СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

7 класс Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Песни на стихи русских поэтов XX века.

Д/з. Прочитать материал, стр. учебника 231-236, ответить на вопросы. Ответы прислать на почту не позднее 21.04.2022

Как известно, многие композиторы создавали музыку на слова произведений поэтов. Кроме того, существует явление так называемой «авторской песни», название это условно и подразумевает творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. И стихотворение, и песня – произведения преимущественно небольшого объема, лирического характера, выражающие те или иные душевные переживания. В стихотворениях, положенных на музыку, органично сочетаются лучшие песенные качества – музыкальность стиха, мягкая лиричность интонаций и простота сюжета, близкого и понятного многим.

В последнее время часто звучат песни и романсы на стихи А. Вертинского, Б. Пастернака, М. Цветаевой, А. Ахматовой, Н. Заболоцкого, И. Гофф, Б. Окуджавы. Многие песни и романсы на слова этих поэтов мы услышали в фильмах С. Ростоцкого и Э. Рязанова, например: «Доживем до понедельника» («В этой роще березовой…» Н. Заболоцкого), «Белое солнце пустыни» («Ваше благородие, госпожа разлука…» Б. Окуджавы), «Неуловимые мстители» («Русское поле» Инны Гофф) и др.

Многоцветен мир песен и романсов, вобравших в себя чуть ли не все аспекты человеческой жизни, многие варианты характеров, ситуаций, взаимоотношений. И встает за этим многообразием образ Родины, образ России.

Инна Анатольевна Гофф – русская писательница и поэтесса, соавтор популярной песни «Русское поле» и многих других. Родилась в семье врача-фтизиатра и преподавательницы французского языка. Летом 1941 из осажденного Харькова семья эвакуируется в Сибирь – в г. Томск. После войны поступила в Литературный институт имени М. Горького. Первый успех пришел к ней в 1950 г. На I Всесоюзном конкурсе на лучшую книгу для детей Инна Гофф получила первую премию за повесть «Я – тайга».

Писательница мастерски владела жанрами романа, рассказа и повести. Череда образов, живых человеческих характеров проходит в произведениях писательницы. Инна Гофф писала о нелегком, но прекрасном мире, в котором живут ее герои. Чувство юмора, необычность, непосредственность взгляда, неподдельный интерес проявляются в каждом ее произведении.

Неожиданно сменив в молодости свой поэтический путь на прозу, Гофф все же не перестала писать стихи. Долгое время свои стихотворения она писала «для себя». Лишь благодаря М. Н. Бернесу, композиторам Я. А. Френкелю и Э. С. Колмановскому, появились замечательные песни на стихи И. Гофф «Август», «Когда разлюбишь ты», «Я улыбаюсь тебе», «Русское поле».

И. Гофф «Русское поле».

– Какая картина природы предстает перед нами в этом произведении?

– Какие средства художественной выразительности использует поэтесса?

Булат Окуджава является одним из основоположников авторской песни. Биографически он принадлежит к фронтовому поколению – он ушел на фронт 18-летним, и в памяти его, как и в творчестве, война запечатлелась накрепко. Значительное место в творчестве поэта занимает тема Арбата – арбатский «двор с человеческой душой» укрепляет человека, согревает его сердце. Здесь мир дворового соседства, братства отношения душевной открытости и сердечной отзывчивости. Это мир мечты, юности, мир ностальгических чувств.

Герои песен более поздних лет сохранили и романтизм, и подчеркнутую старомодность, и сердечную чуткость, душевность – все то, что помогает не терять надежды, избежать одиночества, верить в любовь, пересилить беду и «не пропасть поодиночке». Особенность поэзии Окуджавы в том, что она глубоко лирическая по своей природе. Она обращена не к одному человеку, а ко всем сразу. Поэт чаще всего в своих стихах говорит «мы». «Мы» – это самовыражение человека, ощущающего духовную и душевную общность с другими, это то человеческое единение, та людская сплоченность, в которых проступают лучшие качества людей, осуществляются лучшие надежды человека.

Б. Окуджава «По Смоленской дороге».

– О чем идет речь в этом стихотворении? Какова его тема?

– Какова общая интонация произведения?

– Какие средства художественной выразительности использует автор?

Александр Николаевич Вертинский – талантливый исполнитель эстрадной лирики. Он вдохновенно пел романсы на слова А. Ахматовой, И. Анненского и других поэтов, исполнял и свои стихи, положенные им на музыку собственного сочинения («Я сегодня смеюсь над собой», «За кулисами», «Дым без огня» и др.).

Тексты многих песен Вертинского были автобиографичными, он не боялся открыть людям то, что больше всего их тревожит и о чем, как правило, молчат. Он не отступал от своего кредо: нет ничего важнее человеческой души, внутреннего мира человека, его чувств, переживаний, страданий, отношений, из чего складывается жизнь. Успеху Вертинского способствовали его великолепные артистические данные и уникальная исполнительская манера: с первых минут общения с аудиторией артист понимал, с какими людьми ему предстоит иметь дело. Оттеняя тонкими нюансами исполнение своих песенок, он мог придать им иной смысл, рассмотреть их под другим углом зрения, сделать более близкими и понятными именно этой аудитории.

За последние годы жизни Вертинский написал всего чуть более двадцати стихов: «Доченьки», «Салют», «Пред ликом Родины», «Птицы певчие», «Отчизна», «Жене Лиле», «Детский городок».

А. Вертинский «Доченьки».

– Какие образы наполняют это произведение?

– Какие художественные приемы оживляют поэтическую картину?

– Как вы думаете, почему в произведении, посвященном дочерям, возникает образ Родины?

Песни о высоких чувствах, «теснящих грудь», о горестных раздумьях и добрых предчувствиях – наше духовное богатство. Это неоценимое песенное богатство – защита от бездуховности, от очерствелости, озлобления, эгоизма, всепроникающего практицизма. Защита от одиночества, распространенной беды нашего времени, от безысходности, настигающей порой слабого, уставшего от политики, шума, телевизионных шоу, разговоров о бизнесе…

Потребность в музыке, лирической песне, романсе сейчас не иссякла, и, вопреки бытующему мнению, духовная жажда у молодых ничуть не меньше, чем у старшего поколения.

19.04.2022 06:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!