СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

20 лет счастья и 28 лет скорби в жизни художника Василия Сурикова. ---------------------------------------------------

Нажмите, чтобы узнать подробности

20 лет счастья и 28 лет скорби в жизни художника Василия Сурикова. ------------------    Художник Василий Иванович Суриков родом из Красноярска; его предки были из донских казаков, покорявших Сибирь с Ермаком, после гибели которого они прошли вверх по Енисею и основали Красноярские остроги. Родился художник в 1848 году в семье канцелярского служащего, который и был выходцем из старинного енисейского казачьего рода. И нужно ли говорить о том, что характер будущего живописца, сформировавшийся в суровой среде сибирского края, был таким же сильным и непоколебимым. Годами позже эта мощь воплотились в героических образах его картин. * * *    Маленький Василий рано увлёкся творчеством, и ему частенько доставалось от матери за разрисованную мебель. Первые уроки живописи были получены им в уездном училище. Позже талантливого юношу приметил губернатор и решил отправить на учёбу в Академию художеств в саму столицу.    Однако 20-летний Василий Суриков, приехавший из Красноярска в Петербург для поступления в Академию, с треском провалил экзамены. Один из членов приёмной комиссии, увидев работы Сурикова, сказал: "Да вам за такие рисунки даже ходить мимо Академии запретить надо!". "Мимо Академии" Василий ходил недолго — всего один год, а потом успешно сдал вступительные экзамены и стал одним из лучших студентов. В 1875 году, уже после получения аттестата, совет Академии художеств присудил Сурикову звание художника первого класса; позже за творческие работы он был награждён золотой медалью и орденом Святой Анны III степени.    Однажды, когда в очередной раз Василий зашёл в католический костёл, чтобы послушать звучание органа, он встретил свою первую и единственную в жизни любовь — Елизавету Шаре. Девушка была из французско-русской семьи. Её отец, Огюст Шаре, в молодые годы, влюбившись в русскую девушку Марию Свистунову, переехал из Парижа в Россию, принял православие и женился. В их браке родилось пятеро детей: сын и четыре дочери, которых воспитывали на французский манер.    Поэтому Лиля (так называли юную барышню родные) по-русски изъяснялась с небольшим акцентом. Она, также как и Василий, интересовалась музыкой и живописью. Девушке тогда было девятнадцать лет, а Сурикову — двадцать девять. И невзирая на то, что молодой художник был старше на десять лет, во время их встреч он краснел и смущался, как юнец.    Окончив учёбу в Академии художеств, начинающий живописец получил заказ на четыре картины для храма Христа Спасителя. Некоторое время, подготавливая эскизы, Суриков работал в Петербурге, а потом вынужден был уехать в Москву. Влюблённым предстояло длительное расставание. Однако по выходным Василий мчался на крыльях любви в Петербург и, побыв несколько часов с любимой, возвращался назад.    Мучительно протекали дни в разлуке, и художнику многолюдная Москва казалась пустынной без любимой девушки. Поэтому, закончив работу в храме и получив гонорар, Василий решил незамедлительно жениться. Он сделал предложение, и они с Лилей повенчались. Свою мать живописец решил не оповещать о женитьбе, так как наверняка знал, что утончённая невестка-француженка придётся не по нраву суровой сибирской казачке.    Елизавета Августовна была добродушной, приятной в общении, весьма красивой женщиной. Как и муж, она сторонилась светских сборищ, неловко чувствуя себя в большом обществе. "Все о ней говорили как об ангеле", — вспоминала позже дочь Ольга.    Молодожёны после венчания обосновались в Москве и зажили хоть и бедно, но счастливо. Суриков пошёл на вольные хлеба, он больше никогда не писал на заказ, а лишь только то, что велело его сердце. Молодая жена жила интересами супруга, избавив его от всех бытовых хлопот и буквально из ничего создавая домашний уют. А Василий безмерно радовался тому, что его Лиля из изнеженной барышни превращалась в настоящую хозяйку дома, научилась вести хозяйство и готовить. Вскоре у четы Суриковых родились две дочери, и молодая мама научилась, ко всему прочему, шить своим дочерям красивые платьица.    Жизнь художника омрачало только одно обстоятельство — врождённый порок сердца жены, у которой рано развился ревматизм, и ей очень тяжело приходилось переносить даже обычную простуду. Да и сам Василий едва не умер от воспаления лёгких в первый же год после женитьбы. Лишь благодаря заботе жены, не отходящей от него ни на шаг круглые сутки, он пошёл на поправку. Врачи уже потеряли всю надежду на его выздоровление, и лишь разводили руками. Суриков знал, что выжил он только благодаря своей любимой Лиле.    