© 2017 5773
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сжатое изложение «Барыня и Муму»*
Предварительные упражнения
1. Проговорить по слогам, записать и запомнить правописание слов: удовольствие, палисадник, собака, который, когда, восклицание, начальник, пробормотать, порхнуть, выколачивать, барабан, хозяин, досада, паркет, великолепный, озираться, мгновение (мгновенное), извиняться, кабинет, одеколон.
2. Выписать из отрывка:
а) слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением (сердиться, продолжаться, заменяться, заметаться, вывернуться, растолковать, задрожать, удивиться и др.), указать проверочные слова;
б) слова с проверяемыми согласными а корне (детский, робкий и др.), указать проверочные слова;
в) слова с непроизносимыми согласными (сочувствие, чувствовать, счастливо, подвластный и др.), указать проверочные слова;
г) слова с приставками пре- и при- (прекрасный, премиленький, прервать, прижаться, привести, притащить и др.);
д) глаголы с не (не чувствовали, не сияло, не знает, не видала, не бойся, не трогалась и др.).
3. Объяснить постановку знаков препинания в предложении: До самого вечера барыня была не в духе, ни с кем не разговаривала, не играла в карты и ночь дурно провела. Составить и записать несколько предложении с однородными членами.
4. Подобрать синонимы к слову велеть (приказать, потребовать).
5. Составить план данного отрывка.
Примерный план:
1. Утро барыни.
2. «Какая хорошая собачка!»
3. Муму в гостиной.
4. Барыня не в духе.
Учитель разъясняет, что обозначают слова и выражения: своенравная, изумиться, умильный голос, озираться, пустилась во все лопатки, не в духе, не без некоторого внутреннего трепетания. Составить с ними предложения.
Работа на уроке
1. Назвать основные факты к каждому пункту плана.
2. Кратко изложить содержание этой главы (устно). Примерный краткий пересказ:
Прошёл год, как Муму жила у Герасима.
Летом в доме барыни произошло неожиданное событие. Однажды барыня была в хорошем настроении. Гуляя по гостиной, она подошла к окну. В палисаднике под кустом розы лежала Муму. Собачка барыне очень понравилась, и госпожа велела её принести.
Муму принесли в гостиную и поставили на паркет, дали ей молока, но она даже не понюхала его, всё дрожала и озиралась по сторонам.
Барыня подошла к Муму и хотела её погладить. Но собачка судорожно оскалила зубы и повернула голову. Барыня быстро отдёрнула руку и отошла от собаки. Внезапное движение Муму испугало её. Приказав выбросить Муму за дверь, она пошла в свой кабинет. Весь день барыня была не в духе и ночь провела дурно.
Утром барыня позвала Гаврилу и приказала удалить Муму со двора.
3. Выписать на доске слова и выражения: не очень-то, как-то, какую-то, у кого-нибудь, требовать, царствовать, из-за, из-под, собачонка, Волчок, гривенник, тщательно, отчаянно, лаять, вслед, тотчас, отроду, по-прежнему.
* Текст для изложения учитель может взять из рассказа И. С. Тургенева «Муму» (от слов «Так прошел ещё год…» до слов «Гаврила вышел»).
Источник: Ивченков П. Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка: 4–8 кл.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1987. – С. 46–47.
*
Карта сайта
И. С. Тургенев. «Муму»
Развитие речи. Готовимся, пишем, анализируем…
© 2017 5773