© 2017 2039
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Задание учащимся. Сократив текст, изложите его главные мысли способом цитирования (словосочетаний, предложений, абзаца); при этом старайтесь сохранить выраженное Александром Блоком отношение к А. С. Пушкину.
Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это лёгкое имя: Пушкин.
Пушкин так легко и весело умел нести своё творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта – не лёгкая и не весёлая; она трагическая; Пушкин вёл свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и однако у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его – внутреннее – культура, – это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.
Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга монархии, Пушкина – друга декабристов. Всё это бледнеет перед одним: Пушкин – поэт.
Поэт – величина неизменная. Могут устареть его язык, его приёмы; но сущность его дела не устареет.
Люди могут отворачиваться от поэта и от его дела. Сегодня они ставят ему памятники; завтра хотят «сбросить его с корабля современности». То и другое определяет только этих людей, но не поэта; сущность поэзии, как всякого искусства, неизменна; то или иное отношение людей к поэзии в конце концов безразлично.
Сегодня мы чтим память величайшего русского поэта.
199 слов
А. Блок. О назначении поэта (речь, произнесённая в Доме литераторов на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти Пушкина)
Подготовка учащихся
1. Из каких смысловых частей состоит текст?
Ответ: из двух. В первой выражено авторское отношение к Пушкину, во второй раскрывается роль поэта в истории культуры человечества.
2. Как и с помощью каких выразительных средств охарактеризован Пушкин Блоком?
Ответ: А. Блок не отделяет своё личное отношение к Пушкину от отношения к нему всех (наша память, нашей жизни, у нас сжимается сердце, мы знаем Пушкина), что делает его слова обобщёнными, в равной мере значимыми для всех людей. Общее для всех отношение к Пушкину выражено с помощью прилагательных и наречий, создающих эффект чистоты, изящества и гармонии всего, что связано с Пушкиным: весёлое имя, лёгкое имя, легко и весело умел нести своё творческое бремя, вёл свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер, праздничное и триумфальное шествие поэта. Основную выразительную силу блоковского слога несёт на себе противопоставление такого Пушкина лагерю людей, ставших тоже великими в своём роде. Этот лагерь назван и охарактеризован средствами с противоположным значением и эмоционально-экспрессивным содержанием (императоры, полководцы, изобретатели орудий убийства, мучители и мученики жизни; их имена – сумрачные). Вмешательство в праздничное и триумфальное шествие поэта Блок характеризует как мрачное, а люди, его осуществляющие, охарактеризованы иронически-насмешливым фразеологизмом – для которых печной горшок дороже Бога. Им не дано понять, что значил Пушкин в истории человеческой культуры.
Вторая часть текста начинается с выразительной градации – Пушкин знаменит многим, но кем бы он ни был, всё это бледнеет перед одним: Пушкин – поэт. Поэт для Блока – величина неизменная.
Уже в первой части текста названа одна из микротем – роль поэта трагическая: он не может мешать внешнему, ибо дело его – внутреннее – культура. Люди могут отворачиваться от поэта и от его дела. Однако поэт – величина неизменная, потому то или иное отношение людей к поэзии в конце концов безразлично.
Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – С. 140–141.
© 2017 2039