Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! - Кто отсутствует на уроке? Теоретическая разминка: О каком разделе русского языка шла речь на предыдущих уроках? Что такое Лексика? Какая наука занимается изучением Лексики? Слово учителя: Продолжая путешествовать по Лексикологии, сегодня мы познакомимся еще с одной группой слов, которая составляет 1/10 часть всей Лексики русского языка. II. Этап подготовки к усвоению нового материала. 1. Работа с отрывком из «Евгения Онегина». Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар. Ещё бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет. - Значения всех ли слов были понятны? - Какие слова оказались мало или совсем непонятными, незнакомыми? - Как вы думаете, почему они непонятны? - Да, действительно! Боливар - широкополая мужская шляпа, бывшая в моде в начале 19 века. Бульвар – широкая улица, обсаженная деревьями. Брегет - карманные часы, изготовлявшиеся в мастерской французского мастера Бреге в начале 19 века. Часы отличались большой точностью, отбивали часы, доли часов и показывали числа месяца. 2. Сообщение темы и цели урока. Вот все эти слова и многие другие, с которыми мы сегодня встретимся на уроке, и составляют ту десятую часть русской лексики, которая называется заимствованные слова. Это тема нашего урока. III. Этап усвоения новых знаний. 1. Чтение теоретического материала 1 часть: Словарный состав русского языка постоянно меняется и пополняется. Слова, которые родились в русском языке и образовались первым способом, то есть способом словообразования, называются ИСКОННО РУССКИМИ. А слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются ЗАИМСТВОВАННЫМИ. 2 часть. Почему появляются заимствованные слова? Народы, населяющие разные страны, не могут жить обособленно. Они постоянно общаются друг с другом. Ездят друг к другу в гости, торгуют, обмениваются литературой, различными предметами, какими-то новинками. Между ними возникают различного рода связи, отношения. Это могут быть торговые, культурные, спортивные, политические, научные, экономические и другие связи. Общаясь между собой, народы иногда заимствуют друг у друга предметы быта, орудия труда, машины, оружие, предметы искусства, научные открытия и многое другое. Вместе с заимствованием предметов и вещей берутся, то есть заимствуются и слова, их называющие. Так в языке появляются заимствованные слова. Заимствованных слов в русском языке на сегодняшний день 10-15 %. 2. Обсуждение прочитанного: 1. Какие способы пополнения русского языка существуют? 2. Какие слова называются исконно русскими? 3. Как они образуются? 4. Какие слова называются заимствованными? 5. Почему слова из одного языка проникают в другой? 6. Какими путями это происходит? 7. Сколько % русской Лексики составляют заимствованные слова? 3. Обращаемся к эпиграфу. - Что, по словам Белинского, делают народы во время общения друг с другом? Согласны ли вы с ним? IV. Этап закрепления изученного. Общаясь, народы заимствуют слова из разных сфер жизни общества. ЗАДАНИЕ 1: Заимствованные слова распределить по сфере использования: (самостоятельно в группах, письменно) Матч, нокаут, спорт, компьютер, корт, пиджак, танк, ракета, бассейн, костюм, галстук, диван, олимпиада, рекорд, велосипед, тренер, чемпион, миксер, тостер, джемпер, принтер, сканер, ноутбук. ЗАДАНИЕ 2: Распределите слова в два столбика: 1 – исконно русские, 2 – заимствованные. (письменно) Биография, футбол, шляпа, дуб, акварель, вуаль, сестра, портфель, маркетинг, люстра, парашют, сосна, ателье, циркуль, джип, огнетушитель, чистильщик, шахта. 2. Знакомство со словарями. - А как еще легко и просто можно узнать, слово заимствованное или нет? Правильно, заглянуть в словарь. Но не каждый словарь вам даст ответ на этот вопрос. А только некоторые из них. - Словарь иностранных слов. Часто вы, встречаясь с заимствованными словами, не понимаете их значения. Заглянув в этот словарь, обязательно узнаете значения непонятных вам слов и из какого языка пришло оно. - Этимологический словарь. Если вы обратитесь к этому словарю, то он расскажет о заимствованном слове еще больше. Вы узнаете, из какого языка пришло слово, в каком веке оно перебралось в русский язык, как оно обрусевал, то есть, становилось таким, каким мы его видим, слышим и произносим. Работа со словарями. (1 – 2 примера из каждого словаря рассматриваются устно) Заимствование – это хорошо или плохо? Обобщение учителя: А.Н.Толстой сказал о заимствованных словах: «…не нужно от них открещиваться», и это правильно, потому что а) угрозы для русского языка они не составляют, так как заимствованных слов всего 10%; б) обогащается и расширяется словарь русского языка; в) облегчается и упрощается общение между людьми разных национальностей (между народами); но, продолжая размышлять над заимствованиями, А.Н. Толстой говорит, что « не нужно ими и злоупотреблять». И это очень верно. Очень часто, следуя моде, человек вставляет в свою речь иностранные слова, сам не совсем понимая их значение. Поэтому выглядит речь такого модника смешной и нелепой. Редактирование предложений. - После легкого ланча я отправился гулять. - На день рождения я получил прекрасный презент. - Мой бой-френд такой умный. - На экраны кинотеатров вышел лучший блокбастер года. V. Итог урока. – Итак, ребята, какую тему мы сегодня изучили? – Какие слова называются заимствованными? – А теперь для закрепления темы составим синквейны. Давайте вспомним: что же такое синквейн? Синквейн (Приложение 1) VI. Домашнее задание. Изучить §5, с.35 упражнение 36 (составить словосочетания, письменно) VII. Оценивание работы учащихся. (оценки выставляются тем, кто активно участвовал на уроке; поощрение) - Урок окончен. - До свидания! |
О лексике
Это словарный состав языка лексикология
бульвар, боливар, брегет потому что это нерусские слова, иностранные Через быт, науку, культуру того или иного народа… Слова, которые родились в русском языке и образовались первым способом, то есть способом словообразования, называются исконно русскими. Способом словообразования Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными. Так как народы ездят друг другу в гости, торгуют, обмениваются различными предметами и т.д. 10 – 15% Мнения учащихся Спорт (1гр.): матч, нокаут, спорт, корт, бассейн, олимпиада, рекорд, велосипед, тренер, чемпион. Техника (2гр.): компьютер, танк, миксер, тостер, принтер, сканер, ноутбук, велосипед, ракета. Быт (3гр.): пиджак, костюм, галстук, диван, джемпер. Словарная работа: Корт — ровная, прямоугольная площадка для игры в теннис. Исконно-русские: огнетушитель, чистильщик; Заимствованные: биография, футбол, шляпа, дуб, акварель, вуаль, сестра, портфель, маркетинг, люстра, парашют, сосна, ателье, циркуль, джип, шахта. Мнения учащихся Ланча – ужина Презент – сувенир, подарок Бой-френд – друг Фильм Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Правила составления синквейна: В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным). Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные) Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия) Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи) Пятая строка – одно слово, синоним темы. |