СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс. Подробное изложение по прослушанному тексту с лингвистическим заданием. (О граммофонной пластинке)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание учащимся. От лица автора – выдающейся певицы, попу­лярной в течение 40–50 лет (40–80-е годы XX века), Клавдии Ива­новны Шульженко изложите содержание текста так, чтобы вам пона­добились различные конструкции, осложняющие предложения, – вводные слова, вставные предложения, однородные члены, обособленные члены предложения.

Старинное танго – забытые звуки!

Скользит по пластинке тонкая игла.

Граммофонная пластинка! Наверное, только специалистам под силу оценить её роль в развитии общества. Для историков она документ времени, документ эпохи. Уверена, что по пластинкам можно изучать вкусы, пристрастия слушателей, их увлечения и настроения. Современные пластинки позволят нашим потомкам познакомиться с эстрадными исполнителями сегодняшнего дня, как мы в своё время знакомились со звёздами эстрады начала века – Варей Паниной, Анастасией Вяльцевой, Надеждой Плевицкой.

Помню, какую роль играла пластинка в 30-е годы. До изобре­тения магнитофонов было далеко, о магнитной плёнке никто и не слышал. Радиоприёмники были громоздкими – Си-235 или СВД-6, наиболее распространённые в ту пору, одному без натуги не поднять. Самым удобным и портативным механизмом для до­ставки музыки на дом был патефон с пластинками. Его брали с собой, идя в гости, на загородную прогулку, особенно на «массов­ки» (так назывались коллективные выезды за город сотрудников одного учреждения, обычно устраиваемые по выходным дням), выносили на морской пляж или на веранду дачи. Патефон звучал в клубах на вечерах танцев, в ресторанах и фойе кинотеатров, где тоже нередко танцевали под патефон, граммофонные пластин­ки можно было услышать на стадионе и на вокзале, на работе и дома, утром и вечером, днём и ночью.

Особое значение имела пластинка для эстрадного певца. Это было самое надёжное средство распространения песен (ведь даже по радио в большинстве случаев для эфира проигрывались пластинки), самый надежный способ популяризации его мастер­ства. Я уже не говорю о том, что само приглашение записаться на пластинку означало высокую честь, свидетельствовало о признании певца, – ведь в те годы новые пластинки появлялись по сравнению с нынешними временами не столь уж часто. Но, помимо всего прочего, грамзапись была единственным способом фиксации голоса певца. Звуковое кино тоже могло сделать это, но у него были другие цели.

Пластинка стала не только средством распространения, спе­циально предназначенным для знакомства широкого круга слу­шателей с искусством певцов, чтецов, музыкантов, но и сред­ством контроля, самопроверки исполнителя. Поэтому для меня запись на пластинки всегда была и до сих пор остаётся серьёзным, ответственным делом.

321 слово

К. Шульженко. «Когда вы спросите меня»

Подготовка учащихся

1. Какова цель данного текста?

Ответ: информационная – рассказать о средствах распространения музыки и искусства чтецов до изобретения магнитофона.

2. С каким отношением описывает К. И. Шульженко патефон и граммофонные пластинки?

Ответ: серьёзно и объективно, без насмешливой иронии человека конца 80-х годов, приобщённого к современным музыкальным техни­ческим средствам. Это позволило ей по-настоящему раскрыть роль грампластинки в распространении культуры в обществе 30-х годов.

3. Найти языковые средства, являющиеся устаревшими для современного русского языка, определить, с какой целью они употребляются.

Ответ: граммофонная пластинка, Си-235, СВД-6, патефон, «мас­совка»; они необходимы для придания тексту колорита эпохи 30-х годов.

4. Найти слова, выражающие тему текста.

Ответ: граммофонная пластинка, её роль в развитии общества.

5. Назвать подтемы текста и систему их микротем.

Ответ:

1-я подтема – «Значение пластинки для общества»: 1-я микро­тема – «для историков культуры», 2-я – «для потомков», 3-я – «для жизни людей домагнитофонного периода».

2-я подтема – «Значение пластинки для эстрадного певца»: 1-я мик­ротема – «для распространения песен, музыки, чтения», 2-я – «для популяризации певца», 3-я – «для фиксации голоса, музыки», 4-я – «для самоконтроля исполнителя».

6. Каким стилем написан текст?

Ответ: публицистическим.

7. Каким типом речи написан текст?

Ответ: это описание с элементами рассуждения.

8. Какому жанру соответствует форма и манера изложения содержания?

Ответ: жанр историко-биографического очерка, это мемуарная литература.

Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997. – С. 148–150.

Категория: Русский язык
04.04.2017 13:45


© 2017 1065

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!