Исследование роли деепричастий и деепричастных оборотов в текстах разных стилей
Исследование, роль, деепричастие, деепричастный оборот, текст, стили речи
Цель:
- Выявить, какую роль играют и деепричастия и деепричастные обороты в текстах разных стилей.
Стили речи
- художественный научный
- официально-
Стиль речи
Задачи стиля
Научный
Стилевые черты
обобщение научных сведений, научное объяснение фактов.
Официально-деловой
использование терминов и профессиональных слов; строгая логичность, объективность, смысловая точность; отвлечённость и обобщённость
сообщение, информирование
Публицистический
Официально - деловая лексика, штампы, точность, не допускающая иного толкования
воздействие через средства массовой коммуникации
Художественный
общественно-политическая лексика; логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность
изображение и воздействие на читателя
использование всех богатств лексики, образность, эмоциональность, использование возможностей разных стилей
Типы речи
Повествование
Описание
Что произошло?
Рассуждение
Какой?
рассказ, сообще-ние о каком-либо событии в его временной последовательности. В центре – порядок протека-ния действия, развитие сюжета.
Почему?
словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков.
словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь.
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Р. Саути
Вы исследователи-лингвисты
- 1 этап (теоретический). Определить стиль текста и вспомнить признаки данного стиля.
- 2 этап (гипотетический). Выдвинуть гипотезу о роли деепричастий в выбранном вами стиле речи.
- 3 этап (экспериментально- аналитический). Проверить гипотезу.
- 4 этап (продуктивный). Написать текст данного стиля речи на тему «Из-под земли на свет возник фонтанчик - радостный родник». «Родник - начало и исток, воды живительный глоток».
Рефлексия
- Какой вывод можно сделать о роли деепричастий и деепричастных оборотов в текстах разных стилей?
- Что вы узнали нового для себя?
- Где могут пригодиться эти знания?
Домашнее задание
- Анализ текстов 1,2 (на выбор) на с. 187-188 с письменным обоснованием.
За урок!