СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативных занятий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультативных занятий "Что в имени моем?" рассчитана на учащихся 7 класса. В ходе занятий обучающиеся знакомятся с правилами имянаречения, историей фамилий и т.д.  

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативных занятий»

Комитет Администрации Заринского района

по образованию и делам молодежи

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Яновская основная общеобразовательная школа»





«Утверждена»

Приказом

от «__» ___________2013 г. №___

Директор школы

_________А.В. Жданов








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Что в имени моем?»

7 класс




Учитель Е.Г.Жданова




Рабочая программа

составлена на основе

авторской программы

Н.Ю.Кадашниковой,

7 класс, 17 часов, 0,5 часа в неделю







Яново

2013







Пояснительная записка

Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные имена.

Современная лингвистика уделяет большое внимание их изучению. Ряд работ посвящен истории и современному состоянию русских имен. Однако в школьной программе материала о русских именах явно недостаточно. Между тем интерес к русскому именослову, именам, употребляющимся для именования русских людей, растет.

Личное имя – это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими.

Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делают достоянием гласности благодаря имени. Эти и другие темы, связанные с именованием человека, освещает курс «Что в имени моем», поэтому он актуален.

Данный курс рассчитан на 17 часов и предназначен для учащихся среднего звена (7 класс). Данный курс реализуется в рамках учебного предмета «русский язык», опирается на межпредметные связи: литературу, историю, психологию, физику, изобразительное искусство.

Курс последовательно реализует следующие цели:

- расширить историко-культурный кругозор;

- способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому России;

- способствовать формированию исторической памяти;

- формировать навыки исследовательской работы.

Задачи курса:

- углубление и расширение знаний о собственных личных именах;

- формирование представлений об исконно русских и заимствованных словах;

- формирование орфографической зоркости;

- воспитание бережного и уважительного отношения к прошлому своей семьи, фамилии, рода.



В результате освоения программы учащиеся должны

Знать:

- толкование основных древнерусских имен;

- основные этапы русского и европейского имятворчества;

- грамматический механизм образования отчеств и фамилий;

- основные правила имянаречения;

- основные правила склонения имен собственных;

- историю собственных имени и фамилии.



Уметь:

- отличать имя собственное от нарицательного;

- отличать исконно русские имена от заимствованных;

- устно и письменно изменять личные имена;

- вести исследовательскую деятельность, презентовать результаты своего исследования.

Тематическое планирование


Тема занятия

Количество часов

Виды деятельности

Элементы содержания

1

Что такое имя?

1

Лекция с элементами беседы, анкетирование

Цели и задачи курса. Отличие имен собственных от нарицательных. Понятие имен личных. Значение имени в жизни человека. Основные моменты воздействия имени на психику человека.

2

Как рождаются имена

1

Виртуальное путешествие в прошлое.

Лекция с элементами беседы, элементы конспектирования, работа со словарем славянских и древнерусских имен.

Процесс рождения (появления) имен на Руси и в других странах. Сакральное значение имени.

3

Так было – и так стало. Этапы появления имен на Руси

1

Хронологическая имятворческая лента.

Лекция с элементами беседы, мультимедийная презентация, составление плана, тезисов занятия. Поэтические заставки

Основные этапы появления имен на Руси. Исконно русские имена и заимствованные. Причины заимствования.Имятворчество. Влияние революции 1917 года на именование

4

Европейское имятворчество

1

Индивидуальные сообщения учащихся на основе опережающего задания

Влияние католической церкви на порядок имянаречения. Святые заступники. Имена из Ветхого и Нового завета. Имена-украшения. Протестанские имена. Влияние Великой французской революции на именование

5

Величание (отчество)

1

Лекция с элементами беседы.

Практические упражнения.

Грамматика появления отчества. Сочетаемость отчества с именем.

6

Фамилия

1

Лекция с элементами беседы. Практические упражнения.

Грамматика появления фамилий. Значение фамилий. Фамильное древо. Правила составления генеалогического древа.

7-8

Правила имянаречения

2

Творческая мастерская

Составление правил имянаречения в сочетаемости имен и отчеств

9

Имя и характер

1

Психологическое исследование.

Беседа с элементами дискуссии

Влияние времени рождения и имени на характер человека

10

Имя и цвет

1

Групповая деятельность

Соотношение имени и цветового баланса

11

Имя и профессия

1

Лекция с элементами беседы, дискуссия

Влияние имени человека на выбор профессии и самореализацию

12

Число имени

1

Практикум.

Индивидуальная деятельность учащихся

Гипотетическая теория о числовой характеристике имени

13-14

Грамматика собственных имен

2

Практикум

Основные правила склонения имен и фамилий

15-16

Откуда есть пошла моя фамилия…

2

Занятие-презентация.

Индивидуальная деятельность учащихся

Презентация исследований учащихся. Темы проектов: «Фамильное родословное древо»; «Что значит моя фамилия»; «Что значит мое имя» и др.

17

Итоговое занятие

1

Беседа, анкетирование

Рефлексия




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!