Место работы

МБОУ "СОШ № 18 с УИОП", г. Сергиев Посад

Обо мне

Моя педагогическая философия

 

                                                                                                Mens quique deus

                                                                                                    Богом каждого является

                                                                                                  его собственный разум

 

            М о я  педагогическая философия… Величайшие мыслители и педагоги на протяжении сотен лет высказывали свои мысли о педагогике. Что-то из этого наследия отжило, а что-то осталось ярким и живым, и мы выбираем то, что для нас более ценно, пытаемся примерить это к сегодняшним условиям, видоизменяем, приспосабливаем, переплавляем в себе, учитывая собственные взлеты и падения, добавляем пусть небольшой, но свой, выстраданный, штрих – и это-то в целом и можно назвать  с в о е й  педагогической философией.

            Моя  п е д а г о г и ч е с к а я  философия… Педагог – прежде всего воспитатель, и школа – прежде всего воспитательное учреждение… Воспитательное, а не просто учебное. И знания не должны сыпаться на ученика бесконтрольным потоком. Знания сами по себе очень быстро устаревают – за 5 лет устаревает около 60% знаний. Следовательно, мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Учащийся должен выходить из школы, будучи готовым освоить любую профессию, которую может предложить ему жизнь. И здесь выход один – выпускник школы должен обладать научным и логическим мышлением.

            Серьезнейшее внимание в общеобразовательной школе должно быть уделено преподаванию логики, развитию логического мышления. Не владея им, человек не способен к самоусовершенствованию, духовному росту.  Нужно развивать самостоятельность взглядов, учить умению спорить, отстаивать свои убеждения в любых сложных ситуациях. И здесь главное, чтобы сам учитель осознал важность перехода от знаний – к компетенции, от послушания – к инициативе.

            Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации. Но обилие информации не приводит к системности знаний. Детей надо учить правильно усваивать информацию, а для этого нужно научить их ранжировать, выделять главное, находить связи, структурировать. То есть речь идет о формировании информативной компетенции. Сюда же добавим формирование коммуникативной социокультурной компетенции с точки зрения изучения иностранного языка. Иными словами, научить общаться на иностранном языке так, чтобы не обидеть собеседника, не задеть его чувства и традиции его народа.

            Язык – сильнейшее выражение культуры. Уважение к своей культуре обязательно для каждого грамотного человека, но так же обязательно уважение и к культуре других народов. Любая

недоброжелательность воздвигает стену непонимания. Благожелательность, напротив, открывает пути правильного познания.

Взаимоуважение  и терпимость – качества, обязательные для цивилизованного человека.

            Научить общаться… Мы живем на переломном этапе цивилизации. Наука, экономика, промышленность развиваются бешеными темпами. Но при этом люди разучились общаться. Они перестали выслушивать друг друга. Говорят торопливо, спешат высказаться, но не спешат выслушивать. И весьма уместно здесь вспомнить слова академика

Д. С. Лихачева о том, что «…самый крупный экономический успех будет зависеть от успехов нравственных, от развития культуры, от общественной помощи старикам и больным, от восстановления в обществе такой категории, как честь». Действительно, от того, какие нравственные законы будут царить в обществе, будет зависеть вся наша жизнь.

            Культура – многоуровневое явление, многослойный феномен, и учитель – живой представитель одного из слоев культуры. Он несет в себе индивидуальное представление о культуре и строит урок в соответствии со своим представлением о достойном. Поэтому у одного учителя на уроке все дети чисты и прибраны, у другого – чумазы и нечесаны, у одного учителя – красивый ряд ученических столов, у другого  ножки стульев торчат над столами как гимн неряшеству и беспорядку. На одном уроке четкая литературная речь, на другом – бормотание и нечленораздельность речи. В одних классных кабинетах – шум, ор, окрики и приказы, в других – мягкие голоса, ласковые  обращения , улыбки и веселый детский смех…

            Именно в школе ребенок учится работать, анализировать явления, он вступает во взаимоотношения с коллективом, он утверждает свое «я», обретая самооценку; он с разных сторон изучает этот прекрасный и сложный мир, прикасаясь к науке, искусству, морали. Педагог вводит школьника в этот мир и раскрывает ребенку современное видение жизни.

            Бесспорно, решающим в становлении личности ребенка является семья и семейное воспитание. Бесспорно и то, что разложение общества, его криминализация, коммерциализация не проходят по касательной к детству. Но у школы есть огромное преимущество: она есть разумно организованное научно-педагогическое учреждение, в ней работают профессионально подготовленные взрослые. И значит, школа обладает более эффективными методами представить, развернуть перед ребенком ЖИЗНЬ как таковую и закономерность ее, ОБРАЗ ЖИЗНИ, достойный человека, и, развивая способность ребенка быть homo sapiens, homo moralis, homo faber , предложить ему СВОБОДНЫЙ ВЫБОР в построении своей собственной жизни и собственного поведения.

            Что же еще?.. Пожалуй, еще – памятка, которую постоянно держу в поле зрения:

 

  1. Не навреди здоровью ребенка.
  2. Научись видеть душу в глазах ребенка.
  3. Никогда не высмеивай его, не злись и не кричи.
  4. Будь терпелив, требователен и снисходителен.
  5. Будь всегда в хорошем настроении.
  6. Постоянно повышай самооценку учеников, будь всегда правдив.
  7. Добивайся доверия, береги его.
  8. Умей беречь здоровье учащихся и свое собственное. Твое здоровье – добрый пример школьникам.
  9. Будь умерен в похвалах и откажись от наказаний.
  10. Не жди прямых актов благодарности – тогда не будет разочарований.
      11. Дети в классе – твое отражение: старайся постоянно работать над собой

Моё образование

Педагогический институт, г. Фрунзе

Рейтинг

Баллов: рейтинг512.2 Место: место28735 (Подробнее)