СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заимствованные слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект на тему: "Заимствованные слова". Цель: способствовать формированию понятия о заимствованных словах, формировать умение работать со словарями, развивать умение целесообразного использования заимствований в собственной речи.

Просмотр содержимого документа
«Заимствованные слова»

План – конспект урока «Заимствованные слова»

Тема: Заимствованные слова

Цели:

1.образовательные: способствовать формированию понятия о заимствованных словах; показать учащимся богатство русского языка, вызвать интерес к языковым явлениям; формировать умение пользоваться словарями (толковым, этимологическим, словарем иностранных слов)

2.развивающие: развивать умение целесообразного использования заимствований в собственной речи, способствовать формированию мыслительных операций: сравнения, анализа, обобщения.

3.воспитательные: способствовать формированию у учащихся интереса к изучению русского и иностранных языков; воспитывать чувство любви к родному языку; формировать бережное отношение к русской культуре.

Оборудование: «Этимологический словарь», «Словарь иностранных слов», раздаточные материалы, проектор, ноутбук, интерактивная доска.

Тип урока: формирование умений.

Эпиграфы к уроку:

Все народы меняются словами и занимают их друг у друга. В.Г.Белинский

не нужно от них открещиваться, но не нужно ими и злоупотреблять. А.Н.Толстой


Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Кто отсутствует на уроке?

Теоретическая разминка:

  1. О каком разделе русского языка шла речь на предыдущих уроках?

  2. Что такое Лексика?

  3. Какая наука занимается изучением Лексики?

Слово учителя: Продолжая путешествовать по Лексикологии, сегодня мы познакомимся еще с одной группой слов, которая составляет 1/10 часть всей Лексики русского языка.

II. Этап подготовки к усвоению нового материала.

1. Работа с отрывком из «Евгения Онегина».

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар. Ещё бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет,

Но звон брегета им доносит,

Что новый начался балет.

- Значения всех ли слов были понятны?

- Какие слова оказались мало или совсем непонятными, незнакомыми?

- Как вы думаете, почему они непонятны?

- Да, действительно!

Боливар - широкополая мужская шляпа, бывшая в моде в начале 19 века.

Бульвар – широкая улица, обсаженная деревьями.

Брегет - карманные часы, изготовлявшиеся в мастерской французского мастера Бреге в начале 19 века. Часы отличались большой точностью, отбивали часы, доли часов и показывали числа месяца.


2. Сообщение темы и цели урока. Вот все эти слова и многие другие, с которыми мы сегодня встретимся на уроке, и составляют ту десятую часть русской лексики, которая называется заимствованные слова. Это тема нашего урока.


III. Этап усвоения новых знаний.

1. Чтение теоретического материала


1 часть: Словарный состав русского языка постоянно меняется и пополняется. Слова, которые родились в русском языке и образовались первым способом, то есть способом словообразования, называются ИСКОННО РУССКИМИ. А слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются ЗАИМСТВОВАННЫМИ.

2 часть. Почему появляются заимствованные слова? Народы, населяющие разные страны, не могут жить обособленно. Они постоянно общаются друг с другом. Ездят друг к другу в гости, торгуют, обмениваются литературой, различными предметами, какими-то новинками. Между ними возникают различного рода связи, отношения. Это могут быть торговые, культурные, спортивные, политические, научные, экономические и другие связи. Общаясь между собой, народы иногда заимствуют друг у друга предметы быта, орудия труда, машины, оружие, предметы искусства, научные открытия и многое другое. Вместе с заимствованием предметов и вещей берутся, то есть заимствуются и слова, их называющие. Так в языке появляются заимствованные слова. Заимствованных слов в русском языке на сегодняшний день 10-15 %.


2. Обсуждение прочитанного:

1. Какие способы пополнения русского языка существуют?

2. Какие слова называются исконно русскими?




3. Как они образуются?

4. Какие слова называются заимствованными?


5. Почему слова из одного языка проникают в другой?

6. Какими путями это происходит?

7. Сколько % русской Лексики составляют заимствованные слова?

3. Обращаемся к эпиграфу.

- Что, по словам Белинского, делают народы во время общения друг с другом? Согласны ли вы с ним?


IV. Этап закрепления изученного.

  1. Общаясь, народы заимствуют слова из разных сфер жизни общества.

