СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Все ли деревья сбрасывают листву?» Знакомство с окружающим миром.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать представления детей о приспособлении деревьев к разным климатическим условиям произрастания: южным, северным, к условиям жарких стран, джунглей.  Закрепить и расширить знания детей о «хвойных», «лиственных» и «вечнозеленых» деревьях. Воспитывать у детей бережное отношение к природе и развивать к ней интерес. Учить отгадывать загадки.

Просмотр содержимого документа
««Все ли деревья сбрасывают листву?» Знакомство с окружающим миром.»

«Все ли деревья сбрасывают листву?»

Программное содержание:

  • Формировать представления детей о приспособлении деревьев к разным климатическим условиям произрастания: южным, северным, к условиям жарких стран, джунглей.

  • Закрепить и расширить знания детей о «хвойных», «лиственных» и «вечнозеленых» деревьях.

  • Лексическая работа:
    - упражнять детей в образовании прилагательных от существительных;
    - в согласовании числительных с существительными.

  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе и развивать к ней интерес.

Материал:

Иллюстрации, гербарий.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы поговорим о деревьях. Но вначале давайте отгадаем загадки.

  • Клейкие почки
    Зеленые листочки
    С белой корой
    Стоит под горой. (Береза)

  • В нем почти сто метров роста:
    На него залезть непросто!
    Из Австралии был он
    К нам в Колхиду завезен.
    У него одна работа –
    Осушение болота. (Эвкалипт)

  • Я из крошки-бочки вылез,
    Корешки пустил и вырос,
    Стал высок я и могуч,
    Не боюсь ни гроз, ни туч.
    Я кормлю свиней и белок -
    Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

  • Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черёмуха)

  • Вроде сосен, вроде ёлок,

Но зимою без иголок. (Лиственница)

  • С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

  • В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце? (Рябинка)

  • Клейкие раскрылись почки —

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Догадались? — Это... (тополь)

  • Из деревьев ранним летом 
    Вдруг снежинки запорхают, 
    Но не радует нас это — 
    Мы от этого чихаем. (Тополя)

  • Будто снежный шар бела, 
    По весне она цвела, 
    Нежный запах источала. 
    А когда пора настала, 
    Разом сделалась она 
    Вся от ягоды черна.  (Черемуха)

  • Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год! (Ель)

  • Её всегда в лесу найдешь -
    Пойдем гулять и встретим
    Стоит колючая, как еж,
    Зимою в платье летнем. (Ель)

  • Что за дерево стоит –
    Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)

  • У меня длинней иголки,
    Чем у елки.
    Очень прямо я расту
    В высоту.
    Если я не на опушке,
    Ветви – только на макушке. (Сосна).

- Правильно, ребята, вы отгадали, а как их можно назвать одним словом? /Деревья/.

-Как вы думаете, что общего у всех этих деревьев, которые вы видите на иллюстрациях. /Строение: корни, ствол, ветки/ .

- А чем они отличаются друг от друга? /У одних деревьев - листочки, у других — иголки/.

- Вы совершенно правы, а как вы думаете, все ли деревья сбрасывают листву осенью? /Нет, ель и сосна не сбрасывают/.

- Ребята, оказывается, все деревья условно можно разделить на:
лиственные деревья, у которых листочки, н - р, береза, рябина, каштан и др. и
хвойные деревья, у которых вместо листочков иголки, например: ель, сосна, кедр. По-другому их еще называют «вечнозелеными», потому что они и в северных, и южных условиях всегда остаются зелеными, не сбрасывают иголки. Недаром, есть загадки: «Зимой и летом одним цветом». К вечнозеленым относятся деревья южных стран, джунглей, где никогда не бывает зимы, и деревья не меняют и не сбрасывают листву, например: пальмы, баобабы, секвойи и др.

Физминутка «В одном лесу дремучем»

В одном лесу дремучем

руки над головой из стороны в сторону

Жила семья могучая.

обе ладони сжимаются в замок

У них был дом огромный

ладони над головой в виде крыши

И крыша с трубой темной.

указательные пальцы поднимаются вверх

Из трубы в колечки дым

указательные пальцы вращаются

Плим – плим – плим.

щелканье пальцами

- А вы знаете, ребята, оказывается, климатические условия влияют на то, сбрасывать листья или нет. В наших краях деревья сбрасывают листву, потому что меняются времена года: осень сменяет лето, зима сменяет осень. Поэтому, зимой деревья отдыхают, а растут только весной и летом. А в тундре очень короткое лето, а зима длинная и холодная, поэтому деревья растут очень медленно. Если сравнить нашу березу и березу в тундре, то наша береза высокая, а там она карликовая, невысокая.

- В степи деревья тоже невысокие, потому что там жарко, сухие ветра, и корни вынуждены уходить далеко вниз в поисках воды, а на рост кроны не хватает сил.

- А в джунглях очень высокие деревья, с густой кроной и большими листьями, так как там не бывает зимы, много солнца, влаги; поэтому деревья стараются как можно больше впитать в себя влагу и тепло.

- А теперь давайте поиграем: попробуем составить новые слова, например:

  • лист березы – березовый;
    иголка сосны /какая?/ - сосновая;
    ветка рябины /какая?/ - рябиновая;
    лапа ели /какая?/ - еловая;
    свечка каштана /какая?/ - каштановая;
    желудь дуба /какой?/ - дубовый;
    пух тополя /какой?/ - тополиный;
    шишка кедра /какая?/ - кедровая; и др

- Перед вами иллюстрации деревьев, давайте их сосчитаем :

  • одна береза, две березы, пять берез;
    один дуб, два дуба, пять дубов;
    одна осина, две осины, пять осин;
    один кедр, два кедра, пять кедров;
    один тополь, два тополя, пять тополей;
    одна сосна, две сосны, пять сосен;
    одна ель, две ели, пять елей

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием.
Как вы думаете, какую пользу приносят деревья? /Очищают воздух, на них живут птицы, кормятся животные, создают тень от солнца/.

- А как мы можем охранять деревья? /Не разводить огонь, не засорять лес, не ломать ветки/.

- Ребята, мы с вами узнали очень много интересного о деревьях.

Анализ занятия:

- Ребята, напомните, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на занятии?
- Какие деревья относятся к лиственным?
- Какие относятся к хвойным вечнозеленым?
- Почему одни деревья сбрасывают листву, а другие нет?
- Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали, я очень вами довольна.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!