© 2017 1519
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Задание учащимся. Подробно опишите, какие изменения в чувствах и их выражении происходили у В. А. Соллогуба по мере того, как он больше познавал талант сидящего перед ним юноши – Николая Васильевича Гоголя.
На лето Гоголь уехал в Павловск, в дачную местность недалеко от Петербурга. Здесь он жил в качестве не то дядьки*, не то наставника при слабоумном мальчике в одном аристократическом семействе. Как-то приехал в это семейство родственник, молодой тогда писатель Владимир Александрович Соллогуб. Тетушка сказала ему, что при больном мальчике живет учитель:
– Говорят, пописывает, так ты пойди послушай.
Соллогуб пошёл. В небольшой, довольно низкой комнате, за круглым столом, покрытым красной бумажной скатертью, сидели старушки-приживалки*, их было три; они вязали чулки, глядя снисходительно поверх очков на тут же у стола сидевшего на стуле худощавого молодого человека. Усадив гостя, одна из них обратилась к юноше:
– Что же, Николай Васильевич, начинайте.
«Молодой человек вопросительно посмотрел на меня, – вспоминал потом Соллогуб. – Он был бедно одет и казался очень застенчив; я приосанился.
– Читайте, – сказал я несколько свысока, – я сам пишу и очень интересуюсь русской словесностью, пожалуйста, читайте.
Ввек мне не забыть выражения его лица. Какой тонкий ум сказался в его чуть прищуренных глазах, какая язвительная усмешка скривила на миг его тонкие губы! Он всё так же скромно подвинулся к столу, не спеша развернул своими длинными, худыми руками рукопись и стал читать.
Я развалился в кресле и стал слушать; старушки опять зашевелили своими спицами. С первых слов я отделился от спинки своего кресла, очарованный и пристыженный, слушал жадно; несколько раз порывался я его остановить, сказать ему, до чего он поразил меня, но он холодно вскидывал на меня глазами и неуклонно продолжал своё чтение. Когда он кончил, я бросился к нему на шею и заплакал. Что он нам читал, я и сказать не сумею теперь, но я, несмотря на свою молодость, инстинктом, можно сказать, понял, сколько таланта, сколько высокого художества было в том, что он нам читал».
279 слов
Н. Шер. Николай Васильевич Гоголь. В кн.: Рассказы о русских писателях
* Дядька (устар.) – слуга в дворянских семьях, в обязанность которого входило присматривать за мальчиком.
* Приживалка (устар.) – обнищавшая особа из благородного сословия (дворянка, купчиха, из интеллигенции и т. п. – не простолюдинка), которая жила из милости в чужом богатом доме. Приживалки не имели определённых занятий, чаще развлекали, сопровождали хозяйку, составляли ей общество.
Подготовка учащихся
До изложения: рассказать о русском писателе Владимире Александровиче Соллогубе: годы жизни – 1813–1882, граф, автор нескольких повестей, рассказов, водевилей, комедий. Наиболее известна его повесть «Тарантас» (1845).
Перед изложением: путём анализа деталей и поступков проследить динамику чувств персонажа текста – В. А. Соллогуба:
1. Как встретил юного Н. В. Гоголя граф В. А. Соллогуб?
Ответ: высокомерно-пренебрежительно.
2. Что настроило В. А. Соллогуба на такое первоначальное отношение к юному писателю?
Ответ: различия в отношении к одной и той же аристократической семье (Соллогуб – родственник, хозяйка ему тетушка, а Гоголь всего лишь не то дядька, не то наставник, учитель, причём при слабоумном мальчике; пренебрежительное отношение самой тетушки к занятию Н. В. Гоголя (не занимается литературой, даже не пишет, а пописывает); даже приживалки смотрят на Гоголя снисходительно; убранство и обстановка в комнате затрапезные – комната небольшая и низкая, скатерть на столе бумажная, приживалки вяжут чулки – предмет прозаический; сам юноша – худощавый, одет бедно, очень застенчив; с предложением почитать обращается к юноше не сама хозяйка, а приживалки, причём обратились они к нему без единого средства речевого этикета – нет слов будьте любезны, соблаговолите и т. п., нет даже слова пожалуйста, обращение к юноше нейтральное – Николай Васильевич, без эпитетов и т. п.).
3. В чём проявилось высокомерно-пренебрежительное отношение графа В. А. Соллогуба к юноше?
Ответ: в поведении – приосанился, сказал несколько свысока, о себе сказал – сам пишу и очень интересуюсь русской словесностью (не пописываю, как тётушка сказала о Гоголе; интересуюсь словесностью, т. е. человек я – образованный, с интеллектом, вкусом, познаниями в этой области); в кресле не сидел, а развалился, тогда как Гоголь сидел на стуле; важна и такая деталь: как только Гоголь приготовился читать, старушки опять зашевелили своими спицами.
4. Как изменилось состояние В. А. Соллогуба уже при первых словах Гоголя? Какие чувства он испытал?
Ответ: очарованность чтением и стыд за своё первоначальное отношение.
5. Как вёл себя писатель В. А. Соллогуб дальше?
Ответ: порывался остановить читающего для выражения своих новых чувств – восхищения, очарования (до чего он поразил меня).
6. Чем закончилось чтение?
Ответ: Соллогуб бросился к юноше на шею и заплакал. Его переполнило чувство восторга от таланта юноши и высокого художества его произведения.
7.Изобразить схематично динамику чувств В. А. Соллогуба.
Ответ: высокомерное пренебрежение – очарование и стыд – восхищение – бурный восторг
8. Что способствовало столь бурному, несвойственному мужчине проявлению чувств?
Ответ: из текста ясно следующее: Соллогуб был способен оценить силу великого таланта, способен инстинктом, т. е. чувствами, воспринять высокую художественность; по ходу чтения эмоциональный накал чувств очарования и восхищения у Соллогуба нарастал, проявить же их раньше он не мог: Гоголь останавливал его порывы – холодно вскидывал на меня глазами и неуклонно продолжал своё чтение.
9. Есть ли динамика в поведении и чувствах Н. В. Гоголя?
Ответ: нет, его поведение ровно и одинаково на всём протяжении текста: застенчив, скромен, холоден; радости от того, что понравился Соллогубу, совершенно не проявляет, ведёт себя с достоинством, однако в выражении лица, которое Соллогубу ввек не забыть, какой тонкий ум, какая язвительная усмешка!
10. Построить логическую схему динамики чувств В. А. Соллогуба, в которой отразить внешние проявления чувств и обстоятельства, их вызвавшие (композиционные детали). (Схемой разрешается пользоваться при написании изложения.)
Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – С. 143–145.
© 2017 1519