СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Сжатое изложение «Барыня и Муму»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сжатое изложение «Барыня и Муму»*

Предварительные упражнения

1. Проговорить по слогам, записать и запомнить правописание слов: удоволь­ствие, палисадник, собака, который, когда, восклицание, начальник, пробормотать, порхнуть, выколачивать, барабан, хозяин, досада, паркет, великолепный, ози­раться, мгновение (мгновенное), извиняться, кабинет, одеколон.

2. Выписать из отрывка:

а) слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением (сердиться, продолжаться, заменяться, заметаться, вывернуться, растолковать, задрожать, удивиться и др.), указать проверочные слова;

б) слова с проверяемыми согласными а корне (детский, робкий и др.), указать проверочные слова;

в) слова с непроизносимыми согласными (сочувствие, чувствовать, счастливо, подвластный и др.), указать проверочные слова;

г) слова с приставками пре- и при- (прекрасный, премиленький, прервать, прижаться, привести, притащить и др.);

д) глаголы с не (не чувствовали, не сияло, не знает, не видала, не бойся, не трогалась и др.).

3. Объяснить постановку знаков препинания в предложении: До самого вечера барыня была не в духе, ни с кем не разговаривала, не играла в карты и ночь дурно провела. Составить и записать несколько предложении с однородными членами.

4. Подобрать синонимы к слову велеть (приказать, потребовать).

5. Составить план данного отрывка.

Примерный план:

1. Утро барыни.

2. «Какая хорошая собачка!»

3. Муму в гостиной.

4. Барыня не в духе.

Учитель разъясняет, что обозначают слова и выражения: своенравная, изумить­ся, умильный голос, озираться, пустилась во все лопатки, не в духе, не без не­которого внутреннего трепетания. Составить с ними предложения.

Работа на уроке

1. Назвать основные факты к каждому пункту плана.

2. Кратко изложить содержание этой главы (устно). Примерный краткий пересказ:

Прошёл год, как Муму жила у Герасима.

Летом в доме барыни произошло неожиданное событие. Однажды барыня была в хорошем настроении. Гуляя по гостиной, она подошла к окну. В палисаднике под кустом розы лежала Муму. Собачка барыне очень понравилась, и госпожа велела её принести.

Муму принесли в гостиную и поставили на паркет, дали ей молока, но она даже не понюхала его, всё дрожала и озиралась по сторонам.

Барыня подошла к Муму и хотела её погладить. Но собачка судорожно оскалила зубы и повернула голову. Барыня быстро отдёрнула руку и отошла от собаки. Внезапное движение Муму испугало её. Приказав выбросить Муму за дверь, она по­шла в свой кабинет. Весь день барыня была не в духе и ночь провела дурно.

Утром барыня позвала Гаврилу и приказала удалить Муму со двора.

3. Выписать на доске слова и выражения: не очень-то, как-то, какую-то, у кого-нибудь, требовать, царствовать, из-за, из-под, собачонка, Волчок, гривенник, тщательно, отчаянно, лаять, вслед, тотчас, отроду, по-прежнему.

* Текст для изложения учитель может взять из рассказа И. С. Тургенева «Муму» (от слов «Так прошел ещё год…» до слов «Гаврила вышел»).

Источник: Ивченков П. Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка: 4–8 кл.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Про­свещение, 1987. – С. 46–47.

*

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

И. С. Тургенев. «Муму»

https://multiurok.ru/blog/turgenev-i-s-mumu.html

Развитие речи. Готовимся, пишем, анализируем…

https://multiurok.ru/blog/razvitiie-riechi-gotovimsia-pishiem-analiziruiem.html

Категория: Русский язык
26.11.2017 15:11


© 2017 5773

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!