Анализ работы по предмету «Окружающий мир».
Курс «Окружающий мир» в начальной школе является пропедевтическим. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
Данная работа является диагностической. Целью её является оценка успешности формирования предметных, метапредметных умений и освоение личностного опыта в промежуточный период в 1 классе, а также дальнейшая корректировка рабочих программ учителя.
В данной таблице приведены содержание заданий по трем вариантам (вариант А – обязательный минимум содержания; вариант Б – содержание заданий на уровне частично-поисковой деятельности; вариант В – творческий); возможные варианты ответа, количество баллов при оценке задания.
Вариант А (базовый уровень) |
№ | Задание | Вариант ответа | Максимальный балл | Пояснения |
1. | Знание объектов живой и неживой природы; умение классифицировать на основе существенных признаков. | Живая природа: лиса, береза, грибы, человек. Неживая природа: Горы, небо, солнце, водопад, море. | 2 | Если задание выполнено без ошибок – 2 балла; 50% и более – 1 балл; Менее 50% - 0 баллов. |
2. | Подведение под понятие. | Дуб, клен, ясень, липа, рябина – это лиственные деревья | 1 | Правильный ответ – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов. |
3 | Подведение под понятие. | Крапива относится к дикорастущим растениям | 1 | Правильный ответ – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов. |
4 | Умение классифицировать на основе существенных признаков. | Насекомые: бабочка, кузнечик, стрекоза, жук, муха, пчела, оса. Птицы: галка, ласточка, ворона, воробей, сова и т.д. | 1 | Правильный ответ – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов. |
5. | Умение соотносить в соответствии с выбранными признаками. | 2, 4, 6. | 2 | Если задание выполнено без ошибок – 2 балла; 50% и более – 1 балл; Менее 50% - 0 баллов. |
6. | Умение соотнести в соответствии с заданными признаками. | Деревья – 1, 4, 7, 8. Кустарники – 2, 5, 6. Травянистые растения - 3 | 2 | Если задание выполнено без ошибок – 2 балла; 50% и более – 1 балл; Менее 50% - 0 баллов. |
7 | Подведение под понятие. | Еж, дятел, волк, …- дикие животные. Корова, баран, индюк, …- домашние животные. | 3 | Если задание выполнено без ошибок – 3 балла; Выполнено 50% и более – 2 балла Дополнены ряды, нет названия группы -1 балл |
8 | Умение делать осознанный выбор в соответствии с заданными признаками. | Скалярия | 1 | Правильный ответ - 1 балл, Неправильный ответ - 0 баллов. |
Итого | 13 | |
Вариант Б (повышенный уровень) |
1. | Знание объектов живой и неживой природы; умение классифицировать на основе существенных признаков. | Живому – питаются, дышат, растут, размножаются, развиваются, умирают. Неживому – разрушаются, испаряются, растворяются, иногда растут. | 1 | Если задание выполнено без ошибок – 2 балла; 50% и более – 1 балл; Менее 50% - 0 баллов. |
2. | Подведение под понятие. | Деревья: сосна, яблоня, … Кусты:малина,крыжовник,… Травянистые растения: клевер, подорожник,… | 3 | Каждая группа с примером 1 балл |
3. | Подведение под понятие. | 2, 3, 7 | 2 | Если задание выполнено без ошибок – 2 балла; 50% и более – 1 балл; Менее 50% - 0 баллов. |
4. | Умение классифицировать на основе существенных признаков. | Рыбы: щука, карась, сом, камбала, гуппи, меченосцы и т.д. Звери: лиса, волк, коза, свинья и т.д. | 2 | Если задание выполнено без ошибок – 2 балла; 50% и более – 1 балл; Менее 50% - 0 баллов. |
5. | Умение соотносить в соответствии с выбранными признаками. | Варианты. | 4 | Правильно сформулированное правило 4 балла , не сформулированное- 0баллов. |
6. | Умение соотнести в соответствии с заданными признаками. | Огурцы, помидоры, редис, картофель и т.д. | 2 | Если задание выполнено без ошибок – 2 балла; 50% и более – 1 балл; Менее 50% - 0 баллов. |
7. | Подведение под понятие. | Воробей – дикое животное Кукушка - птица | 4 | Каждый ряд + верное объяснение – 2 балла |
ИТОГО | 18 | |
Вариант В (высокий уровень) |
