Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "СПП с придаточным сравнения"»
Всё в ваших руках…
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ СРАВНЕНИЯ
(Повторение по теме)
Цель: обобщить знания учащихся по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения»
- Задачи:
- Повторить сведения о сложноподчиненном предложении (СПП) с придаточным сравнения, вспомнить другие способы выражения сравнения в тексте, постановку знаков препинания при союзе как .
- Содействовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, умений определять значения придаточных СПП, развивать устную и письменную речь учащихся, умение строить устное рассуждение и письменное описание
- Формировать нравственные ценности у учащихся.
Учащиеся должны :
- Знать: значение и функции сложноподчиненных предложений с придаточным сравнительным;
- Уметь: отличать придаточные сравнительные от сравнительных оборотов, употреблять эти конструкции в устной и письменной речи;
- Понимать: функции сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения, смысл текстов и афоризмов, содержащих конструкции с выражением сравнения.
Истина или ложь?
- 1) Сравнение выражают сложноподчиненные предложения с придаточными сопоставительными. 2) Придаточные сравнительные могут находиться в начале сложноподчиненного предложения. 3) Придаточные сравнительные отвечают на вопросы косвенных падежей . 4)Сравнение может выражаться именем прилагательным в сравнительной степени.
- 5)Придаточные сравнения могут присоединяться союзом чем…тем….
- Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос.
- Он носом тянется туда, куда душою не дорос.
- (Омар Хайям)
Способы выражения значения сравнения в русском языке.
Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения.
Чем ближе к грязи человек, тем выше задирает нос.
Наречие образа действия
Он поступил по-геройски
Сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа
Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег
Сочетание существительного и формы сравнительной степени прилагательного
Правда хорошо, а счастье лучше.
Словосочетания типа похож (на кого?), подобен(чему), напоминает (что?), кажется (каким?)
Ива у реки кажется печальной
Сравнительный оборот
Звезд этих в небе ,как рыбы в прудах, хватит на всех с лихвою
Знаки препинания перед как
Ставится запятая
Запятая не ставится
- В придаточном сравнения.
- Как в составе вводных конструкций.
- Как в сравнительном обороте
- Как в составе приложения в значении причины
- Как в составе сказуемого.
- Как в составе устойчивых словосочетаний.
- Как в составе приложения со значением “в качестве”.
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного – научиться жить на земле, как люди. (Джордж Бернард Шоу)
Придаточные сравнения с союзом Чем….тем….
- Чем меньше женщину мы любим , тем легче нравимся мы ей. (А.С.Пушкин)
- Чем ночь темней , тем ярче звезды,
- Чем глубже скорбь , тем ближе Бог ... (А.Н.Майков)
- Дождичек утром!
- Ласковый, мелкий, дотошный.
- Словно мышонок, скребётся в трубе водосточной.
- Легким комариком, крылышком бьется в окошко.
- Тихо крадется по крыше, как старая кошка. (В.Боков)
А.Ткачев.Весенний дождь.
Проверьте себя
- 1 вариант – БВВБАА
- 2 вариант – ААБАБА
- На «5» - 6 правильных ответов
- На «4» - 5
- На «3» - 4 ответа
- На «2» - 0-3 ответа
Учащиеся должны :
- Знать: значение и функции сложноподчиненных предложений с придаточным сравнительным;
- Уметь: отличать придаточные сравнительные от сравнительных оборотов, употреблять эти конструкции в устной и письменной речи;
- Понимать: функции сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения, смысл текстов и афоризмов, содержащих конструкции с выражением сравнения.
- - Самое важное не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам. (Харуки Мураками)
- - Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет. (Б.Пастернак)
- - Мы все учились понемногу
- Чему-нибудь и как-нибудь. (А.С.Пушкин)
- - Я усталым таким еще не был. (С.А.Есенин)
- -Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.(Л.Н. Толстой)
Благодарю за внимание!
- И не забудьте о домашнем задании(отредактировать и переписать в тетрадь сочинение-миниатюру)