СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Общество как сложная система"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознания в 10 классе рассматривает социальную природу общества

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Общество как сложная система"»

МКОУ «Каменная средняя общеобразовательная школа»


Тема урока "Общество как сложная система"

Цель урока - рассмотреть общество как сложную динамическую систему, знать особенности социальной системы, социальные институты.

Планируемые результаты

Предметные

Уметь описывать общество как социальную систему. Иллюстрировать примерами связи между подсистемами и элементами общества. Раскрывать смысл понятия «социальный институт». Объяснять роль социальных институтов в жизни общества.

Метапредметные

Усваивать основы работы с текстом по теме «Общество как сложная динамическая система»; стремиться к осмыслению нового материала; иметь представления о терминах и понятиях: общество, система, подсистема, социальная структура, социальный институт.

Личностные

Умение осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.



Тип урока: комбинированный

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах; частично-поисковая.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, поисковые, метод моральных дилемм и дискуссий, самостоятельный поиск.

Приёмы обучения: ответы на вопросы учителя, по содержанию материалов учебника, по просмотру презентации и фильма; чтение материалов учебника; словарная работа; составление кластера.

Педагогические технологии: Информационно-коммуникативные, технологии критического мышления.

Оборудование урока: Телевизор, ноутбук, колонки



Учебные материалы:

1. Учебник обществознания 10 класс (Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лезебникова, М.В.Телюкина) 2014 г.

2. Репин А.И. Обществознание 10 класс. Проверочные работы.

3. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Тетрадь-тренажёр 10 класс. Пособие для подготовки к ЕГЭ.

4. Презентация "Общество как сложная динамическая система"

5. Видеопрезентация "Общество как сложная динамическая система"



Интернет-ресурсы для самостоятельной подготовки



План урока №1

1. Проверка домашнего задания по теме "Общество"

2. Проблемный диспут "Что такое система, виды систем"

3. Рисуем кластер "Виды систем"

4. Формулируем тему и задачи урока

5. Запись темы урока в тетрадь

6. Изучаем структуру темы

7. Какие подсистемы общества мы знаем?

8. Рисуем кластер "Подсистемы общества"

9. Характеризуем экономическую подсистему.

10. Работа с кластером: выделяем системы, подсистемы, элементы систем.

11. Самостоятельно читаем раздел «Особенности социальной системы» с.19 и составляем простой план текста.

12. Превращаем план в тезисы и записываем их в тетрадь.

13. Просмотр видеопрезентации «Общество как сложная динамическая система»

14. Отвечаем на вопросы учебника с.27 (1-3)

15. Подводим итоги урока

16. Запись домашнего задания.

План урока №2

1. Просмотр презентации «Общество, как сложная динамическая система»

2. Проверяем домашнее задание

3. Выполняем практикум

4. Читаем практические выводы

5. Подводим итоги урока

6. Записываем домашнее задание



Ход урока №1



1. Мотивация к учебной деятельности

Проверяем домашнее задание

Работа с учебником: вопросы на с.17



2. Актуализация знаний

Ребята, как вы понимаете слово "Система"? В каких случаях мы используем это слово? Возможно, вам известны словосочетания этого слова.

Ответы: солнечная система, кровеносная система, нервная система, система образования, экономическая система и т.п.

Действительно, в жизни встречается немало примеров со словом система. Например, человек - очень сложная биологическая система. Что включает эта система? (органы, кости, мышцы, нервы). А вот примером механической системы может являться обычный будильник. Эта механическая система включает в себя различные металлические детали, шестерёнки, стрелки, корпус и т.п. И все эти части занимая необходимое положение и должным образом взаимодействуя, представляют собой сложную механическую систему. Когда будильник работает, все части подвижны, он показывает точное время и вовремя звенит, то мы говорим, что в нем присутствует хорошая функциональная система.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что система это ...... (ответы детей)

В переводе с греческого "система" означает целое, то есть нечто состоящее из различных взаимосвязанных элементов или частей.



