СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательное мероприятие "Как создавалась красота"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целевая аудитория: дошкольники и младшие школьники

Оборудование: экран, проектор, столы для занятий

Теоретическая часть:

  1. Разница между женским и мужским рукоделием
  2. Зачем наши предки украшали мир вокруг себя
  3. Как создавалась ткань, как украшалась,
  4. Как ставили избу, чем украшали
  5. Предметы быта

Просмотр содержимого документа
«Познавательное мероприятие "Как создавалась красота"»











Занятие:

Как создавалась красота







Время проведения: 40 мин – 1 час (10-15 минут – теоретическая часть, 20-45 мин – практическая часть)

Целевая аудитория: дошкольники и младшие школьники

Оборудование: экран, проектор, столы для занятий

Теоретическая часть:

  1. Разница между женским и мужским рукоделием

  2. Зачем наши предки украшали мир вокруг себя

  3. Как создавалась ткань, как украшалась,

  4. Как ставили избу, чем украшали

  5. Предметы быта



Практическая часть: первые пробы вышивки (первые стежки), плетение из бумажных трубочек и т.д.


Слайд 1



Здравствуйте, наши уважаемые гости. Здравствуйте красны девицы и добры молодцы. А кто мне скажет, почему я так к вам обратилась?

Потому что на Руси слово «добрый» говорило не только о душевных качествах человека, но и о его внешних данных, его способностях. Вот почему добрый молодец – это молодой человек, или мальчик, сильный, выносливый, красивый и конечно же уважающий окружающих. Настоящий богатырь. А красну девицу так называли не за цвет ее платья, а потому что она была красивой, опрятной, привлекательной. Красный – значит красивый. И самый красивый угол в доме на Руси, самый важный угол, где стояли иконы, тоже назывался красный, потому что его украшали с особым вниманием.

Мы и сейчас любим, что бы вокруг все было красиво. И наши предки любили красоту. Но как они создавали ее вокруг себя? Вот сегодня мы об этом и поговорим.


Но вначале хочу я задать вам вопрос, какие виды рукоделий вы знаете?

- Вышивка

- Вязание

……


Слайд 2


Но одним из первых видов рукоделий было ткачество и прядение. Ведь даже для вязание и для вышивки нужны ткань и нитки. А их надо еще создать.

Рукодельницы на Руси ткань делали из разных натуральных, т.е. природных волокон. А вы какую пряжу знаете? Как вы думаете, из чего можно сделать нитки?

- Шерсть и шел – животные

- Лен и хлопок – растительные волокна


Слайд 3

Изначально эти волокна очень грубые, и их надо подготовить, прежде чем прясть из них нитки. Так вот, процесс этот очень долгий. Ведь надо вначале лен вырастить, потом собрать, потом высушить, потом растрепать и помять, потом расчесать. И вот уже расчесанный лен, или льняное волокно, можно прикреплять на прялку. Прялки тоже разные бывают. Изначально прялки выглядели вот так:


Слайд 4



Смотрите какие яркие они, расписные. Состоит она из донца. Это та часть на котором сидит пряжа. И лопасть, на нее привязывается кудель. А какой еще предмет нужен, кроме прялки? Правильно, веретено!


Слайд 5



Слайд 6



Затем уже придумали прялки механические, с использованием колеса. Их еще называли само-прялки. Конечно это облегчало труд, а он был чисто женский. Но что бы мальчики не обижались, сразу вас скажу, такие красивые и яркие прялки изготавливали именно мужчины. Братья дарили прялки сестрам, отцы – дочерям. Влюбленные юноши – любимым девушкам перед свадьбой. И не было этого подарка дороже.

С прялками связано очень много сказок, легенд, поверий. Вот вы какие сказки о прялках знаете?


- Спящая красавица

- Добрые тетушки


И так, традиции связанны обычно с ручной прялкой. Еще с самых ранних лет детей обучали разному труду. Потому что труд всегда был основой жизни, без него никуда. И рыбу не вытащишь из пруда, и дом не построишь. И всех девочек мамы, бабушки и старшие сестры учили: чем больше ты умеешь, тем лучше будешь жить. И парни заглядывались не только на красоту девушки, но и на то как она работает. Вы наверное удивитесь, но раньше мальчики и девочки играли вместе лет до шести-семи. А потом девочки учились у матерей, а мальчики – у отцов. Подрастая, они могли встречаться только во время специальных встреч – вечерок. Когда в одной избе собирались мальчишки, юноши и девочки и девушки. И все девочки брали с собой свои рукоделия. Кто пряжу, кто вышивки, кто плетения. Ведь готовили они сами себе приданное. А парни смотрели на девушки и примечали, как она шьет, как она прядет. Ведь им родители говорили: бери не красавицу, а бери ту, которая нить ровнее прядет. А что это значит?

- Если девочка ровную нитку прядет – значит она аккуратная.

- Если нитка все время перевивается – значит девушка непоседа

- Если нитка рвется – значит неаккуратная


Прялка для девочки очень много значила. Люди верили, что она охраняет от злых духов. Пряли только осенью и зимой. Вплоть до масляницы. Почему, как вы думаете? Во время масленицы девушки отмечали завершение периоды прядения катаясь с горок.


