СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "У нас Земля одна"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная викторина разработана для мероприятий в лагере.Может подойти и для школы

Просмотр содержимого документа
«Викторина "У нас Земля одна"»

Экологическая игра-викторина "У нас Земля одна!"

ФИО: Боронова Екатерина Дмитриевна

Тема: «У нас Земля одна!»

Цели игры-викторины: Создать условия для развития у детей интереса к природе и бережного отношения к ней; укрепления и расширения знаний детей об охраняемых природных территориях нашего края; о растениях и животных, занесённых в красную книгу.

Задачи игры:

  • Сформировать устойчивый интерес к наблюдению за явлениями природы.

  • Научить навыкам экологического поведения;

  • Расширить знания детей об охраняемых природных территориях нашего края, о растениях и животных, занесённых в красную книгу Архангельской области;

  • Способствовать укреплению здоровья детей;

  • Развивать познавательную деятельность учащихся;

  • Воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за деятельность человека, осуществляемую в природе;

  • Воспитывать любовь к поэзии.

Оборудование: презентация, мешочек, лист А4, фломастеры.









Ход игры

Учитель: Здравствуйте, меня зовут Екатерина Дмитриевна. Ребята, я приглашаю вас сегодня принять участие в игре-викторине “У нас Земля одна” (слайд № 1). А начать мне хочется с замечательных строк Л. Дайнеко (слайд № 2, музыкальное сопровождение):

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

Земля щедра но, к сожалению, нуждается в нашей защите. Беспокоясь о её экологическом состоянии, люди всего мира объединяют свои силы для спасения планеты. У Земли есть свой праздник - Международный День Земли. Впервые его отмечали в 1970 г. в США, и со временем этот праздник распространился по всему миру. Россия отмечает День Земли с 1993 г. В 2009 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день Матери-Земли, постановив отмечать его 22 апреля.

Наш земляк М.В. Ломоносов как никто другой ощущал цельность, гармонию и величие природы. И сегодня нам предстоит узнать, как вы представляете сущность природы.



Игра «У нас Земля одна» создана по мотивам телевизионной игры «Своя игра» сопровождается презентацией. На экране перед вами пять категорий (слайд № 3):

  • Разминка

  • «Знаете ли вы?»

  • Экология и мы

  • Мудрые мысли о природе

  • «Экологическая страничка»

Учитель: Итак, ваша задача сейчас разделится на 4 команды. Придумать название команды и выбрать командира. Даю вам 3 минуты на обдумывание.

Учитель: Посмотрите пожалуйста на наше замечательное жюри! Они вас сегодня будут оценивать! Подойдите пожалуйста командиры команд ко мне. Итак, ваша задача достать листочек из мешочка, там будет число, вы должны прочитать, какими вы будете отвечать.

Учитель: Ну что ж! Поехали! 1 раунд, вам надо ответить на вопрос, который будет высвечиваться на экране. За правильный ответ 1 балл. За неправильный ответ, балл не засчитывается.

1 раунд «Разминка».

  1. Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (берёза, дуб)

  2. Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? (буква о)

  3. Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? (медведь)

  4. Какую часть дерева в старину очень боялись ученики в школе? (ветки, из которых делали розги)

  5. В названии какой птицы есть цифра 3? (стриж)

  6. От чего утки плавают? (от берега)

  7. Сколько ног у паука? (8)

  8. Первые весенние птицы (грачи)

  9. Что делает ёж зимой? (спит)

  10. Каркуша - это : (ворона)

  11. Какая змея самая большая? (анаконда)

  12. Самое быстрое морское животное (дельфин, касатка)

  13. Какому дереву дети очень радуются зимой? (ель)

  14. Какие камни в море? (мокрые)

  15. Целый день летает, всем надоедает (муха)

  16. В пруду купался, а сух остался. (Гусь)

  17. Какие животные вылезают из кожи вон (змея)

  18. Рыжая плутовка (лиса)

  19. Он начинает неделю (понедельник)

  20. Первый весенний цветок (подснежник)

  21. Какая рыба напоминает шахматную фигуру? (морской конёк)

  22. Какого цвета хамелеон? (разного, в зависимости от температуры, влажности, освещения).

Учитель: Молодцы. Наше жюри подсчитывает баллы. А мы с вами подходим к следующему раунду. Здесь вам необходимо выбрать ячейки от 5-50 баллов. За неправильный ответ, вопрос переходит к той команде, кто поднимает руку первый.



2 раунд «Знаете ли вы?»

  1. Знаете ли вы:

Эта наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания — почва, лес, воздух, вода - все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии.). Что это за наука?

экология*

 

  1. Знаете ли вы:

Это определение ввёл австрийский геолог Эдуард Зюсс (XIX век). Учение о ней создал В.И. Вернадский - выдающийся русский ученый. Вернадский определял её как, особую активную оболочку Земли. Она населена живыми организмами. В ней деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету. О чём идёт речь?

биосфера*

 

  1. Знаете ли вы:

Как и все подснежники, она спешит привлечь внимание насекомых-опылителей. Она регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Она занесена в Красную книгу.  Какое растение называют живым светофором?

медуница*

 

  1. Знаете ли вы:

Она - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Она входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без неё. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 % неё. Она - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Она - фактор, который определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат). Гидросфера содержит около 1,4 миллиарда кубических километров её; 5 тысяч кубических километров её используется ежегодно, а загрязняется (из-за активной технической деятельности человечества) почти в 10 раз больше. Некоторые страны испытывают нехватку её. На Земле ее много, но люди так и не научились использовать рационально. Что является самым важным веществом на Земле?

