СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс. Изложение-описание по прослушанному тексту с сохранением его микротем. (Владимир Иванович Даль на ярмарке)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание учащимся. Изложите основное содержание текста, сохранив все его микротемы и особенности построения.

Средства обучения: словарь В. И. Даля.

Идёт по ярмарке нижегородский чиновник Владимир Ива­нович Даль, приходит он сюда, на ярмарку, не продавать, не покупать, разве что опустит в карман кубик чёрного китайского чаю, приглядит шейный платочек кисейный да серебряное колечко с бирюзой – потешить дочек или задержится возле коробейни­ка*– офени* – и со знанием дела отберёт для себя лист-другой лубочных картинок*.

На семистах тысячах квадратных саженей – в смешении людей и говоров, в бесконечных разговорах, спорах, возгласах, крике, кличе, в прибаутках, присказках, байках, в непрерывной круго­верти вещей, одежд, красок – в буйном кипении жизни – на этих семистах тысячах квадратных саженей лежит перед Далем как бы оживший вдруг его словарь. Нужно только расчленить шум толпы, слитный гомон торговых рядов, разъединить на слова симбирские, владимирские, костромские, ухватить новые имена давно известных предметов – и оттого сам предмет нежданно увидеть по-новому. «На рынке пословицы не купишь» – такая пословица, но надо услышать, запомнить к слову сказанную по­словицу: «Пословица недаром молвится». Надо потолкаться в трактире, где заключают сделки, послушать, как торгуются купцы – «делают подходцы», каждый норовит «обуть» (обма­нуть, надуть) другого. Надо схватить частоговорки лоточников и бойкие зазывы лавочников. Надо заглянуть в дощатый балаган, когда алым пламенем взметнётся занавес, и насладиться потеш­ными байками раёшников* («А вот господин чиновник. Служит в винном департаменте, построил себе дом на каменном фунда­менте»). Надо приметить мужика-скомороха*, того, что бродит по ярмарке с волынкою* из цельной телячьей шкуры, веселит народ, свистя всеми птичьими посвистами и разговаривая один за троих, – приметить и узнать от него, что на медяки, собранные в дурацкий колпак, он содержит семью, из них же оброк платит, «и деньги в подать, и хлеб в брюхо» – опять же поговорка.

.Больше месяца шумит, говорит, торгуется ярмарка. Ходит по ярмарке Владимир Иванович Даль.

288 слов

В. Порудоминский. Жизнь и слово

* Коробéйник – от слова короб (предмет, наподобие сумки, ящика); мелкий торговец, разносивший по деревням галантерейные товары.

* Офéня – бродячий мелкий торговец.

* Лубочная картинка – напечатанная с лубка (липовой доски, на которой гравировалась картинка для печатания).

* Раёшник – показывающий раёк (народное зрелище на ярмарках: ящик с отверстиями, снабжёнными увеличительными стеклами, через которые зрители рассматривали вращающиеся внутри картинки. Показ их раёшники сопровождали шутливыми рифмованными пояснениями, прибаутками и т. п.).

* Скоморóх – человек, потешающий публику смешными выходками, передразниванием кого-либо и т. п.

* Волынка – народный духовой музыкальный инструмент, состоящий из нескольких трубок, вделанных в кожаный мешок или пузырь.

Подготовка учащихся

1. Определить жанр и тип речи текста.

Ответ: описание в жанре публицистического очерка.

2. Какую роль в организации текста выполняют его первое и последнее предложения?

Ответ: текст обрамлён почти одинаковым началом и концом, внутри – описание ярмарки, ассоциирующееся с цветной, пёстрой кар­тинкой со множеством лиц и предметов.

3. Определить тему и микротемы текста.

Ответ: тема – «В. И. Даль на ярмарке».

Микротемы описания ярмарки:

1-я микротема – «товар»

2-я микротема – «шум толпы» – оживший словарь Даля

3-я микротема – «место»

4-я микротема – «дела»

5-я микротема – «люди»

6-я микротема – «речь»

7-я микротема – «образы»

4. Назвать композиционные детали каждой из микротем.

Ответ:

«товар» – китайский чай, кисейный платочек, серебряное колечко, лубочные картинки;

«шум толпы» – слитный гомон торговых рядов, смешение людей и говоров, круговерть вещей, одежд и красок;

«место» – ярмарка на семистах тысячах квадратных саженей; трактир, балаган;

«дела» – о Дале: не продавать, не покупать, опустит в карман, приглядит, задержится возле коробейника, отберёт для себя; нужно расчленить шум толпы, разъединить на слова, ухватить новые имена, предмет увидеть по-новому, надо услышать, запомнить пословицу, надо потолкаться в трактире, послушать, надо схватить частоговорки, заглянуть в балаган, насладиться байками, приметить мужика-скомо­роха, приметить и узнать от него; о людях из ярмарочной толпы: за­ключают сделки, торгуются купцы – «делают подходцы», каждый норо­вит «обуть» (обмануть, надуть) другого; мужик-скоморох бродит с во­лынкой, веселит народ, свистя птичьими посвистами и разговаривая один за троих, на медяки содержит семью, оброк платит;

«люди» – коробейник, офеня, купцы, лоточники, лавочники, раёшни­ки, мужик-скоморох, народ, Владимир Иванович Даль;

«речь» – говор, разговор, споры, возгласы, крики, кличи, прибаутки, присказки, байки, слова – симбирские, владимирские, костромские, но­вые имена давно известных предметов, пословицы, частоговорки, за­зывы, поговорки;

«образы» – мужик-скоморох.

5. Почему беднее остальных представлены микротемы, связанные с назначением ярмарки, – продать или купить товар?

Ответ: ярмарка описывается глазами В. И. Даля, изучающего её людей. Не случайно описание ярмарки начинается со слов идёт по ярмарке, дальше говорится о том, что он там делает и видит. Закан­чивается же текст предложением с глаголом ходит (по ярмарке Вла­димир Иванович Даль). У глагола идёт оттенок значения – направ­ленное, целевое движение, у глагола ходит – оттенок продолжаю­щегося разнонаправленного движения, этим глаголом автор подчёрки­вает, что Даль продолжает изучение ярмарки, уже «без читателя».

6. Каким типом связи соединены предложения текста?

Ответ: параллельным – кроме последнего, все, начиная со второго, предложения текста раскрывают и распространяют значение начала текста.

Параллельный тип связи предложений в тексте оформлен повто­рением слов нужно и надо в начале предложений и однотипностью выражения главного члена в начальной части сложных предложений – надо (нужно) + неопределённая форма глагола, например: нужно рас­членить, надо потолкаться, надо схватить и т. п.

7. Назовите наиболее типичную особенность построения предложений текста.

Ответ: все предложения, кроме последнего, осложнены длинными рядами однородных членов, что связано с содержанием текста – многоголосье ярмарки.

8. Назовите типичное для текста изобразительное средство.

Ответ: синонимические ряды различных частей речи.

Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – С. 159–162.

Категория: Русский язык
02.04.2017 19:18


© 2017 1139

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!