Рисую на доске кластер "Виды систем"



Какие виды систем мы можем назвать?

Ответы: техническая, биологическая, социальная.



Приведите примеры этих систем.

1. Техническая система: машина, компьютер

2. Биологическая система: человек, животные, насекомые.

3. Социальная система: общество.



Рисуем кластер в тетрадь.



Формулируем тему и цели урока

Сегодня мы продолжим изучение общества. Мы будем рассматривать общество как ..... (систему), как сложную динамическую систему.

Почему общество мы рассматриваем, как сложную динамическую систему?

В философской литературе общество определяется как «динамическая система». Динамика предполагает развитие, движение, различные изменения, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Обратите внимание на кластер.

Характеризуя различные типы систем, мы отметили, что общество относится к …. (социальной системе). Что мы знаем о социальной системе? (ответы детей).

Формулируем задачи урока

Обратите внимание в учебнике на изучаемые разделы.

На уроке мы должны рассмотреть.... (социальную структуру общества, различные подсистемы, социальные институты).

Учитель записывает на доске и проговаривает классу тему урока: «Общество как сложная динамическая система»



3. Изучение нового материала

Общество имеет сложную структуру, оно представляет систему состоящую из различных элементов и подсистем.

- Какие подсистемы общества мы знаем?

экономическая подсистема

политическая подсистема

социальная подсистема

духовная подсистема



Каждая подсистема имеет свои признаки

Попробуйте охарактеризовать одну из подсистем.

1. Экономическая подсистема это: производство и распределение товаров и услуг, товарно-денежные отношения, финансы.

2. Политическая подсистема это: все органы государственной власти; законодательная, исполнительная и судебная, политические партии, общественные организации, профсоюзы.

3. Социальная подсистема это взаимосвязи и отношения социальных групп в обществе.

4. Духовная подсистема: культура, наука, образование, религия.

Все подсистемы общества тесно взаимосвязаны и взаимодействуют.



Рассмотрим понятие системы наглядно

Рисуем кластер «Общество как система»



- Попробуем разобрать общество как систему, состоящую из подсистем и элементов подсистем.

- Возьмем политическую подсистему общества.

- Из каких элементов состоит эта подсистема?

(Органы гос. власти, политические партии, общественные организации, профсоюзы)



- Попробуйте самостоятельно охарактеризовать экономическую подсистему.

- Запишите, из каких элементов она состоит.

(деньги, производство товаров и услуг, производственные предприятия, участники экономических отношений.)



- Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.

Общество как система состоит из различных подсистем, каждая подсистема имеет свои элементы. Таким образом, общество представляет собой гигантскую суперсистему систем, где все элементы системы взаимосвязаны.



- Покажите на схеме, где расположены:

система, подсистемы, элементы подсистем.

- Кто является основным элементом системы?

(Человек)

- Допишите к выводу:

основным элементом подсистемы является человек



Учитель предлагает классу самостоятельно ознакомиться с разделом «Особенности социальной системы» с.18 и составить простой план текста

1. Сложный характер социальной системы

2. Наличие в составе системы разнокачественных элементов

3. Человек - основной элемент общественной системы

4. Постоянное изменение общественной системы

5. Интегративный характер системы как целого

6. Социальная система - самоуправляемая

7. Среда общества как системы

8. Функции общественной системы



Учитель предлагает превратить план в тезисы и записать их в тетрадь.

1. Общественная система имеет сложный характер, так как включает в себя множество уровней, подсистем, элементов.

2. Общество как система включает в себя разнокачественные элементы - материальные и идеальные.

3. Человек непременно включен в каждую из социальных систем.

4. Особенность человека составлять цели и выбирать средства их достижения делает социальные системы более подвижными, изменчивыми, как природные.



Учитель организует просмотр видеопрезентации по теме «Общество как сложная динамическая система»

https://www.youtube.com/watch?v=aq_vkZyD5cE



4. Первичное осмысление и закрепление изученного.

