СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ конкретных педагогических ситуаций

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ конкретных педагогических ситуаций»

Анализ конкретных педагогических ситуаций



Педагогическая ситуация 1

Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул. Воспитательница, подозвав к себе Олега, сказала, что обижать девочек нельзя, и потребовала, чтобы он извинился перед Викой, на что мальчик ответил:

- Но я ни в чем не виноват, за что мне извинятся?

- Раз ты не хочешь извиняться, то иди сядь на скамейку и подумай над своим поведением! - ответила воспитательница.

Мальчик ушел на скамейку в слезах и сидел там, ни с кем не разговаривая до прихода мамы.

Анализ педагогической ситуации 1

В данной ситуации педагогическое воздействие воспитателя не достигло своей цели. Педагог не смог разрешить данную конфликтную ситуацию. Причиной неэффективного взаимодействия является нежелание воспитателя разобраться в причине возникшей ссоры между детьми.

Источником развития данной проблемной ситуации являются противоречия между задачами воспитания и используемыми методами и приемами взаимодействия с детьми. 

Отсюда выявляем проблему: какие методы и приемы взаимодействия с детьми будут эффективны для решения задач воспитания.

В данной ситуации ребенок попытался защититься от наговора сверстницы, но воспитатель не пожелала его выслушать.

Педагог же наказывает ребенка лишь за то, что он не смог понять за что ему нужно извинится.

Воспитатель не захотела разобраться в проблемной ситуации. Организовать взаимодействие, установить контакт между детьми. Педагог не обладает самообладанием, доброжелательностью, порядочностью, педагогическим тактом, уважением к ребенку. В разрешении данного конфликта не проявила творческого подхода, не захотела примирить детей. Причем воспитатель не желает вдаваться в детские проблемы, а попытавшись воздействовать на мальчика, быстро успокоилась, наказав ребенка.

Исходя из того что педагог узнала о причине конфликта между детьми от девочки, она не смотрела за ними. Свои действия она мотивировала тем что защищает интересы Вики, но в общении с другим ребенком употребляет требование, упрек, наказание, что способствовало подавлению инициативы у ребенка, возникновению конфликта между воспитателем и ребенком, ухудшению настроения мальчика.

Для получения оптимального результата необходимо было ознакомить детей с правилами безопасности перед игрой, если же столкновение произошло, то узнать версию событий как у Вики, так и у Олега. Если же они были бы противоречивыми, то подключить к разрешению конфликтной ситуации других детей, еще раз напомнить правила поведения во время игры, а с конфликтующими сторонами провести игру направленную на примерение, и предложить заняться совместной деятельностью.

Из данной ситуации видно, что воспитатель обладает авторитарным стилем общения, руководствуется в большинстве случаев отсутствием доброжелательности, гуманности, чуткости. Использует указ, упрек, наказание. Модель взаимодействия - учебно-дисциплинарная, о чем свидетельствует общение и отношение к ребенку.

Педагогическая ситуация 2

Молодая учительница по математике работала классным руководителем в VI классе. С ребятами было, как ей казалось, полное взаимопонимание, она много проводила с ними времени, и часть девочек буквально ходила за ней, но в классе было больше мальчиков. На вопрос: «Как она привыкает к классу?» - всегда отвечала, что у нее все в порядке, с ребятами полное взаимопонимание. В декабре учительница пришла в школу в приподнятом настроении, в учительской сказала, что у нее день рождения. В таком эмоционально приподнятом настроении она пошла на урок в свой класс, ожидая, что ребята заметят ее настроение, поздравят ее (девочки знали о ее празднике). Но ожидание не оправдалось, ребята молчали. Учительница начала урок, но, когда попыталась писать на доске, мел заскользил - доска была чем-то натерта. У учительницы резко сменилось настроение, и она, рассерженная, обратилась к классу: «Кто это сделал?». В ответ молчание. «Неблагодарные! Я все делала для Вас, не жалела времени, а вы...». В класс были приглашены администрация школы, родители, и началось выяснение, кто это сделал. Но ребята упорно молчали. Тогда учительница сказала, что в поход они не поедут. Ребята упорно молчали. После каникул класс стал неуправляемым, и учительница ушла из школы.

