Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа № 2»
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«Русское правописание: орфография и пунктуация»
для учащихся 10 класса
Количество часов- 34
в неделю -1
Составитель Кайгородова Н.Г., учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы элективного курса для 10 - 11классов. Русское правописание: Орфография и пунктуация ( автор Львова С.И. ).
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом и особенностям письменного общения, в частности.
Основными направлениями в работе над программой являются:
- систематизация и обобщение знаний в области правописания по орфографии и пунктуации;
- изучение семантики анализируемого явления (слова, предложения);
- этимологический анализ слова.
В программе курса предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография, пунктуация, вместе с тем, повторение орфографии и пунктуации осуществляется комплексно: попутное повторение пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.
Структура и содержание элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Программа элективного курса рассчитана на 68 часов, 10 и 11 классы. Основное внимание уделяется правописанию морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний. Изучается система правил, регулирующих правописание гласных и согласных в корне слова, приставок на з//с, при- и пре-, суффиксов имён существительных, прилагательных и наречий. Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов. Слитные, дефисные и раздельные написания .
Не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Особенности написания производных предлогов. Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Написание строчных и прописных букв.
Рассматриваются формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения — разные типы, конспекты, планы, рефераты и т. п.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Изучается постановка знаков препинания в конце предложения, внутри простого предложения, между частями сложного предложения, знаки препинания при передаче чужой речи, а также знаки препинания в связном тексте.
Кроме того, в программе 2 часа отводится на изучение речевого этикета в письменном общении, в том числе в SMS – сообщениях.
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
Своеобразие и специфика данной программы состоит в том, что материал ориентирован на подготовку к экзамену в форме ЕГЭ, соотносится с темами, которые изучаются в программе по русскому языку для 10-11классов (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова).
Планирование составлено на 34 учебных часа в 10 классе.
Формы и методы обучения.
Коммуникативно -деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности.
Наиболее эффективными приёмами в обучении являются следущие:
- работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
- семантический анализ высказывания;
- работа с разнообразными лингвистическими словарями;
- анализ структурно-семантических схем слова, морфемно-словообразовательных моделей.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо развитие речевой деятельности: письменного и устного общения. Поэтому предполагается написание разного рода письменных работ, а также комплексный анализ текста.
Рекомендуются такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.
.Формы контроля за усвоением учебного материала.
Программа предусматривает зачетную систему оценки знаний учащихся при прохождении тем по орфографии и пунктуации.
Календарно – тематическое планирование по русскому языку в 10 классе (элективный курс)
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Фактическая дата | Корректировка |
Особенности письменного общения (4 часа) |
1 | Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Виды и формы речевой деятельности. | 1 | | |
2 | Особенности устной речи. Диалог и монолог. Формы устных высказываний. | 1 | | |
3 | Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний. | 1 | | |
4 | Основные причины возникновения письменности. Основные этапы развития современного русского письма. | 1 | | |
Орфография (30 часов) |
5 | Орфография как система правил правописания. Роль орфографии в письменном общении людей. | 1 | | |
6 | Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них. | 1 | | |
7 | Морфема как значимая часть слова. Морфемный принцип русского правописания. | 1 | | |
8 | Правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных корня. | 1 | | |
9 | Правописание чередующихся гласных корня | 1 | | |
10 | Правописание согласных корня | 1 | | |
11 | Правописание приставок на з-с, приставок русского и иноязычного происхождения | 1 | | |
12 | Правописание приставок при-пре | 1 | | |
13 | Типичные суффиксы имен существительных и их написание | 1 | | |
14 | Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание | 1 | | |
15 | Типичные суффиксы глагола и их написание | 1 | | |
16 | Суффиксы причастий | 1 | | |
17 | Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от существительных и глаголов | 1 | | |
18 | Правописание окончаний существительных и глаголов | 1 | | |
19 | Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма | 1 | | |
20 | Правописание согласных на стыке морфем | 1 | | |
21 | Ь после шипящих в словах разных частей речи. Этимологическая справка. Работа с орфографическими словарями. | 1 | | |
22 | Слитные, дефисные и раздельные написания. Роль смыслового и грамматического анализа слова. | 1 | | |
23 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | 1 | | |
24 | Различение приставки НИ- и слова НИ- (частицы, союза) | 1 | | |
25 | Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий. | 1 | | |
26 | Особенности написания производных предлогов | 1 | | |
27 | Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов. | 1 | | |
28 | Образование и написание сложных слов | 1 | | |
29 | Употребление дефиса в словах разных частей речи | 1 | | |
30 | Работа со словарем «Слитно или раздельно?» | 1 | | |
31 | Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний | 1 | | |
32 | Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной и прописной буквы | 1 | | |
33 | Работа со словарем « Строчная или прописная буква?» | 1 | | |
34 | Речевой этикет в письменном общении. | 1 | | |