Урок математики
по теме: «Решение задач при помощи схем – моделей. Закрепление».
УМК «Перспектива»
2 Д класс
Учитель: Михайлова Н.А
Цель: закрепление умения решать простые задачи разных типов с опорой на схемы.
Задачи:
- развивать умение моделировать условие задачи с помощью схемы-модели,
- вести поиск решения задачи;
- создать условия для развития логического мышления;
- формировать универсальные учебные действия;
- развивать познавательную активность, положительную мотивацию к обучению;
Оборудование: проектор, презентация, картинки к задачам, схемы-модели.
Ход урока:
Организационный момент.
Друзья мои!
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Узнаем мы всего за полчаса.
Орешек знанья тверд, но все же мы не привыкли отдыхать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хочу все знать!» (слайд 1)
Эти слова ребята будут девизом нашего урока.
- Наши правила: Не выкрикиваем. (слайд 1)
Не перебиваем друг друга.
Мы слышим друг друга.
Учимся работать сообща.
- Готовы дружно работать и выполнять задания? Работать мы будем в группах.
2. Самоопределение деятельности.
- Обратите внимание на экран. – Что вы видите здесь? (слайд 2)
Ответы детей.
Как можно назвать все это одним словом? ( Схема, чертеж)
- Что такое схема?
- В толковом словаре есть такое определение (слайд 3)
Схема- это описание изображения в главных чертах, чертеж, разъясняющий принципы работы, условие.
- Ребята мы не просто познакомились с определением, толкованием значения слова
« схема». Подумайте и скажите чему же мы будем учиться сегодня на уроке? Какой же будет наша цель?
3. Актуализация опорных знаний.
– Правильно, мы будем учиться строить чертежи или другими словами схемы. А для чего мы это будем делать вы узнаете, если найдете значения этих числовых выражений.
а) устный счёт
45 + 20 = а 30 + 47 = з
83 – 60 = и 34 – 3 = ч
50 – 8 = а 43 + 7 = д
-Работать вы будете на листочках.
Дети записывают ответы на листах.
-Назовите числа, которые вы получили.
- А теперь расположите ответы в порядке убывания и прочитайте, о чём мы будем сегодня говорить. Запишите этот ряд на листочках в строчку, через запятую. Соотнесите полученные числа и буквы. Составьте слово. ЗАДАЧА
- Как вы думаете можно ли при решении задач применять схемы ?
Что мы можем отобразить на схеме? (части задачи)
(На экране открывается тема.) Решение задач при помощи схем-моделей. (слайд 4)
б) постановка учебной задачи
– Мы будем учиться строить чертежи или другими словами схемы к задачам и с их помощью решать простые задачи.
в) повторение изученного о задачах
– Вспомните, из каких частей состоит текст задачи?
(Задача состоит из условия и вопроса).
– Что еще важно знать о задаче?
( В задаче не должно спрашиваться то, что уже известно. Условие и вопрос должны быть взаимосвязаны).
- Что значит решить задачу? ( ответить на ее вопрос, найти неизвестное число)
4. Конструирование, анализ и решение задачи.
Сегодня выпал снег. Ура!
И с самого утра
Снеговика среди двора
Лепила детвора.
Конструирование текста задачи.
- Послушайте текст: Ученики 1 класса слепили 6 снеговиков, а ученики 2 класса на 3 больше. Сколько снеговиков слепили ученики 2 класса?
- Это задача? Докажите. ( да, есть условие и вопрос)
- Давайте решим ее. –Попробуем отобразить с помощью схемы условие задачи.
У доски ученик составляет схему к задаче, второй после этого решает ее.
-Что известно в задаче? ( что ученики 1 класса слепили 6 снеговиков)
-Как обозначим эту часть на схеме? ( отрезком) 1кл.___________6____________
-Что сказано про учеников 2 класса? Известно сколько они слепили снеговиков? ( нет, но есть подсказка: на 3 больше)
-Что она обозначает? (Столько же да еще 3) –Покажем это на схеме.
1кл./___________6_________/
2кл./_____________________ __________/
-Запишем выражением решение задачи 6+3=9(с.)
Ответили мы на вопрос задачи? Как записать ответ?
5.Физминутка.
На улице мороз,
Ну-ка взялись все за нос!
Ни к чему нам бить баклуши,
Ну-ка взялись все за уши!
Покрутились, повертелись,
Вот и уши отогрели.
По коленкам постучали,
Головою покачали,
По плечам похлопали,
И чуть-чуть потопали.
Вот и погрелись.
6. Закрепление изученного материала.
а) работа в группах.
-У вас на листочках даны тексты задач .Вам нужно всем вместе решить задачу. Сделайте условный рисунок схему к задаче, запишите решение и ответ.
1 гр. Даша вырезала 7 снежинок, а Катя на 2 снежинки больше. Сколько снежинок вырезала Катя?
2 гр. К празднику ученики 1 класса подготовили 8 стихотворений, ученики второго класса на 2 стихотворения меньше. Сколько стихотворений подготовили ученики 2класса?
3 гр. На клумбе росло 5 тюльпанов и 4 розы. Сколько всего цветов росло на клумбе?
4 гр. У Саши 9 марок, а у Коли 7 марок. На сколько больше марок у Саши, чем у
Коли?
б) проверка.
По одному человеку от каждой группы у доски начертить схему, записать решение.
в) работа со схемами.
-Посмотрите на доску. Здесь даны рисунки. - Давайте подберем к каждому рисунку условный рисунок - схему. А теперь попробуем соединить рисунок с соответствующей схемой.
Работа в группах.
- Придумайте задачу по рисункам и схемам. Данным на доске. Запишите выражение к каждому рисунку и схеме.
Дети работают на листочках.
Проверка составленных задач по группам.
7.Итог урока. Рефлексия.
- Вот и подошёл к концу наш урок.
- Скажите, чем мы занимались сегодня на уроке?
- Что вы знаете о задачах?– Подумайте и ответьте на вопросы (слайд 5)
Оцените свою работу при помощи смайликов.
8. Домашнее задание. Придумать несколько задач и решить их при помощи схем.
- Молодцы, вы научились решать задачи. Наш урок подошел к концу.