СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нормы управления

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень полезный материал для отработки задания 8 ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Нормы управления»

Синтаксические нормы простого предложения Нормы управления

1. Поставьте имена существительные в нужном паде­же, правильно выбрав форму управления.

Оскорбиться (брошенная фраза) – обидеться (оскорбительные слова); отзыв (книга) – рецензия (дипломная работа); плата (проезд) – оплатить (покупка); поражаться (красота природы) – удивляться (неувядающая молодость); преимущество (новые технологии) – превосходство (соперник); скучать (мать) – скучать (мы), тосковать (муж); уверенность (победа) – вера (успех); удивляться (необычное решение) – удивлен (странный поступок); характерный (он) – свойственный (он).

2. Из предложенных пар словосочетаний выберите верную.

1) Свойственный для него – свойственный ему; 2) иммунитет на корь – иммунитет к кори; 3) заведующий складом – заведующий склада; 4) журить в равнодушии – журить за равнодушие; 5) уделять внимание учебе – уделять внимание на учебу; 6) преимущество над врагом – преимущество перед врагом; 7) приемлемый для использования – приемлемый к использованию; 8) тенденция к расширению – тенденция на расширение; 9) гарантировать посетителям хороший отдых – гарантировать посетителей от несчастных случаев; 10) удивляться событиям – удивляться событиями; 11) взгляд на данную проблему – взгляд по данной проблеме; 12) дисгармонирует с цветом обоев – дисгармонирует по цвету обоев; 13) характерный ему – характерный для него.

3. Раскройте скобки, составьте и запишите словосоче­тания с данными словами.

1. Восторгаться, удивляться (его смелость). 2. Усваивать, овладевать (язык). 3. Уделять внимание, обращать внимание (физическое воспитание). 4. Опираться, основываться (новые изыскания). 5. Поддержать уверенность, поддержать веру (благополучный исход дела). 6. Препятствовать, предотвращать (получение незаконных доходов).

4. Раскройте скобки, поставив существительное в нужном падеже с предлогом или без предлога.

Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (школа, факультет, университет, фирма), потребность (знание), платить (проезд), удивляться (результаты), контроль (выполнение), сообщить (приезд).



5. Проанализируйте словосочетания с управлением. Найдите нарушение синтаксической нормы. Исправьте ошибки.

I. Оперировать факты, отчет о проделанной работе, дать ответы на все задания, считать за преступника, действовать согласно закона, управляющий банка, благодаря своевременному лечению, не имея свободного времени, базироваться на экспериментальные данные.

II. Наперекор здравого смысла, вопреки желания трудящихся, рецензия о новой книге, указать о проблемах, свойственный для него, взгляд по данной проблеме, высказывание по поводу, постановили о введении следующих мер, дискутировать вопрос об инвестициях.

6. Найдите предложения, в которых нарушены нормы управления, и исправьте их.

1. Все герои были поглощены в свои мысли. 2. Мцыри стал вслушиваться к неясным звукам. 3. Тарас Бульба не терпел предательство. 4. Любовь к людям помогла ему выжить. 5. Я от тебя заберу свою книгу. 6. Я делюсь со своей подругой обо всем. 7. Я прошу твой совет. 8. Пионеры ветеранам в магазин ходят. 9. Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого генерала и помогать ему.

7. В приведенных предложениях исправьте недочеты в выборе предлога, а также ошибочное употребление падежных форм.

I. 1. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. Разрушения произошли за счёт плохой работы системы водоснабжения. 3. Благодаря тому что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжёлых условиях. 4. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут.

II. 1. По окончанию работы все должны собраться в зале. 2. Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 3. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 4. Вследствие запланированной работы, некоторым придется работать сверхурочно. 5. Благодаря трудностей мы не успели выполнить задание в срок.

8. Исправьте ошибки в грамматической форме слов, примыкающих к устойчивым оборотам.

1. Оружие – это товар, на который страна не испытывала дефицита. 2. Мы не всегда отдаем отчёт тому, как важны праздники в нашей жизни. 3. Узнав о катастрофе военного самолёта, министр обороны выразил сожаление случившемся. 4. Чемпион мира заявил о своем согласии принять участие на этих соревнованиях.

9. Найдите и исправьте синтаксические ошибки в предложениях.

I. 1. Целых два часа преподаватель объяснял студентам, как работает новый прибор. 2. Последние два слова были написаны неразборчиво. 3. Четыре новенькие машины стояли на парковке. 4. Я почувствовал тонкий аромат: в вазе стояли три желтые тюльпана. 5. Два крайние здания были довоенной постройки. 6. Три тонкие стебелька растения пригнулись к земле. 7. Два новые спецкурса ввели в программу обучения.

II. 1. Мальчик был редкостной разиней. 2. По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. 3. Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц и людей.

10. Выберите правильные формы согласования подле­жащего и сказуемого.

