© 2017 359
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Задание учащимся. Изложив главную мысль текста, подтвердите её найденными вами примерами из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Средства обучения: толковые и этимологические словари, словарь языка А. С. Пушкина, «Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII–XX веков» Р. П. Рогожниковой, Т. С. Карской (М.: Просвещение, 1996); текст повести «Капитанская дочка».
В «Капитанской дочке» комендант Белогорской крепости говорит Пугачёву: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Называя Пугачёва вором, комендант вовсе не хочет сказать, что тот занимается кражами, воровством. Словом вор называли в те времена преступника вообще, всякого злоумышленника.
В «Руслане и Людмиле» читаем:
Но между тем какой позор
Являет Киев осажденный?
Если мы не будем знать, что слово позор употреблено в старом значении «зрелище», мы неточно поймём А. С. Пушкина.
В стихотворении «Сожжённое письмо» А. С. Пушкин пишет:
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит…
И чтобы эти стихи были нам полностью понятны, мы должны знать, что слово впечатленье обозначает здесь «отпечаток, втиснутое печаткою в сургуч изображение».
Подобных слов и выражений в произведениях Пушкина немало. Язык развивается, слова со временем приобретают иной смысл. Но это не значит, что мы уже не понимаем поэта. Просто всегда нужно иметь в виду, что хотя писателей справедливо считают творцами и законодателями языковых норм, но сами нормы со временем развиваются. Исследования стилистов, учёных – историков литературы как бы снимают со слова «пыль веков», позднейшие наслоения, переосмысления и помогают нам точнее и правильнее понимать произведения великого русского поэта.
Читая А. С. Пушкина, и хочется и следует понять каждое его слово именно в том значении, в котором его употребил поэт.
201 слово
3. Люстрова, Л. Скворцов, В. Дерягин. Беседы о русском слове
Подготовка учащихся
До изложения: анализ языка повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
По ходу изложения: корректировка работы учащихся со словарями.
После изложения: лингвистическая конференция по материалам творческих работ учащихся на тему «Читаем «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина».
Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – С. 138–139.
© 2017 359