Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3»
г.о. Балашиха
Урок геометрии в 9 классе
(базовый уровень)
Тема: «Многогранники»
Симоновой Ларисы Алексеевны,
учителя математики
МАОУ «Гимназии №3»
Апрель 2021
Технологическая карта урока : «Многогранники»
Предмет: | Геометрия |
Класс | 9 класс, базовый уровень |
Тема урока | Многогранники |
Тип урока | Обобщающий |
Цели | Образовательные: Формировать умение решать задачи на нахождение площадей поверхностей и объемов простейших многогранников. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, групповой работе. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в системе знаний: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые результаты | Предметные: Понимать, что такое многогранник, различать виды. Знать формулы для нахождения площадей поверхностей, единицы измерения площадей и объемов, формулы объемов простейших многогранников. Уметь пользоваться формулами площадей поверхностей и объемов многогранников (прямых призм, правильных пирамид) Уметь решать задачи на нахождение объема тел, имеющих форму многогранников, составленных из прямоугольных параллелепипедов Личностные: Уметь проводить самооценку усвоения. Метапредметные: Регулятивные УУД : Уметь определять и формулировать цель на уроке; составлять план действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение . Коммуникативные УУД : Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные УУД : Уметь ориентироваться в своей системе знаний; применять умения, полученные на уроке добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,интернет, свой жизненный опыт |
Основные понятия | Многогранник, прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида Объем куба, единицы измерения объема Формулы для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда, прямой призмы, правильной пирамиды |
Межпредметные связи | Физика, биология |
Ресурсы: - основные дополнительные | - учебник Л.С. Атанасяна Геометрия 7-9 - тетрадь - презентация - модели -проекты учеников и презентации -модели многогранников |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая |
Тип урока | Обобщающий |
Ход урока
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты УУД |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: организовать постановку цели урока; - уточнить тему урока. - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. | Этап 1. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Организует постановку целей - демонстрирует модели тел (разные виды многогранников, тел вращения). | Отберите модели тел, не являющихся многогранниками из предложенных. Какая тема и цель нашего урока? Чему будут посвящены наши следующие уроки? Открытию новых знаний- телам вращения. | Этап 1. Размышляют над проблемой, рассуждают о плане работы | Знать понятие многогранника | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать (Коммуникативные УУД). Уметь ориентирова ться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного (Познавательные УУД). |
II. Актуализация знаний (10 мин) Цели: - организует выполнение учащимися учебного действия по обобщению знаний и умений; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Этап 2. Организует обобщение знаний, работу с моделями многогранников. | Этап 2.1 1.Выберите модели призм, модели пирамид. 2.Призмы разделим на 2 части-прямые призмы и наклонные. 3.Среди призм выберите параллелепипеды. Среди них прямоугольные параллелепипеды. 4.Правильные призмы. 5.Пирамиды. Правильные пирамиды. Этап 2.2 Заполните классификационную схему «Многогранники»-заготовлена на доске и выданы листы для учеников | Этап 2.1 Сортируют т модели Этап 2.2. Заполняют классификационную схему по видам многогранников на доске и в выданных листах | Знать виды многогранни-ков | Уметь проговари вать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). |
III.Применение знаний. | Этап 3. Предлагает выполнить задания в группе. | | Работают в группе-обсуждают. Предлагают ответы. | Различать понятия призма, пирамида, ребра, грани, вершины. Знать формулы площади поверхности и объема куба, прямоугольно- го параллелепи-педа, прямой призмы, правильной пирамиды | Уметь анализиро- вать, сравнивать, систематизировать, классифицировать (Познавательные УУД). Уметь оформлять мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). |
| Этап 4 Демонстрация видео Вопрос детям: Для чего нужно изучать математику? | Видео Многогранники вокруг нас или мы внутри многогранников? | Смотрят и отвечают на вопрос: Для чего нужно изучать математику? | Анализировать материал | Уметь оформлять мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). |
IV Защита проектов Цель: Представить построенный дома проект в соответствии с планом | Этап 5 Предлагает рассказать о своих работах-проектах | | Этап 5 Рассказывают и слушают проекты одноклассников. Заполняют оценочные листы и используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый дают оценку проекту | Уметь применить знания и формулы | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД). |
V Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Этап 6 . Подводим итог работы на уроке. Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Этап 7 Творческое задание Этап 8 Комментирует домашнее задание. | Этап 6 - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? Расскажите, чему научились на уроке. Этап 7 Соствавить наибольшее количество слов из букв слова «Многогранник» Этап 8 Дз: продолжить работу над проектами, найти материал по цилиндру. | Этап 6 Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Этап 7 Составляют слова, зачитывают Этап 8 Записывают домашнее задание или слушают | | Уметь оценивать запланированную последовательность действий и выполнение намеченного (Регулятивные УУД). Способность к самооценке (Личностные УУД). |
Приложения.
Приложение 1
Проект по теме «Многогранники»
Выбрать многогранник- призма (треугольная, четырехугольная ли шестиугольная), пирамида (треугольная, четырехугольная, шестиугольная),
1. Выбрать тему. Например: Треугольная пирамида или…
2.Сформулировать цель проекта-
Сконструировать модель….. (указать чего) и применить его свойства и формулы для выполнения практической работы
3.Задачи:
1.изучить свойства,
2.выполнить расчеты площади поверхности, объема
3.Подобрать интересный материал о многограннике
4.Сделать развертку с целыми измерениями (не менее 10см) и склеить многогранник.
5.Записать о нем все, что знаете:
-сделать его плоский рисунок,
-перечислить элементы (грани, ребра, вершины) и их количество,
- симметрия,
-произвести измерения и вычислить площадь боковой и полной поверхности, объем вашей модели.
-примеры из реальной обстановки,
-история и т.д, все, что найдете интересного,
- Приветствуется- составить практико-ориентированную задачу и решить ее.
6. Можно приготовить презентацию- не скачивать с интернета!
Свою работу представить с фото многогранника, описать п.3.
Слайды:- титульный с темой и автором,
-цели проекта,
- о вашей работе- коротко- все вычисления на бумажном носителе, здесь итоги работы,
-заключение, выводы,
-список литературы и ресурсов.
Критерии оценки проекта
Фамилия имя | |
| Баллы | Оценка |
1. Грамотно соотнесены тема цель, задачи | 1 | |
2.Содержится достоверная и полная информация о многограннике | 1 | |
3.Произведены рассчеты площади поверхности и объема | 1 | |
4. Приведены примеры из реальной обстановки Подобран интересный материал | 1 | |
5.Модель многогранника | 1 | |
Приложение 2
М ногогранники
Выпуклые Невыпуклые
П ризмы Пирамиды Правильные Другие
многогранники
Прямые Правильные
Наклонные
Правильные
Приложение 3
Видео
Многогранники вокруг нас или мы внутри многогранников?
https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3%20%D0%BD%D0%B0%D1%81&path=wizard&parent-reqid=1642194507583067-15130061127651627593-sas6-5245-131-sas-l7-balancer-8080-BAL-7203&wiz_type=vital&filmId=3096245381769555861
Используемая литература
Атанасян А.С. Геометрия 7-9, Москва. Просвещение.
И. М. Смирнова. В мире многогранников. Кн. для учащихся– Москва : Просвещение, 1995
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4549090299998008991&reqid=1642269104280416-12689800848259950652-sas3-1045-8f5-sas-l7-balancer-8080-BAL-3007&text=%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8+%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3+%D0%BD%D0%B0%D1%81+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+9+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81