СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможна ли жизнь без конфликтов?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кураторский час, в ходе которого студенты знакомятся с понятиями "конфликт" и "конфликтная ситуация" , а также - со способами предупреждения конфликтов.

Просмотр содержимого документа
«Возможна ли жизнь без конфликтов?»


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ




Кураторский час


«ВОЗМОЖНА ЛИ

ЖИЗНЬ БЕЗ КОНФЛИКТОВ?»


Цель занятия: познакомить студентов с понятиями «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов;

способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

побуждать студентов к сотрудничеству и взаимопониманию.



    1. Организационный момент


    1. Мотивация

В начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию. К доске выходят 2 курсанта. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание.

Преподаватель: -Ребята, ваша задача – быстро и красиво нарисовать здание.

Учащиеся начинают рисовать. Преподаватель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку.

Преподаватель: - Остановитесь, пожалуйста. Постарайтесь изобразить здание, чтобы оно выглядело объемно……….

Преподаватель: - И опять остановитесь. Крыша на ваших нарисованных зданиях должны быть более современной……….

Преподаватель: - Еще раз остановитесь. На рисунке мы должны видеть и окна, и двери……….

Затем преподаватель дает возможность студентам закончить рисунок.

Преподаватель: - Все равно ни один из вас не справился со своей задачей – вы нарисовали жилые здания, а нужно было государственное учреждение. Поэтому победителей в этом конкурсе нет.

Преподаватель: - Вам понравилась такая игра?

Ответы участников (студенты после выполнения задания расстроены)

Преподаватель: - Почему?

Преподаватель: - Что произошло в данной ситуации? (конфликт)


Преподаватель: - Почему рисунок не получился? (ответы студентов: плохо объяснили, не поняли и т.д)

Преподаватель: - Можно ли было избежать конфликта? (можно)

Преподаватель: - Каким образом? (ответы учащихся)

Преподаватель: - Сегодня я хочу поговорить с вами о причинах конфликтов и путях их решения. Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно у вас вызывает?

Ответы студентов: Ссора, хлопанье дверью, драка, спор, слезы, крик, неприязнь и т.д.

Преподаватель: – Давайте послушаем, какое определение этого слова дано в словарях русского языка.


Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению. (Ожегов С.И.)


    1. Раскрытие темы занятия

Преподаватель: - Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки главных ее героев.

      Давным-давно  в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? «Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его». – «Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он. «Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хобот. «Слон похож на копье»,- воскликнул четвертый. «Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена». Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хвост. «Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею». «Нет на веревку!» - «Змея!» - «Стена!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!». Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как на самом деле выглядит слон.

 1) Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?

(Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон; никто не хотел слушать, что говорят другие)

(У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии)

 2) Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?

 3) Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.

(Наличие другой стороны)


Преподаватель: Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить "расхлёбывать" кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время кураторского часа.

- А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?

Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?

Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: "Причиной конфликта было то, что……"

(Ответы детей: несколько вариантов причин возникновения конфликта)


Преподаватель: Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

- Вот как схематически можно отразить нарастание конфликта

6. РАЗРЫВ.

5. АГРЕССИЯ.

4. УНИЖЕНИЕ.

3. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ.

2. НЕДОВОЛЬСТВО.

1. НЕСОГЛАСИЕ.


Работа в группах: обсуждение

1.Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

Ответьте на вопросы:

- Кто участвует в конфликте?

- Кто виноват в конфликте?

- Каковы позиции участников конфликта?


2.Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.

Ответьте на вопросы:

- Почему возник конфликт?

- Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?


3.Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.

Ответьте на вопрос:

- Благодаря чему удалось избежать конфликта?


Преподаватель: Осознав, что такое конфликт, проанализировав несколько ситуаций, давайте подумаем над тем, какие плюсы и минусы может иметь конфликт.

(Группа делится на две подгруппы. Каждой из них достается по листу бумаги, на одном листе стоит плюс, на другом минус.)

- Ваша задача - записать положительные и отрицательные стороны конфликта. 5 минут для этой работы вам хватит. Начинайте.

(Ребята работают)

Преподаватель: Сначала перечислите плюсы конфликта.

Студенты озвучивают свои варианты

- В конфликте выясняется истина

- Открываются вещи, которые мы раньше не замечали

- Конфликт-это признак деятельности коллектива

- Выявляется позиция (мнение) каждого человека

- В ситуации конфликта человек раскрывается

- Происходит утверждение личности

- Может быть достигнут положительный результат

- Выявляется направление перспективы развития

- Человек в конфликте может самосовершенствоваться


Преподаватель: Совсем неплохо. Давайте послушаем другую группу.

Студенты озвучивают свои варианты

- Падает настроение, отчего падает и трудоспособность

- Конфликт может отрицательно сказаться на здоровье

- Возникает желание не работать (учиться) в данном коллективе, что приводит и к внутреннему разладу

- Мысли направлены не на дело, а на конфликт

- Появляется раздражительность, отчего возникают проблемы в общении с другими людьми

- Плохое настроение может передаваться на семью


Преподаватель: И эта группа абсолютно правильно все сказала. Давайте же все-таки согласимся, что конфликт несет и хорошее. Но все же лучше обходиться без него или уметь безболезненно из него выйти.

