СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1. Опыт внедрения социо-игровой технологии с дошкольниками. Задачи, этапы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение новой технологии всегда ответственный момент, поэтому разработан план поэтапного введения с учетом возрастных особенностей дошкольного возраста. Блоки очередности, введения игр, упражнений, бесед определялись принципами постепенности и последовательности принятия ребенком норм бесконфликтного общения.

Как педагог-психолог я использую элементы социо-игровой технологии на развивающих занятиях, начиная со средней группы, а также на занятиях по дополнительной общеразвивающей программе по обучению чтению в старшем возрасте. Работа педагога-психолога по внедрению этой технологии особенно эффективна, когда идет в тандеме с воспитателем, который использует приемы социо-игровой технологии в организации повседневной жизни детей в группе, проводя работу в малых группах не только на занятиях, но и на прогулке, в режимных моментах, на зарядке, и особенно в работе детей в центрах активности.

Общение детей в рамках данной технологии организуется в три этапа:

1. Этап.

учим детей правилам общения, культуре общения, (дети учатся доброжелательности, развитие эмоциональной сферы, развитие собственной речи); 2. Этап

общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу; 3. Этап

общение – это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.

1. Этап.

На самом первом этапе необходимо научить детей правилам общения, культуре общения, развивать эмоциональный интеллект, развивать собственную связную речь ребенка.

Задачи:

1. Развитие эмоциональной сферы - понимать эмоциональное состояние окружающих, формирования опыта совместных переживаний.

2. Развитие коммуникативных навыков - формирование опыта общения со сверстниками, видеть, слушать и слышать сверстника, просить и оказывать помощь.

3. Создание особого микроклимата доброжелательного внимания друг к другу, взаимного уважения, активного интереса ко всему происходящему.

Используются игры со всей группой по развитию эмоциональной сферы, например, «Клеевой дождик», «Мостик дружбы», «Подари звезду», «Паровозик». Игры и упражнения проводим сначала группой. Кроме игр, упражнений, нужно использовать проблемные ситуации, беседы, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других детей, умения связно выражать собственные мысли.

2. Этап

На втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу; (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развитие диалоговой речи)

Задачи:

- формировать личностные качества ребенка (умение работать в микрогруппах, ощущать себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности);

Последовательность

- Работа идет сначала в парах, потом тройках. Объединение в группы сначала используем самые простые – по наглядному материалу, мелким раздаточным предметам одинаковые картинки, фигуры, цвета, потом по разрезным изображениям. Выбор способа объединения детей в группы зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом; от уровня сформированности произвольности поведения; содержания занятия; количества детей и малых групп. вся работа (перспективный план, игры) по всем этапам подробно расписана в Приложении №2

3. Этап

На третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников. Социоигровое направление основывается на использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и общего дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно. Использование социогровых приемов на занятиях пробуждает интерес детей друг к другу. Игровые обязательства, добровольно принятые ими, обеспечивают повышение внимательности и работоспособности. Разумеется, педагог будет искать на своих занятиях время и место для использования игровых заданий, рассеивающих детские страхи, скандальные споры, враждебную настороженность и нежелание некоторых ребят работать.

Любую ребячью заботу - обсудить, прочитать, сосчитать, определить, обнаружить и т.д. - лучше осуществлять в атмосфере взаимного понимания, договоренности о «правах» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих.

Задачи: те же что и во 2 этапе, расширяем их, усложняем, совершенствуем умения работать в микрогруппах. Вводим представление малой группой результатов своей деятельности, оценку результатов другой группы, «гостевой обмен». Усложняем задания: вводим условия, которые необходимо соблюсти, например, при постройке дома, последовательное выполнение участниками задания. В Приложении № 3 (интерактивные игры, конспекты, необходимый раздаточный материал).

Опыт работы.

Освоение детьми более сложной совместно-последовательной модели сотрудничества предполагает не только принятие общей цели, но и последовательное выполнение действий участниками: результат действия одного участника становится предметом деятельности другого («производственный конвейер»).

Работа в малых группах позволяет развивать навыки делового общения. Только здесь ребята научаться слушать сверстника, договариваться, Представление результатов совместной деятельности малой группы, представляло особую трудность, т.к. дети не умели выслушивать друг друга, при рассказах других групп отвлекались, шумели.

Социо-игровые приемы органично встраиваются в любую часть занятия. Например, при организации начала занятия, «завязки» сюжета очень подходят такие игровые приемы как, «Сыщики», «Видимо-невидимо».

Для настроя детей на совместную деятельность использую традиционные социо-игры для рабочего настроя: «Волшебная палочка», «Слова на одну букву», «Буква по воздуху», «Эхо», «Бывает –не бывает», помогающие сконцентрировать внимание, потренировать память.

А для организации подвижного отдыха, творческой активности хорошо подойдут игры разминки-разрядки и творческие игры. Особенно нравятся детям игры «Стоп 1, стоп 2, стоп 3», «Мяу, кар, ква», «Мостик дружбы», «Мой сосед справа». Они позволяют не только подвигаться, отдохнуть, развить быстроту, ловкость, но и закрепить ориентировку в пространстве и на теле, логическое мышление, знание букв и цифр и даже чтение, пример игра «Стражники», «Скороходы»

В основную часть занятия включаются игры для приобщения к делу и творческие, которые проходят в малых группах, где и происходит развитие навыков делового общения. Здесь используются авторские игры, представленные в картотеке «Обучаемся в игре».

27.02.2023 08:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!