© 2017 336
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Задание учащимся. Прочитайте текст и запомните его содержание. Объясните специальные слова и выражения, относящиеся к сфере музыки. Приведите конкретные примеры по содержанию текста (например, какие народные песни обработаны М. А. Балакиревым). Перечислите композиторов «Могучей кучки». Изложите текст, несколько расширив его за счёт введения сведений, приобретённых вами в процессе выполнения задания.
Средства обучения: энциклопедические словари, справочники по музыке и музыкальным терминам, толковые словари.
Балакирев был первым из русских музыкантов, предпринявшим специальную поездку для записи песен за пределы города, на Волгу. Многие из привезённых им песен ещё не были до того известны в городе. К тому же он создал новый тип обработок, не опирающихся на практику городского бытового музицирования, а воспроизводящих своеобразными художественными средствами особенности народно-песенного искусства. В этих обработках, как и в собственных сочинениях на народные темы, он смело сочетал ясную диатонику крестьянской песни с колористическим богатством современной романтической гармонии, находил необычные инструментальные краски, новые интересные приёмы развития, которые подчёркивали своеобразие русской песни и воссоздавали характерные картины народной жизни, природы.
Он продолжал, таким образом, путь, начатый Глинкой в «Руслане и Людмиле» и «Камаринской». Так закладывалась основа того глубокого самобытного национального музыкального стиля, по которому мы безошибочно узнаём творения композиторов «Могучей кучки».
128 слов
Русская музыкальная литература
Подготовка учащихся
До изложения: прослушивание музыки М. А. Балакирева – «Увертюры на темы трёх русских песен» или народных песен в обработке Балакирева, симфонического произведения М. И. Глинки «Камаринская».
Перед изложением: проследить, чтобы учащиеся выписали достаточное для уяснения содержания текста количество слов и выражений. Минимум: обработка, бытовое музицирование, диатоника, колористическое богатство, гармония, романтическая гармония, инструментальные краски, «Могучая кучка».
Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – С. 96.
© 2017 336