- Что мы испытываем, когда сталкиваемся с конфликтом? Сейчас каждый может подойти к доске и записать свой вариант ответа.

Ребята по очереди подходят к доске и пишут.

Ответы могут быть приблизительно такие:

  • Гнев

  • Ощущение крушения надежд

  • Конфуз

  • Страх

  • Обида

  • Угнетенное состояние

  • Раздражение

  • Нервное состояние и т.д.

Преподаватель: Делаем вывод. Все, что вы назвали, - чувства, и эти чувства называют эмоциями.

Эмоции - это ощущения, которые испытывает человек, сталкиваясь с той или иной ситуацией. Каждый человек когда-нибудь испытал гнев – это нормально, но умению контролировать его и управлять им – надо учиться. Если это удается, то вы сможете избегать конфликтов.

Конфликт имеет свои стадии.

Первая – дискомфорт. Вы общаетесь с человеком, как прежде, но что-то вас беспокоит. Вы не можете дать себе точный ответ, что именно. Но конфликт уже не так далеко. Это чувство предвестник того, что что-то случится. Инцидент - принцип последней капли. Какое-то сказанное слово, какой-то, может быть, мелкий неверный шаг… и все… за ним уже конфликт.

Преподаватель: Типичные конфликты можно предотвратить

  1. Прежде всего, контролируйте свой гнев.

  2. Определите, в чем причина.

  3. Относитесь к другому человеку с уважением.

  4. Слушайте, думая, чтобы понять точку зрения другого человека  и учесть ее

  5. Придумайте возможные решения и выберите из них те, которые будут приятными, достаточно хорошими и для вашего партнера.

  6. Постарайтесь реализовать свои решения и проследить, как они работают.

- А пока продолжим. Вернемся к инциденту. Часто в качестве инцидента выступает обычный тон. Тон бывает различным, нужно уметь контролировать и его.

 К примеру:

  • Безразличный

  • Неуважительный

  • Приказной

  • Назидательный

  • Ехидный

  • Хамский

- Посмотрите отрывок из мультфильма, который вам очень хорошо знаком.

Видеоотрывок из мультфильма «Винни-Пух идет в гости»

Преподаватель: Очевидно, что назревал конфликт из-за абсолютной беспардонности главного героя. Но почему конфликта удалось избежать?

Ответы студентов

- Действительно, мудрость Кролика очевидна. Ставим себе установку, зная, что назревает конфликт: следить за своим тоном. Пусть он всегда будет размеренным и уважительным. И на самом деле, очень важно в любой ситуации суметь сохранить спокойствие и разумно рассуждать о происходящем. Выскажите своё мнение – что значит сохранять спокойствие?

- Сопоставьте свои ответы с научной точкой зрения.

  1. Относиться к другим с уважением

  2. Выслушать точку зрения другого человека до конца

  3. Контролировать себя! Не позволяйте гневу или страху насилия победить вас

  4. Говорить тихо, не переходить на личность и оскорбления

  5. Дать другому человеку шанс отступить

  6. Сдерживать импульсивное действие, например, лучше уйти, извинившись при этом

  7. Идти на компромисс

  8. По возможности использовать юмор

- А я бы еще добавила – необходимо использовать и некую долю находчивости, чтобы все-таки избежать конфликта. Об этом следующий видеосюжет.

Видеоролик «Мост»

Преподаватель: Конфликт – это столкновение интересов. И. как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу (показывает на экран)

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Стремление добиться своего за счет другого

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Уклонение от принятия решений

Люди, неуверенные в себе

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Мирные, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

- Только все позиции в этой таблице перепутались. Нам нужно восстановить логические цепочки и стрелочками указать правильное расположение позиции. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь.

Комментированное объяснение вносимых в таблицу изменений

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.)

Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.)

Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество.)

Конкуренция – стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Соперничество.)

- Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик? Чтобы ответить на эти вопросы, определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь.

(преподаватель читает описание поведения, студенты угадывают.)

Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. (Избегание)

Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды (Сотрудничество)

Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего. (Соперничество)

Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. (Приспособление)

Преподаватель: Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

Есть такая история. Перед смертью шейх завещал 19 верблюдов своим трем сыновьям, оставив первому сыну половину верблюдов, второму – четверть, а третьему – одну пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно неэкономно, сыновья решили пригласить посредника, прибывшего на своем верблюде. Посредник взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к наследству. Из полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын шейха забрал половину (10 верблюдов), второй сын – четверть (5 верблюдов), третий сын – пятую часть (4 верблюда). Таким образом, общая сумма полученных верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд посредника остался лишним. Посредник взобрался на него и уехал. Вот вам яркий пример того, как незаметно, спокойно и предельно правильно может быть урегулирован конфликт любой сложности мудрым, тактичным человеком.

    1. Заключительное слово. Подведение итогов

Преподаватель: В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Вот некоторые пожелания для того, чтобы у вас это получилось.



1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.

10. Будь обаятелен и добр.

11.Извинись, если ты не прав.

12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.


 - Ну, и закончить мне хотелось бы такими словами:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

- И в продолжение этой темы – замечательная песня на стихи Булата Окуджавы.

Видеоролик «Давайте восклицать»

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!