Русский язык. Урок открытия нового знания. Открытый урок. 3 класс.
Тема урока «Склонение имен существительных».
Цели:
1. Дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе.
2. Учить различать склонение имен существительных и подбирать соответствующие имена существительные.
3. Развивать логическое мышление на основе выполнения логических операций (анализ – синтез, классификация), наблюдательность.
4. Воспитывать познавательный интерес, умение общаться, сотрудничать.
Формирование УУД:
Личностных УУД:
а) Самоопределения на этапе решения учебной проблемы (при определении цели работы, которую будут выполнять)
б) Смыслообразования на этапе постановки учебной задачи (при установке связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)
2. Регулятивных УУД:
а) Развитие целеполагания на этапе постановки учебной задачи (при соотнесении того, что уже известно, и каких знаний еще не хватает для решения учебной задачи)
б) Развитие планирования и осознания своего способа деятельности на этапе составления памятки (при составлении памятки)
в) Развитие самоконтроля на этапе овладения способом действия (при выполнении упражнения, сравнивая свой способ действия с памяткой)
г) Рефлексия на этапах постановки учебной задачи (при осознании того, что известно, и что ученик еще не знает), при подведении итогов (при рефлексивной оценке)
3. Познавательных УУД:
Общеучебных УД:
а) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить
б) Самостоятельное создание алгоритмов деятельности ;
в) Развитие знаково-символических действий на этапе открытия нового знания
Логических УД:
Развитие логического мышления при обработке логических операций:
а) Анализа объектов с целью выделения признаков
б) Синтеза как составления целого из частей
в) Классификация объектов (при разделении слов на группы)
г) Выбор оснований и критериев сравнения
д) Построение логической цепи рассуждения при составлении памятки
е) Выдвижение гипотез и их обоснование
ж) Доказательство
Постановка и решение проблемы:
а) Формулирование проблемы на этапе постановки учебной задачи
б) Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на этапах открытия нового знания и включения нового знания в систему знаний.
4. Коммуникативных УУД:
а) Планирование учебного сотрудничества (определение цели, способов взаимодействия)
б) Постановка вопросов (сотрудничество в поиске и сборе информации)
в) Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий
г) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
1. Оргмомент. Мотивация.
- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте поздороваемся с ними.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Ребята, начать наш сегодняшний урок я хочу с пословицы. Прочитайте её про себя.
СЛАЙД
«Лучше нет дружка, чем родная матушка».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Почему наш урок я начала с этой пословицы? Какой праздник приближается?
(День Матери)
- Как вы думаете, какой подарок от вас будет самым желанным для мамы?
( Хорошая учёба)
- Чтобы хорошо учиться, нужны знания. И наш сегодняшний урок – это урок открытия новых знаний.
- Начнём наш урок, как всегда, с минутки чистописания. Как вы думаете, какую букву мы будем сегодня писать и почему?
(Букву «М» - с этой буквы начинается слово «мама»).
2.Актуализация.
- Прежде чем открывать новые знания, мы должны повторить то, что мы уже знаем. Откройте словарь «Пиши правильно» на букву «М». Прочитайте слова хором, отчётливо проговаривая каждый звук. К какой части речи относятся все эти слова? ( Существительные)
- Как вы это определили? (Все эти слова отвечают на вопросы кто? что? обозначают предметы
- Форма какого падежа является начальной? ( Именительного)
-Какое слово, по-вашему, в этом ряду лишнее? (метро)
- Почему вы так решили? (несклоняемое имя существительное)
- Запишите словарные слова на букву «М» (под диктовку)
Магазин, малина, месяц, металл, метро, молоток.
- Проверьте по образцу.
СЛАЙД
Магазин, малина, месяц, металл, метро, молоток.
3.Создание проблемной ситуации.
- Ребята, (вы знаете, когда отмечают День Матери?) День Матери отмечают в последнее воскресенье ноября. За окном уже холодно, скоро будут вьюги, метели, но мы своим теплом и любовью согреем наших мам.
- Прочитайте предложение.
СЛАЙД
По улице, по площади гуляет вьюга белая.
Найдите грамматическую основу предложения.
-Задайте вопросы ко второстепенным членам предложения.
-Назовите словосочетания, задавая вопрос от слова-командира к слову-солдату.
- Определите род и падеж выделенных слов.
гуляет (по чему? где?) по улице. Д.п.
гуляет (по чему? где?) по площади. Д.п.
4. Формулирование проблемы.
-Чем похожи эти имена существительные? (Оба существительных в одном и том же падеже. У них одинаковые предлоги, отвечают на один и тот же вопрос.)
-Чем они различаются? (Окончаниями)
-Интересно. Оба существительных в одном и том же падеже. У них одинаковые предлоги, отвечают на один и тот же вопрос, а окончания разные.
- Как вы думаете почему? (Ответы детей)
- Какой возникает вопрос?
(Почему у существительных разные окончания в одинаковых падежах?)
Формулирование темы и цели урока.
-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
О том, как изменяются имена существительные по падежам, от чего зависит окончание имён существительных.
-Как называется изменение имён существительных по падежам? (Склонение)
5.Открытие нового знания.
Групповая работа.
-Я вам предлагаю поработать в группе. Каждая группа получает задания. Распределите роли в группе.
-Прочитайте слова, записанные на карточке. Определите род, выделите окончания. Измените данные имена существительные по падежам.