ЗАДАНИЕ 1: Заимствованные слова распределить по сфере использования: (самостоятельно в группах, письменно)

Матч, нокаут, спорт, компьютер, корт, пиджак, танк, ракета, бассейн, костюм, галстук, диван, олимпиада, рекорд, велосипед, тренер, чемпион, миксер, тостер, джемпер, принтер, сканер, ноутбук.

ЗАДАНИЕ 2: Распределите слова в два столбика: 1 – исконно русские, 2 – заимствованные. (письменно)

Биография, футбол, шляпа, дуб, акварель, вуаль, сестра, портфель, маркетинг, люстра, парашют, сосна, ателье, циркуль, джип, огнетушитель, чистильщик, шахта.


2. Знакомство со словарями.

- А как еще легко и просто можно узнать, слово заимствованное или нет? Правильно, заглянуть в словарь. Но не каждый словарь вам даст ответ на этот вопрос. А только некоторые из них.

- Словарь иностранных слов. Часто вы, встречаясь с заимствованными словами, не понимаете их значения. Заглянув в этот словарь, обязательно узнаете значения непонятных вам слов и из какого языка пришло оно.

- Этимологический словарь. Если вы обратитесь к этому словарю, то он расскажет о заимствованном слове еще больше. Вы узнаете, из какого языка пришло слово, в каком веке оно перебралось в русский язык, как оно обрусевал, то есть, становилось таким, каким мы его видим, слышим и произносим.


  1. Работа со словарями. (1 – 2 примера из каждого словаря рассматриваются устно)

  1. Заимствование – это хорошо или плохо?

Обобщение учителя: А.Н.Толстой сказал о заимствованных словах: «…не нужно от них открещиваться», и это правильно, потому что

а) угрозы для русского языка они не составляют, так как заимствованных слов всего 10%;

б) обогащается и расширяется словарь русского языка;

в) облегчается и упрощается общение между людьми разных национальностей (между народами);

но, продолжая размышлять над заимствованиями, А.Н. Толстой говорит, что « не нужно ими и злоупотреблять». И это очень верно. Очень часто, следуя моде, человек вставляет в свою речь иностранные слова, сам не совсем понимая их значение. Поэтому выглядит речь такого модника смешной и нелепой.

  1. Редактирование предложений.

- После легкого ланча я отправился гулять.

- На день рождения я получил прекрасный презент.

- Мой бой-френд такой умный.

- На экраны кинотеатров вышел лучший блокбастер года.

V. Итог урока.

– Итак, ребята, какую тему мы сегодня изучили?

– Какие слова называются заимствованными?

А теперь для закрепления темы составим синквейны. Давайте вспомним: что же такое синквейн?




















Синквейн (Приложение 1)


VI. Домашнее задание.

Изучить §5, с.35 упражнение 36 (составить словосочетания, письменно)

VII. Оценивание работы учащихся.

(оценки выставляются тем, кто активно участвовал на уроке; поощрение)

- Урок окончен.

- До свидания!








О лексике



Это словарный состав языка

лексикология






















бульвар, боливар, брегет



потому что это нерусские слова, иностранные







































































Через быт, науку, культуру того или иного народа…

Слова, которые родились в русском языке и образовались первым способом, то есть способом словообразования, называются исконно русскими.

Способом словообразования

Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными.

Так как народы ездят друг другу в гости, торгуют, обмениваются различными предметами и т.д.

10 – 15%



Мнения учащихся










Спорт (1гр.): матч, нокаут, спорт, корт, бассейн, олимпиада, рекорд, велосипед, тренер, чемпион.

Техника (2гр.): компьютер, танк, миксер, тостер, принтер, сканер, ноутбук, велосипед, ракета.

Быт (3гр.): пиджак, костюм, галстук, диван, джемпер.

Словарная работа: Корт — ровная, прямоугольная площадка для игры в теннис.


Исконно-русские: огнетушитель, чистильщик;

Заимствованные: биография, футбол, шляпа, дуб, акварель, вуаль, сестра, портфель, маркетинг, люстра, парашют, сосна, ателье, циркуль, джип, шахта.






























Мнения учащихся




























Ланча – ужина


Презент – сувенир, подарок


Бой-френд – друг


Фильм







Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.

Правила составления синквейна:
  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.










Приложение 1

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!