Анализ педагогической ситуации 2

Конфликт раскрыл подлинное отношение ребят к учителю: они поняли ее неискренность в отношении с ними и жестоко продемонстрировали свое несогласие с ней.

Отношения между учителем и учениками становятся разнообразными и содержательными, выходят за рамки ролевых, если учитель интересуется учениками, условиями их жизни, занятиями вне школы. Это дает возможность реализовать воспитательную ценность ситуации или конфликта. Иначе возможен разрыв отношений.

Некоторые особенности педагогических конфликтов. Среди них можно отметить следующие:

- профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

- участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;

- разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

- различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;

- присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

- профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

- всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;
- конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Педагогическая ситуация 3

На уроке литературы в VII классе при проверке домашнего задания учительница трижды поднимала отвечать одного и того же ученика, но он молчал. В конце урока она объявила, что ставит ему «два». На следующем уроке учительница вновь начала опрос этого ученика и, когда он отказался отвечать, удалила его с урока. На следующие занятия по предмету ученик ходить перестал, всячески избегая встреч с учителем, по другим предметам учился по-прежнему успешно. В конце четверти учитель поставил ему «двойку». Узнав об этом, ученик совсем перестал посещать школу.

Анализ педагогической ситуации 3

На первом уроке ученик молчал, и учителю было необходимо после урока разобраться в причине этого и устранить назревающий конфликт. На следующем уроке молчание ученика уже было проявлением протеста. Ученик, испытав нажим со стороны учителя, проявил подростковую принципиальность и самолюбие, но в дальнейшем не смог управлять своими поступками (подростковый негативизм). В своих действиях учительница допустила очень серьезные педагогические ошибки: не разобралась в причине отказа отвечать, не увидела в ученике «человека». На следующий день учительница показала свое недоброжелательное отношение к ученику и тем углубила конфликт, не учтя особенностей возраста и проявив субъективизм по отношению к ученику. Ученик расценил позицию учителя в отношении себя как несправедливую, и нормальные педагогические отношения были нарушены по вине учителя.

Конечно, следовало выяснить причину неподготовленности: ведь по другим предметам ученик хорошо учился. Его опрос на следующем же уроке был грубейшим нарушением взаимоотношений между учителем и учеником. Конфликт по вине учителя стал затяжным, эмоционально напряженным. Каждая педагогическая ситуация имеет воспитательное воздействие на ее участников: ученик включается в ситуацию с одними установками, а выходит из нее с иной оценкой собственного поступка, изменяется оценка себя и у взрослых участников ситуации.

Что говорить? Как говорить? При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное сопровождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате). Размещено на Allbest.ru

Как показала работа с учителями, многие из них затрудняются в проведении диалога с учениками разного возраста. Диалог учителя с учениками часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. Такое общение продолжается в течение многих лет обучения в школе, и к старшему школьному возрасту многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения с учителями.

С одними учителями этот стиль имеет:

- учебно-деловой характер: «Она (учительница) говорит - я слушаю», «Она спрашивает - я отвечаю то, что она от меня ожидает, - и все у меня в порядке. А чем живу и над чем размышляю - это взрослых мало интересует, неужели вы не поняли это? Ведь все хотят жить спокойно!»;

- или безразлично-равнодушный. «Она говорит - я слушаю и делаю по-своему, все равно забудет, о чем говорили, только на глаза надо реже попадаться»;

- или свободно-личностный: «Разговоры обо всем «за жизнь» - не многие учителя видят в них смысл» (из разговоров с учениками).

Сближению позиции учителя и ученика, взаимопониманию помогут некоторые приемы, которые не все используются учителями. Напомним некоторые из них. Постарайтесь называть ученика по имени даже тогда, когда вы сердиты на него. Это придаст обращению к нему ласково-требовательный характер, объедините учеником. Следует учитывать, что именно подростки не так уж часто слышат свое имя. В школе к ним чаще обращаются по фамилии. Сверстники в этом возрасте предпочитают называть друг друга кличками, полуименами, а родители часто обращаются к подросткам и в такой форме: «Послушай, а уроки ты сделал?», «Как тебе не стыдно, вечно напоминать приходится о твоих обязанностях!» и т.п. А ведь каждый считает свое имя лучшим словом в своем лексическом запасе, и, услышав его, ученик «автоматически» настраивается на доверительное общение с человеком.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!