Едва оправившись, художник взялся за работу. Многие женские образы он писал с жены, называя её "идеальной моделью". Создал он и несколько её портретов. Но всё же основным творением можно считать полотно "Меншиков в Берёзове", где он изобразил свою жену в образе старшей дочери Меншикова, которая, по сюжету, была больна и умирала от оспы. В то время и у самой Елизаветы Августовны был тяжелейший приступ, и художник, глядя на измождённую жену, увидел в ней дочь Меншикова. Его вдруг пронзило предчувствие: Лиля смертельно больна. Но в тот момент эта мысль показалась ему такой страшной, что Суриков напрочь отогнал её от себя. Это было за пять лет до смерти Елизаветы Августовны.    Вскоре полотно было закончено, и на вырученные за него деньги живописец вместе с женой и дочками уехал за границу. Они давно мечтали вместе посмотреть Европу и надеялись, что средиземноморский воздух поможет поправить здоровье Елизаветы Августовны. Лиля действительно после поездки немного окрепла.    Тогда Суриковы решили посетить Красноярск. Василий очень скучал по родной Сибири, да и хотел, чтобы мать всё же познакомилась с невесткой и внучками. Однако переезд на лошадях через всю страну длился полтора месяца только в одну сторону. И несмотря на то, что они путешествовали летом, суровый сибирский климат отразился на здоровье Елизаветы Августовны самым неблагоприятным образом.    В родительском доме произошло то, чего так боялся художник: Прасковья Фёдоровна с первого дня невзлюбила невестку. Но Лиля, боясь огорчить любимого, не жаловалась ему на нарекания свекрови. Напряжённая атмосфера в доме также усугубила её состояние, и она тяжело заболела после возвращения в Москву. Теперь уже художник не отходил от постели жены, которую лечили лучшие врачи. Но каждый день приближал её к концу, ей становилось всё хуже. Смерть жены стала для Сурикова страшным потрясением. Ей было всего 30 лет. Впоследствии он сильно винил себя за необдуманный шаг, когда решил свозить свою семью в Сибирь.    Для Василия Ивановича это было самым тяжёлым ударом в его жизни. Он много времени проводил на могиле жены на Ваганьковском кладбище, постоянно ходил в церковь, заказывал сорокоусты и панихиды. Друзья начали всерьёз опасаться за его рассудок. Как-то в порыве ярости художник переломал в доме всю мебель и сжёг свои рисунки, проклиная себя за то, что не сумел остановить болезнь Лили. Что не услышал "звоночка", который прозвенел ещё тогда, когда жена позировала для "Меншикова в Берёзове".    Овдовев в сорок лет, художник больше никогда не женился. Всю свою нерастраченную любовь отдал дочерям, которым полностью заменил мать. Никакой другой женщине он не мог доверить воспитание их с Лилей дочерей. Когда не стало мамы, девочкам было девять и семь лет.    Два года Суриков не брал кисти в руки. Целыми днями простаивал в церкви перед образами, а вечерами запоями читал Библию. Ему нужно было работать, чтобы кормить детей, а сил ни творческих, ни физических не было. Первой картиной, которую он написал после смерти жены было полотно "Исцеление слепорождённого Иисусом Христом". В образе слепого Суриков изобразил себя.    В то тяжкое для художника время ему помог брат, приехавший в Москву из Красноярска. Именно Александр Иванович подал идею Василию — уехать в Сибирь, где мало что напоминало бы о жене. И Суриков с дочерьми вернулся на малую родину. Все исследователи его творчества сходятся во мнении, что Сибирь исцелила душу художника, он смог пережить своё горе и снова начать творить. По совету брата, Суриков начал работать над новой темой — героической, где воспел удаль и героизм русского народа. Картины того периода: "Взятие снежного городка", "Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы".    Душевная боль Сурикова и тоска по любимой жене с годами утихли, но осталась тихая печаль. С ней художник прожил 28 лет. Он много писал, забываясь в работе, и создал немало женских портретов. И в каждом из них кисть художника непроизвольно выводила незабываемые черты Лили.    И, наверное, излишне говорить о том что художник завещал похоронить себя рядом с женой. На Ваганьковском кладбище он нашёл своё последнее пристанище.

И. Репин. "Портрет художника В. И. Сурикова". 1875 г.

В. Суриков. "Портрет Елизаветы Августовны Суриковой". 1888 г.

Категория: Всем учителям
23.09.2019 09:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!