СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Косвенная речь в составе сложноподчиненных предложений.

Косвенная речь – это чужая речь, переданная не дословно, а в измененном виде

Алгоритм.

Что нужно сделать, чтобы перевести прямую речь в косвенную?

1) Убрать кавычки;

2) убрать обращение;

3) сделать предложение сложным;

4) поставить запятую в предложении, отделив ею слова автора от чужой речи;

5) поставить перед чужой речью союз (чтобы);

6) изменить лицо глагола;

7) вставить необходимое местоимение;

8) сделать предложение повествовательным.

КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Чужое высказывание, переданное не точно, а пересказанное

ОСОБЕННОСТИ

=

сложноподчинённое предложение (СПП)

1-я часть СПП – слова автора

(как в прямой речи)

2-я часть – придаточная часть (косвенная речь)

между 1-й и 2-й частью

союзы что, чтобы, будто

местоимения и наречия кто, что, как, какой, где, когда, почему и др.

частица ли

Слова автора предшествуют косвенной речи и отделяются от неё запятой

Учитель сказал нам, что быстрое чтение – очень важный фактор.

После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится

Учитель спросил, умею ли я быстро читать.

Задание: Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.

1) «Это, конечно, очень грустно»,- ответил Корнев.

2) «Валя, кто этот человек?»- спросил я дежурную.

3) «Маша, хочешь пойти в кино?» - спросила меня подруга.

4) «Остановитесь, пожалуйста»,- опять попросил я таксиста.

5) Ваня подошел ко мне на переменке и тихо сказал: «Вы, Вера Матвеевна, не задавали нам то, о чем спрашивали».

Тест

1. Укажите неверное утверждение.

  1. Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемая от его имени.
  2. Диалог обычно оформляется без использования кавычек.
  3. Стихотворный текст цитируется только с использованием кавычек.
  4. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от неё запятой.

2. Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

  1. Что с вами приключилось, малыши?
  2. Стой, братцы, стой, кричит Мартышка.
  3. В. Г. Белинский писал о том, что стих Пушкина благороден, изящно прост.
  4. Учитель спросил ребят, кто из них дежурит.

3. Укажите предложение с косвенной речью.

  1. Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.
  2. «Скоро мост, - предупредил он, - а там и деревня».
  3. Дежурный сообщил об отсутствующих.
  4. По словам Ф. М. Достоевского, любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.

4. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

  1. Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.
  2. Врач спросил, какая у меня температура.
  3. Городничий сообщает чиновникам, что он пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.
  4. Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».

5. Укажите верное оформление предложений с прямой речью.

  1. «Ну и дождь!» - воскликнул агроном.
  2. «Погоди, капитан», - сказал Дерсу.
  3. «Отпусти меня погулять». - Просил Саша.
  4. «Что делать, - спросил Сергей? - Идти дальше?»
13.04.2022 06:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!