1. Отец с матерью (уехал, уехали) в Крым. 2. В спальне (стояло, стояла) кресло-кровать. 3. Анна Ахматова – (одна из лучших, один из лучших) поэтов XX века. 4. Врач Краснова (зашла, зашел) в палату. 5. Большинство учащихся (считало, считали) себя (подготовленными, подготовленным) к экзаменам. 6. Ряд ученых (участвовал, участвовали) в научной конференции. 7. Часть курса (сдала, сдали) экзамен по риторике. 8. Большинство (согласилось, согласились) с решением комиссии. 9. В цирке (дрессировалось, дрессировались) несколько медвежат. 10. Несколько абитуриентов (сдает, сдают) экзамен по белорусскому языку. 11. Много забот (выпало, выпали) на долю матери. 12. К 15 августа (убрано, убраны) 10 гектаров льна. 13. На представление (пришли, пришло) 80 человек. 14. Десять студентов (получило, получили) грамоты за активное уча­стие в общественной жизни университета. 15. Группа запорожцев (хотела, хотели) написать письмо турецкому султану. 16. Стая птиц (летела, летели) в теплые края. 17. Вдруг перед ним (возникло, возникли) три человека. 18. В шкафу (стоят, стоит) много книг.

Нормы употребления конструкций с однородными членами предложения

11. Укажите предложения, в которых нарушены нормы построения предложений с однородными членами. Отредактируйте их.

I. 1. Ребята интересуются и любят историю своего родного края. 2. Надо, чтобы все заботились и берегли природу. 3. К зиме готовятся не только звери, а также птицы. 4. Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца. 5. Причастия – это слова, обозначающие признаки предметов по действию и которые отвечают на вопрос какой? что делающий? 6. Это не только были годы одиночества, а также период, когда будущий писатель сформировался как личность. 7. Мы должны бережно относиться и обращаться с новыми учебниками. 8. Герои предпочитают смерть, чем рабство. 9. По дороге мы зашли в магазин, купили сладости, яблоки и фрукты.

II. 1. Надо не только выучить правило, но и выполнить упражнение. 2. В ходе обсуждения доклада были внесены предложения и замечания. 3. За год было прочитано около пятидесяти лекций, около ста докладов и более семидесяти бесед. 4. Народ и крестьяне приступили к посевной. 5. Он все делал прекрасно, чувствуя прилив сил. 6. Класс получил учебники по алгебре и геометрии. 7. Над землей в октябре тянутся воздушные мосты осен­них переселенцев: уток, жаворонков, малиновок, дроздов. 8. В колхозном саду растут облепиха, рябина, разнообразные плодовые деревья и сливы.

Нормы употребления причастного оборота

12. Найдите предложения, в которых нарушена синтаксическая норма в употреблении причастных оборотов. Исправьте их.

I. 1. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц. 2. Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры. 3. Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь. 4. Отряд избежал опасности благодаря проявленной решительности командиром. 5. Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке. 6. Издалека были видны плывущие бревна по воде.

II. 1. Приближающиеся машины остановились у подъезда высокого здания. 2. Пришедшие зрители на спектакль прохаживались по фойе и рассматривали портреты актеров театра. 3. С нами разговаривал преподаватель, занимающийся теми же научными проблемами, что и мы. 4. Прилетевшие скворцы из южных стран начали вить гнезда, готовясь к появлению птенцов. 5. Написанные стихи ровным красивым почерком лежали на столе. 6. На столе стояли предназначенные для гостей столовые приборы.

III. 1. Помещенная в вольер овчарка бегала и лаяла. 2. Написанный роман этим молодым писателем рассказывает о далеком прошлом нашей страны. 3. Увлеченные мальчики игрой в футбол не заметили автомобиля, мчавшегося на большой скорости. 4. Дует сильный, все сметающий ветер на своем пути. 5. Пассажирам, вошедшим в салон автобуса, сразу же следует оплатить проезд. 6. Вся деятельность ученого, направленная на уничтожение человеческих страданий, вызывает уважение.

Нормы употребления деепричастного оборота

13. Исправьте предложения, если это необходимо. Объясните причины нарушения синтаксической нормы в предложениях.

1. Открыв окно, я залюбовался видом города. 2. Открывая дверь, она громко скрипнула. 3. Мама сидела, откинувшись на спинку стула. 4. Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш. 5. Возвращаясь до­мой, шёл дождь. 6. Прочитав рассказ, он показался мне слишком груст­ным. 7. Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интерес­ную игру. 8. Возвращаясь из школы, меня застала гроза. 9. Подъезжая к деревне, у машины спустилось колесо. 10. Познакомившись с произведениями А. Гайдара, мне больше всего понравилась повесть «Школа». 11. Читая эти строки, со­здается впечатление, что автор пишет о нас.

14. Устраните ошибку в следующих предложениях с деепричастными оборотами. Дайте свои варианты правки.

1. Повернув направо, будет видно здание художественной галереи. 2. Глядя на ваши сияющие глаза, радостно становится и мне. 3. Уезжая из Минска, мое настроение испортилось. 4. Листая старые альбомы, вспоминаются давно забытые друзья. 5. Анализируя эти статьи, учитывалось мнение авторитетных политиков. 6. Проснувшись рано утром, Ольге показалось, что день будет ясным. 7. Вернувшись домой с работы, маму ждал ужин, приготовленный дочерью. 8. Сергею нравилось глядеть в бездонное звездное небо, замирая от любви ко всему на свете.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!