, зримость, живописность. Самым известным композитором, который сочинял музыку в этом стиле, был Клод Дебюсси.

Запишите в тетради: французский композитор - импрессионист Клод Дебюсси (1862-1918).


Познакомит нас с этим композитором Мишина Алена.

Уже в консерваторские годы он вызывал удивление, а порой и замешательство своих наставников поисками необычайных звучаний, стремлением уйти от наскучивших музыкальных штампов, Глубокое воздействие оказывает на него не только музыка, но и другие искусства. Одно из самых сильных впечатлений связано с живописью импрессионистов. В 90-е годы окончательно складывается самобытный музыкальный стиль композитора, рождаются первые зрелые произведения.

Дебюсси создал новый пианистический стиль. Творчество Дебюсси, одного из крупнейших мастеров XX века, оказало существенное влияние на композиторов многих стран.

Его музыка - это отражение жизненных впечатлений: красок, цветов, даже запахов. Одна его пьеса так и называется - «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе». Послушайте, какие ещё необычные названия Дебюсси давал своим пьесам: «Лунный свет», «Девушка с волосами цвета льна», «Затонувший собор», «Шаги на снегу».


Запишите название пьесы, которая сейчас прозвучит: «Лунный свет».

Слушание пьесы: «Лунный свет».

Обратите внимание на необычную гармонию, будто композитор действительно рисует картину волшебной ночи и лучи лунного света, которые струятся в окно).

Какие картины нарисовало ваше воображение под звуки пьесы «Лунный свет»?

Каким был характер музыки?

Какие краски вы бы выбрали, чтобы нарисовать картину к этой музыке: масляные или акварельные? (Акварельные, прозрачные, водянистые, нежные).

Несмотря на то, что импрессионизм зародился во Франции, образы моря в операх композитора Н.А.Римского - Корсакова оказали сильное воздействие на творчество импрессионистов.


Уч. Послушаем сообщение Ким Яны о французском композиторе Морисе Равеле.

Запишите в тетради: французский композитор - импрессионист Морис Равель - (1875-1937)

Закончил Парижскую консерваторию, создал фортепианный цикл «Игра воды», который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты пианизма сочетаются здесь с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента.

Давайте обратимся к пьесе М.Равеля «Игра воды», вслушаемся в неё: какие звуки природы можно услышать в ней и какую картину природы подсказывают эти звуки?

(Запись в тетрадь названия произведения)

Слушание пьесы М.Равеля «Игра воды».

Учитель: Итак, какие же звуки вы услышали?

Д: Мы слышали переливы светлых, искрящихся водяных струй, сверкающих на солнце. Музыка наполнена удивительным светом и радостью.

Учитель: Верно, а какую картину вы представили?

Д: Мы увидели небольшой ручей, прозрачные струи которого, так освежающе звенят в жаркий летний полдень.

Учитель: Молодцы, вы все верно услышали, послушайте, какое определение дал этой музыке французский поэт Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями».


4. Закрепление новых знаний.

Задание на внимание «Верно ли что…»

А сейчас я хочу проверить насколько вы были на уроке внимательными. Я задаю вопрос, а вам нужно ответить – верно, утверждение или нет.

  1. Клод Дебюсси – современник Мориса Равеля? Он жил в Испании?

  2. Морис Равель – французский композитор конца 19 – начала 20 века?

  3. Морис Равель закончил Парижскую консерваторию?

  4. Слово «Пейзаж» пришло из живописи или другого вида искусства?

  5. Слово «Пейзаж» означает изображение картины природы на рисунке или изображение неодушевлённых предметов?

  6. Импрессионизм (от французского – впечатление) – направление в искусстве, возникшее во Франции в 70 – х годах 19 века? Или в другой стране и в другое время?

  7. Что обозначает слово «импрессион»?

  8. П.И.Чайковский оказал огромное воздействие на творчество импрессионистов?

  9. Пьеса Дебюсси носит название «Солнечный свет»?

Молодцы и с этим заданием справились. Наш урок близится к завершению.


5. Рефлексия.

Быстро пролетел урок, подведём теперь итог,

Чем сегодня занимались, в чем с охотой упражнялись,

Что узнали и познали, почему умней вы стали?

О ком мы говорили на занятии? Что нового для себя вы узнали? Можем ли мы сказать, что познакомились с творчеством композиторов и художников - импрессионистов? Что вам наиболее запомнилось? Хотелось бы вам и дальше продолжить знакомство с музыкой К.Дебюсси, М.Равеля или других композиторов?

С какими произведениями мы сегодня познакомились?

К какому известному течению в искусстве (живописи и музыке) относятся они?

Что такое импрессионизм?

Какие впечатления у вас от музыки и картин теперь? (Дети высказывают свои впечатления).

Ответы детей.

Я сегодня на уроке узнал…

Меня сегодня удивило…


6. Итог. Сегодня мы обратились к творчеству «музыкальных импрессионистов» - музыке французских композиторов 20 века Клода Дебюсси и Мориса Равеля и посмотрели, как они изображают в своих произведениях музыкальный пейзаж.

Мы видели, что пейзаж в музыке присутствует во всем богатстве своих проявлений, но мы рассмотрели лишь малую часть пейзажных образов в музыке, однако и она позволяет нам увидеть, сколь многому научилась музыка у живописи в передаче облика видения природы. И может быть, благодаря такой музыке и наше восприятие природы станет богаче, полнее, эмоциональнее. Мы лучше будем видеть и чувствовать детали, постигать краски и настроения, слышать во всем своеобразную музыку.

«Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца», - писал К. Дебюсси, и эта музыкальность восприятия мира становится равной восприятию его безграничной красоты.


7. Домашнее задание: выполнить и принести к следующему занятию рисунки о нашем сегодняшнем знакомстве с музыкой композиторов. Запишите в тетрадь названия музыкальных произведений, известных вам, на пейзажную тему.

А закончим наше занятие песней «Я возьму карандаши».

Учитель. Всем - «До свидания». До новых встреч!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!