Комитет Администрации Заринского района
по образованию и делам молодежи
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Яновская основная общеобразовательная школа»
«Утверждена»
Приказом
от «__» ___________2013 г. №___
Директор школы
_________А.В. Жданов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Что в имени моем?»
7 класс
Учитель Е.Г.Жданова
Рабочая программа
составлена на основе
авторской программы
Н.Ю.Кадашниковой,
7 класс, 17 часов, 0,5 часа в неделю
Яново
2013
Пояснительная записка
Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные имена.
Современная лингвистика уделяет большое внимание их изучению. Ряд работ посвящен истории и современному состоянию русских имен. Однако в школьной программе материала о русских именах явно недостаточно. Между тем интерес к русскому именослову, именам, употребляющимся для именования русских людей, растет.
Личное имя – это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими.
Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делают достоянием гласности благодаря имени. Эти и другие темы, связанные с именованием человека, освещает курс «Что в имени моем», поэтому он актуален.
Данный курс рассчитан на 17 часов и предназначен для учащихся среднего звена (7 класс). Данный курс реализуется в рамках учебного предмета «русский язык», опирается на межпредметные связи: литературу, историю, психологию, физику, изобразительное искусство.
Курс последовательно реализует следующие цели:
- расширить историко-культурный кругозор;
- способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому России;
- способствовать формированию исторической памяти;
- формировать навыки исследовательской работы.
Задачи курса:
- углубление и расширение знаний о собственных личных именах;
- формирование представлений об исконно русских и заимствованных словах;
- формирование орфографической зоркости;
- воспитание бережного и уважительного отношения к прошлому своей семьи, фамилии, рода.
В результате освоения программы учащиеся должны
Знать:
- толкование основных древнерусских имен;
- основные этапы русского и европейского имятворчества;
- грамматический механизм образования отчеств и фамилий;
- основные правила имянаречения;
- основные правила склонения имен собственных;
- историю собственных имени и фамилии.
Уметь:
- отличать имя собственное от нарицательного;
- отличать исконно русские имена от заимствованных;
- устно и письменно изменять личные имена;
- вести исследовательскую деятельность, презентовать результаты своего исследования.
Тематическое планирование
| Тема занятия | Количество часов | Виды деятельности | Элементы содержания |
1 | Что такое имя? | 1 | Лекция с элементами беседы, анкетирование | Цели и задачи курса. Отличие имен собственных от нарицательных. Понятие имен личных. Значение имени в жизни человека. Основные моменты воздействия имени на психику человека. |
2 | Как рождаются имена | 1 | Виртуальное путешествие в прошлое. Лекция с элементами беседы, элементы конспектирования, работа со словарем славянских и древнерусских имен. | Процесс рождения (появления) имен на Руси и в других странах. Сакральное значение имени. |
3 | Так было – и так стало. Этапы появления имен на Руси | 1 | Хронологическая имятворческая лента. Лекция с элементами беседы, мультимедийная презентация, составление плана, тезисов занятия. Поэтические заставки | Основные этапы появления имен на Руси. Исконно русские имена и заимствованные. Причины заимствования.Имятворчество. Влияние революции 1917 года на именование |
4 | Европейское имятворчество | 1 | Индивидуальные сообщения учащихся на основе опережающего задания | Влияние католической церкви на порядок имянаречения. Святые заступники. Имена из Ветхого и Нового завета. Имена-украшения. Протестанские имена. Влияние Великой французской революции на именование |
5 | Величание (отчество) | 1 | Лекция с элементами беседы. Практические упражнения. | Грамматика появления отчества. Сочетаемость отчества с именем. |
6 | Фамилия | 1 | Лекция с элементами беседы. Практические упражнения. | Грамматика появления фамилий. Значение фамилий. Фамильное древо. Правила составления генеалогического древа. |
7-8 | Правила имянаречения | 2 | Творческая мастерская | Составление правил имянаречения в сочетаемости имен и отчеств |
9 | Имя и характер | 1 | Психологическое исследование. Беседа с элементами дискуссии | Влияние времени рождения и имени на характер человека |
10 | Имя и цвет | 1 | Групповая деятельность | Соотношение имени и цветового баланса |
11 | Имя и профессия | 1 | Лекция с элементами беседы, дискуссия | Влияние имени человека на выбор профессии и самореализацию |
12 | Число имени | 1 | Практикум. Индивидуальная деятельность учащихся | Гипотетическая теория о числовой характеристике имени |
13-14 | Грамматика собственных имен | 2 | Практикум | Основные правила склонения имен и фамилий |
15-16 | Откуда есть пошла моя фамилия… | 2 | Занятие-презентация. Индивидуальная деятельность учащихся | Презентация исследований учащихся. Темы проектов: «Фамильное родословное древо»; «Что значит моя фамилия»; «Что значит мое имя» и др. |
17 | Итоговое занятие | 1 | Беседа, анкетирование | Рефлексия |