Юные мастерицы с пяти лет учились разным видам рукоделия. Умели они не только прясть, т.е. создавать нитки, которые затем использовали в других видах рукоделий.

Например в ткачестве.


Слайд 7.




Ткачество позволяет создавать из отдельных нитей цельную ткань. Но ткать можно не только из одних нитей. А например из бисера. Или из лент


Слайд 8



Ткацкий станок можно сделать дома из подручных материалов. Это довольно просто, сложнее научится на таком станке работать.

Вот в одежде толк наши предки знали. И хотя смотрится повседневная одежда иной раз просто, но и ее можно было украсить. Особенно ярко и необычно смотрелась одежда праздничная.


Слайд 9-11



Такую одежду как мужскую так и женскую богато украшали вышивкой. Причем на вышивках встречались самые разнообразные узоры. Есть здесь и животные образы, птицы, растения, узоры геометрические. Вышивали красными и черными нитками, белыми.



А вот смотрите, на верхних платьях длинные рукава. Почему, как вы думаете?

На самом деле на рабочей повседневной одежде рукава обычно короткие. Так как они будут мешать работать. А на одежде праздничной они длинные, еще и потому, что ткань в то время была дорогая, и только особо богатые модницы могли купить себе лишние метры и пустить их на наряды. Во они и хвастались по праздникам. К тому же чем длиннее рукав, тем больше на него можно добавить вышивки.



Красиво украшали и головные уборы. Вы видите традиционные уборы кокошник и шишак. Они расшиты бисером.


А какие вышивки вы знаете?


Слайд 12-13




Вышивками наши предки украшали и праздничные полотенца – рушники. Такие полотенца подавали гостям, ими украшали красный угол, ими украшали вместо занавесок окна.


Слайд 14



Но и мальчики должны были много знать и много уметь. Если девочки учились поддерживать в доме уют, были хранительницами домашнего очага, то мальчики учились быть воинами и хозяевами в доме, это значит делать все что бы дом стоял и не падал, что бы в доме были продукты. Но мальчики не только ходили на охоту, работали на полях или строили дома. Они создавали не менее красивые вещи из самых разных материалов. Например из дерева.

Ведь те же красивые расписные прялки или веретенца для девочек изготавливали именно мужчины.

А что еще можно сделать из дерева?

Правильно, на Руси вся посуда, вся мебель была из дерева. Да и сами дома были деревянные. Делали их из цельных бревен, и такие дома называли срубами. Но как красиво они были украшены.


Слайд 15



Например наличниками, или коньками на крышу, украшали скаты крыши, считалось что так украшалось лицо дома. Были среди украшений и фигурки животных и стилизованные природные элементы (листья, ягоды) и геометрические фигуры. И такие украшения чем-то напоминали вышивку.





Красивыми предметами украшали и комнаты внутри дома. Были это и красивые ящики для посуды, и красивые лавки и скамейки. И красивые сундуки.


Слайд 16



Все эти предметы мебели делались руками с помощью нескольких инструментов. А сундуки изначально были только из дерева, металл стали добавлять чуть позже. А в замки могли добавлять механизмы издающие разные звуки, например звон.


Слайд 17



Особенно ценили наши предки красивую расписную посуду. Ее ставили на центральное место на столе. И мальчики учились у своих отцов как правильно такую посуду изготавливать и украшать.



А как вы думаете, что можно сделать из таких палочек?


Слайд 18



Вы не поверите но ложки! И такие дощечки называются баклушами. Слушали пословицу?
Так с помощью инструментов можно одну такую баклушу превратить в ложку. Ложка была особенным предметом на кухне у наших предков. Ложки украшались росписью или резьбой. Соблюдались различные приметы, связанные с ложками. Нельзя было ставить ложку так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого "лукавый радуется" и "скликаются на обед злыдни" (существа, олицетворяющие собой бедность и несчастье). считалось грехом убирать ложки со стола в заговенье, накануне положенных церковью постов, поэтому ложки оставались на столе до утра. Нельзя класть лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила. В качестве подарка нужно было принести ложку на новоселье, вместе с караваем хлеба, солью и деньгами.



Из дерева, а особенно из бересты – коры березы, наши предки делали и игрушки, а так же обувь. Лапти.



Но вы не думайте, что наши предки только работали, и совсем не отдыхали. Праздники у них всегда проходили весело и ярко. Помните, как говорили наши предки: «поработаешь до поту, и поешь в охоту».

На праздниках и пели песни, и играли в игры. И я вам тоже предлагаю поиграть во дну старинную игру.

«Малечина-калечина»

Правила очень просты: нужно поставить на раскрытую ладонь палочку (султанчик, обычный  карандаш) и стараться удержать как можно дольше. Зажимать пальцами нельзя! При этом произносят слова: «Малечена-калечина, сколь часов до вечера?» -  и начинают отсчет: «Раз, два, три…десять, одиннадцать..» — до тех пор, пока ребенок может удержать палочку на ладони. В старину вместо палочки использовали веретено.

Можно усложнить игру – держать палочку не на ладошке, а на пальце, ноге, колене и так далее.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!