СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии на уроках музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трифонова Ирина Викторовна, учитель музыки и искусства, МБОУ Школа №91 г.о. Самара. Современные образовательные технологии на уроках в школе бывают разные. Очень важными и необходимыми в наше время стали здоровьесберегающие технологии. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Может ли учитель музыки с помощью здоровье сберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Музыкотерапия становится признанной наукой. Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все чаще поражают учащихся. Уроки музыки могут дать уникальную возможность реализовать в школе здоровье сберегающие технологии. Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты: • музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови • повышает и понижает мышечный тонус; • стимулирует появление эмоций; • улучшает вербальные и арифметические способности; • стимулирует процессы восприятия и памяти; • активизирует творческое мышление. • Эту особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений на организм человека можно использовать не только на уроках музыки, а и на всех других уроках во время физминуток или в заключительной части урока. • Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Многие произведения школьной программы входят в список полезной классической музыки, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребёнка (Г. Маляренко, М. Хватова), а также исследований детских музыкальных предпочтений (В. Рылькова). • Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет «Лунная соната» Л. Бетховена, «Времена года» П.И. Чайковского. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать «Полонез» Огинского, а улучшит работу сердца «Элегия» С. Рахманинова и «Бал» симфония Л. Бетховена. Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма «Овод» Д. Шостаковича. Снять нервное напряжения может музыка П.И. Чайковского – «Времена года», Сен-Санса – «Лебедь», Глюка – «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» и др. Депрессию снимает музыка Шуберта – «Аве Мария», Моцарт «Рондо в турецком стиле», Бизе «Хабанера». Мигрень лечим музыкой Огинского «Полонез», Мендельсона «Весенняя песня». Повысить общий тонус может музыка П.И. Чайковского «Вальс из серенады для струнного оркестра», а также музыка В.А. Моцарта, Ж. Бизе. Улучшает пищеварение музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов», фортепианные концерты Моцарта и Ф. Листа. 5 симфония Л. Бетховена вылечит гастрит и язву желудка. • Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. Во время слушания музыки допускаю свободную посадку за партой, используем приём «слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. При повторном прослушивании использую репродукции картин художников, фотографии, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с содержанием музыкального произведения. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психоэмоцианальное состояние. • После прослушивания музыкальных произведений стараюсь выслушать каждого, желающего высказать своё впечатление. • Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально – энергетический тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках используют логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арттерпию и др.1. Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Дети начальных классов любят гимнастику под музыку. Музыка звучит – дети двигаются. Музыка останавливается – дети замирают. Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально - ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект. В начальной школе использую танцы из программы «Ритмическая пластика» Буренина. Эти танцы исполняют под музыкальную фонограмму. Звучат веселые песни. Дети танцуют, иногда с удовольствием подпевают. Любимые танцы «Песенка кота Леопольда», «Птичка польку танцевала». Также провожу музыкальные игры: «Веселый зоопарк», «Краски» и.т.д. Эти игры развивают фантазию воображение, улучшают настроение. Фольклорная арттерапия. Русский песенный фольклор – это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок – обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора. Музыкально-рациональная психотерапия. Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия – лечение красотой и арттерапия – лечение идеалами. Музыка сама по себе способствует хорошему настроению, что положительно влияет на здоровье. При рациональной организации уроки музыки способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально – энергетического тонуса учащихся. Поэтому учителю нужно творчески подходить к планированию урока и его проведению. На уроке необходимо применять и чередовать различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видео сюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока будет способствовать концентрации внимания, развитию познавательного интереса у учащихся к предмету. Содержание программы по музыке учитывает психологические особенности детей младшего школьного возраста (неустойчивость внимания, необходимость в частой смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, эмоциональная отзывчивость, стремление к сопереживанию в процессе восприятия музыки, недостаточная вокально-слуховая координация и др.), которые требуют разнообразия форм и видов музыкальной деятельности, частого переключения внимания детей, быстрой смены заданий, включения заданий, связанных с движением, органичного сочетания различных форм работы на уроке. В первом классе дети очень быстро устают, переутомляются, поэтому приходится на уроке применять разные формы деятельности. Помимо программы арттерапии и танцев на уроке применяю игры, загадки, рисование. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья школьников. Применение здоровьесберегающих технологий в школе просто необходимо, но этого сейчас недостаточно. Условия работы сейчас изменились коренным образом. Необходимость этих перемен продиктована самой жизнью, которая насыщена компьютерами, DVD и mp3 плейрами, мобильными телефонами и.т.д. Дети, как правило, свободно владеют всеми видами техники. Старые методы преподавания уже не подходят для таких детей. Учитель должен меняться учиться. Если он хочет, чтобы уроки были по новому интересными, тогда он должен использовать на уроках информационно-коммуникационные технологии. Музыка и информационные технологии совместимы. Последние годы в школе все чаще стали использовать при изучении всех предметов компьютерные технологии. Это дало возможность проводить более наглядные, насыщенные и интересные уроки, что способствует активному усвоению знаний. Учитель музыки учит школьников искусству управления собственным восприятием в процессе познания музыки. Поэтому умения и навыки культурного слушания и слышания музыки не имеют дидактического содержания. Будучи диалектическим единством рационального и эмоционально-образного мышления, они призваны обеспечить будущему слушателю музыки ее понимание «и умом, и сердцем». Именно этим навыкам учит школьников учитель музыки общеобразовательной школы, занимаясь с ними содержательным анализом инструментальных произведения. Активизации познавательных интересов учащихся способствует также создания учителем определенного эмоционального настроя в процессе занятий, пробуждение желания у школьников узнавать новое, преодолевать затруднения. Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания. Художественная деятельность занимает в жизни особое место, она тесно связана с творчеством. В работе учителя музыки художественное творчество проявляется в умении интересно, увлекательно проводить уроки музыки и внеклассные занятия, ярко, образно исполнять музыкальные произведения. Творчество учителя во многом обусловлено спецификой его деятельности, который носит публичный характер, осуществляется в определенной аудитории и требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Вообще педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку учителю приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных педагогических ситуаций. При этом творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной стороны, творчества учителя, с другой – на основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся. Творческое состояние класса необходимо поддерживать и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся. Естественно, что их творческая деятельность не может проявиться сразу же в полном объеме, но учитель постепенно, шаг за шагом приобщает ребят к тому, вырабатывая потребность в самостоятельности суждений и оценок, воспринимаемых явлений, пробуждает инициативу и творческую фантазию. Творческая деятельность учителя предполагает и педагогическую импровизацию, которая обуславливается его способностью быстро и правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся и оперативно находить решение. Огромное значение для этого имеет уровень общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность и научная эрудиция. Творческая природа музыкального искусства открывает особенно большие возможности для творчества учителя музыки. Ведь она проявляется не только в сознании, но и в интерпретации музыкальных произведений на основе постижения композиторского замысла, идеи, художественного образа и смысла произведения. Решающую роль в этом процессе играют музыкально-слуховые представления, интеллект музыканта, его музыкальный опыт, владение средствами художественной выразительности. При этом следует подчеркнуть, что творческая деятельность в области занятий искусством требует от человека повышенной эмоциональности, образности мышления, богатства художественных ассоциаций. Творческая деятельность учителя музыки зависит от ряда обстоятельств: от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, собственных личностных качеств. Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный и активный характер, учителю необходимо – подбирая дополнительный репертуар для урока музыки и для внеклассной работы, включать произведения, которые могут служить основой для развития конкретных творческих навыков и в это же время отвечать дидактическим задачам общего продвижения учащихся: -с целью формирования у школьников ассоциативного мышления привлекать аналогичный материал из смежных областей других видов искусства; -умело импровизировать в неожиданных ситуациях; -использовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности (словесно-иллюстративная, поисковая и т.д.); -разрабатывать серии творческих заданий и находить наиболее эффективные формы их постановки перед школьной аудиторией (в основном для этого используется внеклассная работа); -применять различные виды творческой деятельности на каждом занятии, исходя из главной задачи каждого конкретного занятия. Каждый урок музыки должен носить на себя печать неповторимой личности учителя. Творчески подойти к уроку – значит выявить и до конца раскрыть свое собственное отношение к музыке столь же ярко и убежденно, как это делает композитор, исполнитель. Учитель организует соответствующую деятельность детей, способствует тому, чтобы музыка дошла до сознания каждого ребенка. Знания каждого данного класса, умения преподнести музыкального произведения так, чтобы ребята были предельно увлечены музыкой, пробуждения в них эмоциональной отзывчивости, активности в процессе исполнения, слушания музыки, размышлений о ней – в этом заключается мастерство учителя. В процессе использования музыкальных технологий на уроке музыке дети узнают, постигают, осваивают закономерности языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей. Все музыкальные технологии помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. Итогом развивающего музыкального образования должно стать представление учащихся о деятельности музыканта – композитора, исполнителя, слушателя в их триединстве – как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, как о большом интеллектуальном и эмоциональном труде души, как о высшей потребности в преобразовании человека. Каждый педагог не только преподаватель, но и воспитатель. Благодаря духовной общности учителя и коллектива подростков процесс обучения не сводится к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения. Каждый учитель должен осуществить индивидуальное влияние на конкретного воспитанника, чем-то заинтересовать, увлечь, пробудить в нем неповторимую личность. А увлечь сейчас можно, прежде всего современными компьютерными технологиями. Следует подчеркнуть, что проектирование и технология проведения интегрированного урока, рассчитанного на работу с индивидуальностью каждого ученика, ставит учителя в новую, не привычную для него пока профессиональную позицию – быть одновременно и предметником, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального развития, личностного становления. Урок – та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Используемая литература 1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе – М.: Просвещение, 205 г. 2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе – М.: Просвещение 1989 г. 3. Беспалько Ю.К. Программированное обучение – М.: Просвищение, 1991 г. 4. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении – М.: Знание, 1960 г. 5. Зотов Ю.Б. / Под редакцией Пидкасистого П.И./ Организация современного урока М.: Просвещение, 1989 г. 6. Кротова Н.В. Новые образовательные технологии в формировании интеллектуального человеческого капитала культуры – М., 2000 г. 7. Сухомлинский В.А. О воспитании – М.: Просвещение, 1975 г. 8. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 1987 г. 9. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Гринго, 1989 г. Елеманова С.А. Просвещение Алматы «Атам?ра», 2001 г. Размещено на Allbest.ru
Категория: Музыка
16.04.2016 13:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!