1 группа – скала, земля
2 группа- папа, дядя
3 группа – огонь, стол
4 группа – окно, поле
5 группа – печь, степь
С каждой группы выходят по одному ученику, объясняют, вывешивают карточки на доске. Сначала 1 и 2 группа, потом 3 и 4 группа, затем- 5 группа.
И. п. страна земля папа дядя
Р. п. -ы -и -ы -и
Д. п. -е -е -е -е
В. п. -у -ю -у -ю
Т. п. -ой -ёй -ой -ей
П. п. -е -е -е -е
- Проверьте свою работу по слайду. Интересно, почему так получилось? У вас ведь существительные разного рода, а окончания одинаковые!
- Какой вывод можете сделать?
(Существительные м. р. и ж. р. с окончанием –а (-я) в начальной форме имеют в косвенных падежах одинаковые окончания.)
- Значит, эти существительные можно объединить в одну группу? Как эта группа называется, вы узнаете позже.
2) -Изменим по падежам следующую группу имён существительных:
огонь, стол, окно, поле.
- Что вы можете сказать о данных именах существительных?
( Существительные в начальной форме.)
- Определите род. Выделите окончания.
М. р. – нулевое окончание, ср. р.- окончание -о(-е).
- Изменим данные существительные по падежам. Один ученик в паре изменяет существительное мужского рода, другой - среднего рода.
И. п. стол огонь окно поле
Р. п. -а -я -а -я
Д. п. -у -ю -у -ю
В. п. - - -о -е
Т. п. -ом -ём -ом -ем
П. п. - е -е -е -е
- Проверьте свою работу по слайду.
Одна группа склоняла существительные мужского рода, другая – среднего рода. А окончания у вас какие?
-Какой вывод можете сделать?
(Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о(-е) в начальной форме имеют в косвенных падежах одинаковые окончания.)
- Как вы думаете, эти существительные можно объединить во вторую группу? Как она называется, вы узнаете позже.
3) Изменение по падежам существительных
печь, степь.
- Что можете сказать про данные имена существительные?
(Стоят в начальной форме. Оба имени существительных женского рода, имеют нулевое окончание, основа оканчивается на ь).
-Договоритесь в паре, кто какое существительное будет изменять по падежам.
Два ученика выполняют задание на доске.
И. п. печь степь
Р. п. -и -и
Д. п. -и -и
В. п. - -
Т. п. -ю -ю
П. п. -и -и
-Проверьте свою работу по слайду. Сверьте с соседом по парте.
- Какую особенность заметили?
( В трёх косвенных падежах окончание -и, в двух - нулевое, в творительном падеже- окончание -ю.)
-Можно ли существительные женского рода с нулевым окончанием объединить в третью группу?
(Можно, т. к. окончания в косвенных падежах совпадают.)
-На сколько групп мы разделили все имена существительные?
(На три группы.)
- По какому признаку разделили?
(Подобие окончаний в косвенных падежах.)
-Хотите узнать, как эти группы называются?
6.Первичное закрепление.
Работа в группах.
А сейчас, пользуясь алгоритмом, распределим слова в три столбика по склонениям.
(Ответственные в группах наклеивают слова в таблицу)
Тень, картина, дядя, утро, ночь, конь.
Ответственные у доски обосновывают правильность распределения слов.
СЛАЙД
В печи стоит картошка
С топлёным молоком.
- Мне нужно определить склонение слова «в печи». Но существительных с окончанием –и нет ни в одном склонении.
- Что надо сделать? (Поставить в начальную форму)
- Итак, какой пункт мы не включили в алгоритм ? (Поставить существительное в начальную форму)
(Учитель на доске выставляет недостающий пункт алгоритма).
- Как вы думаете, каким по счёту он должен стоять?
(На доске появляется последовательность пунктов алгоритма).
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- А сейчас поработаем самостоятельно.
Карточки.
Спишите. В скобках укажи склонение существительных.
Ночь (__). Вокруг тишина (___).
Ручеёк (__) лишь журчит.
Своим блеском (__) луна (___)
Всё вокруг серебрит.
Проверка по образцу.
СЛАЙД
Ночь (3скл.). Вокруг тишина (1 скл.).
Ручеёк (2 скл.) лишь журчит.
Своим блеском (2 скл.) луна (1 скл.)
Всё вокруг серебрит.
8.Включение в систему знаний.
- А сейчас повторим и закрепим изученное.
Карточки
1.Подберите к словам антонимы и определите их склонение.
- Какие слова называются антонимами? ( Слова одинаковой части речи с противоположным значением)
Ночь - ____, лето - ____, радость - ______, добро - ____.
2.Подберите к словам синонимы и определите их склонение.
- Какие слова называют синонимами?
Путь - _____, зной - ______, суша - ______, азбука - ________, собака - _______.
3.Подберите однокоренное слово другого склонения.
Мышь - ______, ёлка -_______, отец - ________
Найдите лишнее слово в строке и подчеркните его.
Бабушка, брат, мама.
Ночь, конь, боль.
Плащ, село, мышь.
9.Рефлексия учебной деятельности.
- Подведём итоги нашего урока.
- Какова была тема нашего урока? (Склонение имён существительных).
- Какую цель мы ставили перед собой? (Научиться определять склонение существительных).
- Достигли ли мы своей цели? (Да).
- Заполните листы самооценки, поставьте знак + или -
(Ученики заполняют листы самооценки)
10.Домашнее задание.
Выучить правило на стр. 118, составить и записать несколько предложений с существительными разных склонений.