1. | Знание объектов живой и неживой природы; умение классифицировать на основе существенных признаков. | Любой представитель живой природы. Доказательство с опорой на существенные признаки живых существ: дышат, питаются, размножаются, растут, развиваются. | 4 | Правильно приведен пример -1 балл. Частичное доказательство - +2 балла. Полное доказательство +3 балла. |
2. | Подведение под понятие. | Деревья: живут много лет, имеют один одревесневший стебель-ствол Пример: сосна, дуб, яблоня. Кустарники: живут много лет, имеют много одревесневших стеблей- стволиков. Пример: сирень, смородина Травы: живет один, два года, имеют мягкие, гибкие стебли. Пример: лук, укроп, ОДУВАНЧИК. | 3 | Каждая группа с примером 1 балл |
3. | Подведение под понятие. | Культурные: подсолнечник, пшеница, яблоня, капуста. Дикорастущие: пихта, зверобой, осока. | 3 | Если приведен один пример в каждой группе правильно -2 балла, если по 2 и более – 3 балла |
4. | Умение классифицировать на основе существенных признаков. | Старый друг – лучше новых двух. | 3 | Правильное продолжение -3 балла Правильно по сути - 2 балла. Попытка продолжить -1 балл. Не выполнено -0 баллов. |
5. | Умение соотносить в соответствии с выбранными признаками. | Насекомые – животные, у которых 6 ног. Птицы – животные, тело которых покрыто перьями. Звери – животные, тело которых покрыто шерстью Рыбы – водные животные, Тело которых покрыто чешуей. | 3 | Каждая цепочка 0.6 балла |
6. | Умение соотнести в соответствии с заданными признаками. | Рис – рисовая крупа – рисовая каша. Гречиха – гречневая крупа – гречневая каша. Овес – овсяные хлопья – овсяная каша. Просо – пшено – пшенная каша. Рожь – ржаная мука – черный хлеб Пшеница – пшеничная мука – белый хлеб. | 3 | Каждая цепочка 0,5 балла |
7. | Подведение под понятие. | Вороненок и комнатная муха не являются домашними животными, т.к. их специально не разводят, не содержат) Курица, наоборот, является домашним животным, хотя живет не в доме, а в курятнике, т. к. человек одомашнил ее, специально разводит, содержит ее). | 4 | Правильно определено, но не доказано 1 балл. Частичное объяснение +2 балла Полное объяснение +3 балла. |
ИТОГО | 23 | |
Анализ выполнения заданий по предмету «Окружающий мир».
Вариант Б.
Анализ проводится в случае выполнения учащимися варианта Б.
Количество учащихся, выполнявших работу: ________________(____%);
Количество учащихся, набравших 15 – 18 баллов: ____________(____%);
Количество учащихся, набравших 11 – 14 баллов: ____________(____%);
Количество учащихся, набравших 8 – 10 баллов: _____________(____%);
Количество учащихся, набравших меньше 8 баллов: _________ (____%);
Содержание заданий | Количество учащихся, справившихся с заданием | Процент учащихся, справившихся с заданием | Наиболее часто встречающиеся ошибки |
Знание объектов живой и неживой природы; умение классифицировать на основе существенных признаков. | | | |
Подведение под понятие. | | | |
Подведение под понятие. | | | |
Умение классифицировать на основе существенных признаков. | | | |
Умение соотносить в соответствии с выбранными признаками. | | | |
Умение соотнести в соответствии с заданными признаками. | | | |
Подведение под понятие. | | | |
Вариант А.
Количество учащихся, выполнявших работу варианта А, после выполнения варианта Б: ________________(____%);
Количество учащихся, набравших 10 – 13 баллов: ____________(____%);
Количество учащихся, набравших 7 – 9 баллов: ____________(____%);
Количество учащихся, набравших меньше 7 баллов: _________ (____%);
Содержание заданий | Количество учащихся, справившихся с заданием | Процент учащихся, справившихся с заданием | Наиболее часто встречающиеся ошибки |
Знание объектов живой и неживой природы; умение классифицировать на основе существенных признаков. | | | |
Подведение под понятие. | | | |
Подведение под понятие. | | | |
Умение классифицировать на основе существенных признаков. | | | |
Умение соотносить в соответствии с выбранными признаками. | | | |
Умение соотнести в соответствии с заданными признаками. | | | |
Подведение под понятие. | | | |
Умение делать осознанный выбор в соответствии с заданными признаками. | | | |
Вариант В.
