Дата : 4.12.12 Класс: 5а
Тема: Техническое и художественное моделирование фартука
Цель: Научить приемам моделирования. Расширить знания об отделке изделий. Воспитание эстетического вкуса.
Задачи:
Образовательные:
закрепить материал предыдущего урока;
ознакомить со способами моделирования при изготовлении новых моделей фартуков;
научить некоторым приемам технического моделирования ;
ознакомить с приемами художественного моделирования;
работать с раздаточным материалом.
Развивающие:
развивать умение самокритично относиться к выполненной работе;
приобретать навыки самоконтроля в процессе ее выполнения;
развивать понимание необходимости технологической последовательности обработки изделия;
развивать стремление к анализу и оценке своей работы;
формировать знания и умения об основных приемах моделирования;
развивать способность применять полученные знания в творческой деятельности;
развивать умения логически мыслить;
развивать навыки правильной организации рабочего места.
Воспитательные:
воспитать требовательность к качеству выполнения своей работы;
воспитать соблюдение техники безопасности;
воспитать творческое отношение к труду;
воспитать коллективизм, чувство взаимопомощи;
воспитать усидчивость;
развивать художественный вкус;
воспитать стремление доводить до конца свою работу;
Профориентационные:
Оснащение :
Образцы моделей фартуков, эскизы фартуков, линейки, карандаши, цветная самоклеющая бумага, различного вида отделка, крой фартуков, ножницы, портновские булавки, ПК, проектор.
Методы и формы обучения:
игра и беседа для повторения пройденного материала;
игра и беседа для закрепления новой темы;
объяснительно- иллюстрированный инструктаж.
Метапредметные связи:
рисование, математика, черчение.
Ход урока
Организационный момент (2 мин.) Самоопределение к деятельности
Добрый день, девочки! Садитесь! Кто отсутствует на уроке? Я вижу на партах интересные эскизы, значит у вас получатся самые красивые фартуки! А теперь вспомним, с какой профессией вы познакомились на прошлом уроке?
Ответы детей ( с профессией художника- модельера).
Абсолютно верно! На сегодняшнем занятии я вам предлагаю работать 2-мя творческими группами. Работу каждой группы будем оценивать вместе по пяти критериям. Условия таковы: правильное выполнение задания- красный кружочек; неудовлетворительное выполнение – синий. Набираете от 3-х до 5-ти красных кружочков- группа заработает отметку «5»; менее 3-х –отметку «4».
2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний. Актуализация знаний.
Устный опрос (группы задают друг другу вопросы):
Итак, уважаемые «художники-модельеры», задавайте друг другу вопросы по прошлой теме. Если вы что-то забыли, на доске имеются опорные слова (моделирование, эскиз, художник- модельер).
Предполагаемые вопросы детей:
а)чем отличается один фартук от другого?
б) чем фартуки похожи?
в) что такое фасон? (это отличительная черта модели)
г) что должен уметь делать художник- модельер? (рисовать, знать о пропорциях человека, правила гармоничного сочетания цветов, разбираться в украшениях и дополнениях).
д) что такое моделирование? (создание новой модели).
Спасибо, вы самые любознательные художники-модельеры. А сейчас вместе оценим друг друга. Какого цвета кружочек заработала 1-я группа? Почему? И т.д.
Оценка вопросов и ответов
Постановка цели деятельности
Девочки, у вас на партах эскизы будущих фартуков и чертеж фартука. Как же нам сделать так, чтобы чертеж стал таким как в эскизе?
Предполагаемый ответ: изменить чертеж в соответствии с эскизом.
Абсолютно верно! Поэтому тема сегодняшнего урока называется «техническое и художественное моделирование фартука». Записываем в тетрадях число и тему урока.
(запись в тетрадях).
3.Обьяснение новой темы
Существует три способа моделирования: слайд 2
1-Изменение геометрических форм и размеров отдельных деталей фартука (техническое моделирование);
2-Применение художественной отделки;
3-Моделированиецветом.
Самый простой способ моделирования фартука- изменение геометрической формы деталей, но надо помнить , если мы изменили форму какой-либо детали , надо обязательно применить эту форму для другой, хотя бы одной детали фартука. Этот способ называется техническим моделированием (слайд 3, 4).
(записи в тетрадях)
Задание № 1 ( 5 мин.): подобрать к нижней части фартука нагрудник и карман, подходящие по форме.
Итак, оценим работы творческих групп.
(Совместная оценка работ детей)
Отделка и цвет. Теперь поговорим о цвете. Цвет занимает важное место в общей композиции. То же самое можно сказать и о декоративной отделке. Современные модельеры используют разнообразные ее виды: ткань другого цвета или фактуры (слайд 5), вышивка (слайд 6), декоративные строчки, тесьму (слайд 7), кружева (слайд 8), аппликации (слайд 9). Правило здесь одно: соблюдение чувства меры.
Как подобрать гармоничный цвет отделки? Проще всего сделать это с помощью цветового круга. Добиться гармоничного цветового сочетания можно, если использовать в отделке тот же цвет, что присутствует в основной ткани изделия или же контрастный основному фону.
Таким образом, изменение модели фартука с использованием цвета и отделки называется художественным моделированием. Записываем в тетрадях определение. Слайд 10.
(записи в тетрадях)
Специалиста, который занимается техническим и художественным моделированием , называют художником- конструктором- модельером. Слайд 11.
(записи в тетрадях)
Задание №2 (5-10 мин.): подберите к фартуку отделку родственного цвета. Инструктаж по ТБ при работе с иголками и булавками, ножницами. Слайд 12.
Совместная оценка работ групп
Задание №3 (5 мин): А сейчас попробуем выполнить по заданному эскизу техническое моделирование фартука. Раздаточный материал. Индивидуальная работа. Оценивает учитель.
4.Рефлексия.
Молодцы, девочки! Все вы сегодня очень хорошо поработали. Сложная работа у художника -конструктора- модельера? Да, непростая, но очень интересная.
-Что интересного для себя узнали?
-Что больше всего запомнилось?
-Где испытывали больше всего затруднений?
5.Сообщение оценок.
А теперь подведем итог нашей сегодняшней работы. Посчитаем свои звездочки и ставим отметки.
6.Домашне задание: Выполнить художественное моделирование своих фартуков (Выбрать цвет и отделку), принести чертеж фартука и ткань.