5
Урок математики
6 класс
Учитель:
Холецкая М.А.
Тема: «Умножение и деление обыкновенных дробей».
Цель: систематизировать знания и умения учащихся, связанные с умножением и делением обыкновенных дробей. Упрочить знания слабоуспевающих учеников, упрочить и расширить знания среднеуспевающих школьников, расширить и углубить знания хорошо и отлично успевающих учащихся.
Ход урока.
I. Работа с классом.
Устные задания (условия записаны на доске).
Исключить лишнее число
а)
; 0,25; 25%;
Ответ:
.
б)
;
;
;
;
;
;
Ответ:
.
в)
;
;
;
Ответ:
.
2. Как, используя распределительное свойство умножения, можно быстро сосчитать?
а) 2
*7 Ответ: (2+
)*7=2*7+
*7=14+
=14
=14
.
б) 3
*5 Ответ: 15
.
3. Решить задачу.
I вариант.
Белые журавли устраивают свои гнезда только в Якутии и на Оби. В Якутии их на 20% больше, чем на Оби, от общего числа белых журавлей, сохранившихся в природе. Сколько белых журавлей сохранилось в природе, если в Якутии на 60 особей больше, чем на Оби?
20%=0,2;
60:
=300 (журавлей).
Ответ: 300.
II вариант
Куколки бабочек выносят температуру 60 холода, что составляет
температуры, которую выдерживают бабочки, и
температуры, которую выдерживают гусеницы бабочек. Определить, сколько градусов холода выдерживают бабочки и их гусеницы?
6:
=90 (бабочки);
6:
=450 (гусеницы).
Ответ: 90 и 450.
Письменная работа (задания на доске).
1. Слово зашифровано примером. Порядок действий — порядок букв в слове. Решаем у доски «эстафетой» (выходить к доске по 1 человеку, одно действие – один человек).
I вариант.
Решение:
1)
- а;
2)
- к;
3)
- у;
4)
- з;
5)
- м;
6)
- а.
Ответ: акузма.
I
I
вариант
Решение:
1)
- м;
2)
- а;
3)
- т;
4)
- е;
5)
- м;
6)
- а.
Ответ: матема.
Историческая справка (дает учитель).
Акузма – священное изречение.
Матема – учение, знания, полученные через размышления.
V век. Древняя Греция.
Древние греки знали 4 матема:
учение о числах (арифметика);
теория музыки (гармония);
учение о фигурах и измерениях (геометрия);
астрономия и астрология.
В это время было 2 направления в науке. Первое возглавлял Пифагор, второе – Гиппас Метапонтский.
Пифагор считал, что знания – это священное писание, а наука – дело тайное, только для посвященных. Никто не имеет права делиться своими открытиями с посторонними. Пифагор и его ученики назывались акузматиками.
Гиппас Метапонтский считал, что матема доступна всем, кто способен к продуктивным размышлениям, и называл себя и своих учеников математиками.
Победило второе направление.
Так в V веке возникло слово «математика».
2. Решить уравнение (решает 1 ученик на доске).
Решение.
;
;
;
;
.
Ответ: x=5.
II. Работа по группам.
1 группа – слабоуспевающие учащиеся
2 группа – среднеуспевающие школьники
3 группа – хорошо и отлично успевающие ученики
Задания на карточках для 1 группы.
Решить уравнения
1)
Ответ:
;
2)
Ответ:
;
3)
Ответ: 3;
4)
Ответ:
.
Ученики самостоятельно решают уравнения на двойных листочках с копиркой. Один листок сдают учителю, а по другому проверяют свое решение. Решение с помощью кодоскопа проецируется на экран в конце урока учителем, чтобы каждый ученик мог проверить работу сам.
Ученикам 2 группы и 3 группы предлагается решить текстовую задачу уравнением. Условие задачи записано на доске. Задачу решают под руководством учителя.
Задача. Лошадь съедает 1 воз сена за месяц, коза за 2 месяца, овца за три месяца. Месяц – 30 дней. За какое время лошадь, коза и овца вместе съедят такой же воз сена?
Вопрос ученикам: Воз сена – это сколько? (какое-то определенное количество, т.е. 1 – все сено)
Решение.
Пусть за х дней съедят все сено, тогда за 1 день вместе животные съедят
часть сена;
часть сена съест лошадь за 1 день;
часть сена съест коза за 1 день;
часть сена съест овца за 1 день;
часть сена съедят вместе за 1 день. Так как животные в 1 день съедают вместе одно и то же количество сена, то составим уравнение:
(решает уравнение только группа 3 на листочках)
=
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2021/12/28/s_61cb16ad5032c/phpknuGWp_Urok-Umnozhenie-i-delenie-obyknovennyh-drobej-6-kl_html_474f58e5c362713b.gif)
.
Ответ:
дня.
2 группа учеников получает карточки с заданиями и двойные листочки с копиркой. Проверка решений уравнений с помощью кодоскопа в конце урока. Один листок сдают учителю, а по второму сами проверяют.
Решить уравнения:
1)
Ответ:
;
2)
Ответ:
;
3)
Ответ:
;
4)
Ответ:
.
Представьте в виде дроби выражение
. Ответ:
.
3 группа учеников получает карточки с заданиями и двойные листочки с копиркой. Проверка решений аналогична.
Решить уравнения:
1)
=
Ответ:
;
2)
Ответ:
;
3)
Ответ:
;
4)
Ответ: 3.
Представьте в виде дроби выражение
. Ответ:
.
III. Заключение.
Проверка решений самостоятельных заданий. Разбор ошибок.