Количество учащихся, выполнявших работу варианта В, после выполнения варианта Б: ________________(____%);
Количество учащихся, набравших 20 – 23 баллов: ____________(____%);
Количество учащихся, набравших 15 – 19 баллов: ____________(____%);
Количество учащихся, набравших 11 – 14 баллов: ____________(____%);
Количество учащихся, набравших меньше 11 баллов: _________ (____%);
Содержание заданий | Количество учащихся, справившихся с заданием | Процент учащихся, справившихся с заданием | Наиболее часто встречающиеся ошибки |
Знание объектов живой и неживой природы; умение классифицировать на основе существенных признаков. | | | |
Подведение под понятие. | | | |
Подведение под понятие. | | | |
Умение классифицировать на основе существенных признаков. | | | |
Умение соотносить в соответствии с выбранными признаками. | | | |
Умение соотнести в соответствии с заданными признаками. | | | |
Подведение под понятие. | | | |
Для учащихся выполнявших вариант А, Б, В (по выбору учителя)
Вариант А.
Количество учащихся, выполнявших работу варианта А: ________________(____%);
Количество учащихся, набравших 10 – 13 баллов: ____________(____%);
Количество учащихся, набравших 7 – 9 баллов: ____________(____%);
Количество учащихся, набравших меньше 7 баллов: _________ (____%);
Содержание заданий | Количество учащихся, справившихся с заданием | Процент учащихся, справившихся с заданием | Наиболее часто встречающиеся ошибки |
Знание объектов живой и неживой природы; умение классифицировать на основе существенных признаков. | | | |
Подведение под понятие. | | | |
Подведение под понятие. | | | |
Умение классифицировать на основе существенных признаков. | | | |
Умение соотносить в соответствии с выбранными признаками. | | | |
Умение соотнести в соответствии с заданными признаками. | | | |
Подведение под понятие. | | | |
Умение делать осознанный выбор в соответствии с заданными признаками. | | | |
Вариант Б.
Количество учащихся, выполнявших работу: ________________(____%);
Количество учащихся, набравших 15 – 18 баллов: ____________(____%);
Количество учащихся, набравших 11 – 14 баллов: ____________(____%);
Количество учащихся, набравших 8 – 10 баллов: _____________(____%);
Количество учащихся, набравших меньше 8 баллов: _________ (____%);
Содержание заданий | Количество учащихся, справившихся с заданием | Процент учащихся, справившихся с заданием | Наиболее часто встречающиеся ошибки |
Знание объектов живой и неживой природы; умение классифицировать на основе существенных признаков. | | | |
Подведение под понятие. | | | |
Подведение под понятие. | | | |
Умение классифицировать на основе существенных признаков. | | | |
Умение соотносить в соответствии с выбранными признаками. | | | |
Умение соотнести в соответствии с заданными признаками. | | | |
Подведение под понятие. | | | |
Вариант В.
Количество учащихся, выполнявших работу варианта В: ________________(____%);
Количество учащихся, набравших 20 – 23 баллов: ____________(____%);
Количество учащихся, набравших 15 – 19 баллов: ____________(____%);
Количество учащихся, набравших 11 – 14 баллов: ____________(____%);
Количество учащихся, набравших меньше 11 баллов: _________ (____%);
Содержание заданий | Количество учащихся, справившихся с заданием | Процент учащихся, справившихся с заданием | Наиболее часто встречающиеся ошибки |
Знание объектов живой и неживой природы; умение классифицировать на основе существенных признаков. | | | |
Подведение под понятие. | | | |
Подведение под понятие. | | | |
Умение классифицировать на основе существенных признаков. | | | |
Умение соотносить в соответствии с выбранными признаками. | | | |
Умение соотнести в соответствии с заданными признаками. | | | |
Подведение под понятие. | | | |
Методические рекомендации зам. директора учителю:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические рекомендации методиста учителю:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________