Работа с учебником: отвечаем на вопросы с.27

1. Что означает понятие «система»?

2. Чем социальные системы отличаются от природных?

3. В чём заключается главное качество общества как целостной системы?



5. Итоги урока. Рефлексия

На уроке мы узнали, что

- Общество представляет собой ……. (систему систем или суперсистему, состоящую из подсистем, общество это сложная динамическая система)

- Система означает …. (целое, состоящее из частей)

- Основными подсистемами общества являются ….......... (экономическая, политическая, социальная и духовная)

- Все подсистемы общества .... (друг с другом взаимосвязаны)

- Основным элементом общества как системы является .... (человек)



6. Домашнее задание

§ 2, знать особенности социальной системы, социальные институты. Вопросы для самопроверки 5-7 с.27. Задания 1-4 (тетрадь-тренажёр).

====================================================

Ход урока №2



1. Мотивация к учебной деятельности

- Просмотр презентации «Общество, как сложная динамическая система»



2. Актуализация знаний

Проверяем домашнее задание

Работа с учебником

Отвечаем на вопросы на с.27.

1. Что такое социальный институт?

- социальные институты это устойчивые формы организации совместной деятельности людей, для удовлетворения определенной социальной потребности.

2. Охарактеризуйте главные социальные институты.

- Например, институт семьи и брака отражает потребность в воспроизводстве рода. Политические институты, в первую очередь государство отражают потребность в безопасности и социальном порядке. Экономические институты, в первую очередь производство отражают потребность в средствах существования. Институты образования, науки и культуры – потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров. Институт религии – потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

3. Каковы основные черты социального института?

- Социальный институт это прежде всего совокупность лиц занятых определенным видом деятельности с целью удовлетворения определённой значимой для общества потребности.

- Институт закреплен системой правовых и нравственных норм, обычаев и традиций, регулирующих соответствующие типы поведения.

- Наличие учреждений снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности.

Проверяем задания 1-4 из тетради-тренажёра

Задание 1

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Задание 2

Выпишите из текста параграфа не менее шести особенностей социальной системы.

Задание 3

Заполните пропуски в схеме "Подсистемы общества"

Задание 4

Приведите примеры взаимовлияния различных подсистем общества.



3. Изучение нового материала

Выполнение практической работы по теме «Общество, как сложная динамическая система»

1. Перечислите, что относится к основным сферам человеческой деятельности.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Заполните таблицу

Общество как система

Функции

Сущность

Адаптация




Целедостижение




Поддержание образца



Интеграция






3. Верны ли следующие суждения о понятии «Социальный институт»?

А) Социальный институт - это совокупность норм права

Б) Социальный институт – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности.

__ Верно только А __Оба варианта верны

__Верно только Б __Оба варианта неверны



4. Заполните таблицу

Потребности и институты.

Потребности

Институты

В воспроизводстве рода







Политические институты (государство)

В средствах к существованию







Институт образования, науки и культуры.

В решении духовных проблем






5. Укажите, какой новый институт возник в России в связи с реформами проводимыми в конце 20 века.

__Институт брака и семьи

__Институт парламентаризма

__Институт религии

__Институт государства



4. Первичное осмысление и закрепление изученного.

Проверяем результаты практической работы

(индивидуальный опрос)

Чтение практических выводов с.26



5. Итоги урока. Рефлексия

Подводим итоги урока

На уроке мы узнали что...

- Общественные отношения это ...... (многообразные формы взаимодействия людей, связи возникающие между различными социальными группами (и внутри их)

- К социальным институтам общества относится ...... (Институт семьи и брака, школа, армия, производство, государство)

- Функцией социального института является процесс .... (социализации)

- Институциализация это процесс ....(закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, процесс образования социального института).



6. Домашнее задание

§ 2, анализ документа с.26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!