вода

 

  1. Знаете ли вы:

Когда этот металл впервые стал использоваться для производства банок для напитков в 1965 году, на изготовление 1 тысячи банок уходило около 25 килограммов металла. Сегодня эта же тысяча банок весит меньше 15 килограммов, так как мы научились лучше их изготавливать. Этот металл заменил стальные и жестяные банки и был высоко оценен за гибкость. Кроме того, он имеет еще одно преимущество: его можно легко перерабатывать любое количество раз.

алюминий*

 

  1. Знаете ли вы:

Впервые День заповедников и национальных парков отмечался в 1997 г. по инициативе Центра охраны дивой природы, всемирного фонда дикой природы и экоцентра «Заповедник». Этот день выбран не случайно, именно в этот день в 1916 г. впервые в истории российского государства решением правительства был учрежден Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 федеральных заказников. Их общая площадь составляет около трёх процентов от площади Российской федерации. В какой день празднуется День заповедников и национальных парков?

11 января*

 

  1. Знаете ли вы:

Процесс начался в 50-е годы XX века. Всему виной увеличение площадей для посевов хлопчатника и риса. Разветвленная сеть оросительных каналов забирала воду для посевов из Амударьи и Сырдарьи. Объем воды в этом море уменьшился. Поверхность этого моря стала втрое меньше. Вода стала более соленой, рыба погибла. Изменился даже климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую соль. Результат деятельности человека - экологическая катастрофа. Снизилась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей. О каком море идёт речь?

- Аральское

 

  1. Знаете ли вы:

Рост употребления энергии человеком опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению этих дождей. Какое название получили эти дожди?

- кислотные*

 

  1. Знаете ли вы:

К ним относят стиральный порошок, мыло, шампунь, сода. Они являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Они губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым они так богаты, способствует росту водорослей (вода цветет). Они изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде. Что это за вещества?

синтетические моющие средства* 

  

  1. Знаете ли вы:

Этот материк считается самым большим заповедником. На его территории и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, там обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов) Растения, среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в году.). Какой заповедник считается самым большим?

- Антарктида



Учитель: Наше жюри подсчитывает баллы. Сложно было? Следующий раунд. Также выбирайте ячейку и отвечайте. За неправильный ответ, вопрос уходит к команде, которая поднимет первой руку.







3 раунд «Экология и мы»



10 баллов – Можно ли считать чистой воду из водопроводного крана?

(Нет, в водопроводной воде содержится множество химических веществ).

20 баллов – Каковы последствия курения? (Болеют чаще раком лёгких в 10 раз; в 5 раз чаще – раком гортани; в 6 раз – бронхитом; в 2,8 – язвой желудка; болезни органов кровообращения встречаются в 2,6 раза чаще).

Основной поток табачного дыма образуют 35% сгорающей сигареты, 50% уходят в окружающий воздух, составляя дополнительный поток, от 5 до 15% компонентов сгоревшей сигареты остается на фильтре. В дополнительном потоке окиси углерода содержится в 4-5 раз, никотина и смол – в 50, а аммиака – в 45 раз больше, чем в основном!

Таким образом, как это ни парадоксально, в окружающую курильщика атмосферу попадает токсических компонентов во много раз больше, чем в организм самого курильщика. 31 мая в России объявлен «Днем отказа от курения».

30 баллов – Как предохранить себя от отравления ядами бактерий? (Употреблять свежеприготовленную пищу, мыть руки перед едой, недолго хранить продукты в холодильнике).

Botulis – от лат. колбаса. Заболевание ботулизма вызывают палочковидные бактерии, выделяя токсины. Воротами проникновения является пищеварительный тракт, а поражает – нервную систему.

40 баллов – Какие последствия для организма имеет потребление с пищей нитратов и нитритов? (При интенсивном применении химических и органических удобрений эти вещества вызывают заболевания пищеварительной системы).

Нитраты и нитриты - это канцерогенная группа некоторых соединений азота. К ним относится и селитра, которую добавляют в ветчину, сыр и другие копчености из рыбы и мяса. Копчение при помощи нитратов (селитры) применяют уже около 1000 лет, хотя во многих странах оно уже запрещено. Вместо селитры теперь используют другие нитраты с аскорбиновой кислотой (витамин С). Этот способ дает лучшие результаты. Сами по себе нитраты не опасны, но они переходят в нитриты. А это уже чрезвычайно опасно.

Учитель: Итак, начинаем 4 раунд. Вам нужно продолжить фразу. Команде дается на обдумывание 1 минута. За правильный ответ дается 10 баллов. За неправильный ответ вопрос сгорает.

4 раунд «Мудрые мысли о природе»

    • Лес – наше богатство – … (Лес – наше богатство – берегите его!).

    • Вода… (Вода – источник жизни).

    • Природа не храм, а … (Природа – не храм, а мастерская).

    • Охранять природу - … (Охранять природу – значит охранять Родину!)

Учитель: Наша последняя категория называется Экологическая страничка. Ваша задача за 5 минут нарисовать правила экологического поведения. Побеждает та команда, которая изобразит больше экологических правил поведения.

Учитель: Теперь мы подведём итоги нашей игры. Победителями стали…

(награждение победителей)



Люби природу, паренёк,

И девочка, люби,

От загрязнений защищай,

Её ты не губи!

Не отравляй полей и рек,

Морей, лесов и гор,

Ты в них отходы не сливай,

Вредителям - позор!

Люби природу, человек,

Её ты охраняй,

Картину выжженной земли,

Живя, не оставляй!

Учитель: Давайте беречь наш общий дом Землю, нашу страну, наш край и наш город Сосновоборск! Спасибо за внимание! До новых встреч!
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!