СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс. Творческое изложение с передачей главной мысли текста и введением самостоятельно подобранных примеров

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание учащимся. Изложив главную мысль текста, подтвердите её найденными вами примерами из повести А. С. Пушкина «Капи­танская дочка».

Средства обучения: толковые и этимологические словари, словарь языка А. С. Пушкина, «Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII–XX веков» Р. П. Рогожниковой, Т. С. Карской (М.: Просвещение, 1996); текст повести «Капитанская дочка».

В «Капитанской дочке» комендант Белогорской крепости го­ворит Пугачёву: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Называя Пугачёва вором, комендант вовсе не хочет сказать, что тот занимается кражами, воровством. Словом вор называли в те времена преступника вообще, всякого злоумыш­ленника.

В «Руслане и Людмиле» читаем:

Но между тем какой позор

Являет Киев осажденный?

Если мы не будем знать, что слово позор употреблено в старом значении «зрелище», мы неточно поймём А. С. Пушкина.

В стихотворении «Сожжённое письмо» А. С. Пушкин пишет:

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит…

И чтобы эти стихи были нам полностью понятны, мы должны знать, что слово впечатленье обозначает здесь «отпечаток, втис­нутое печаткою в сургуч изображение».

Подобных слов и выражений в произведениях Пушкина не­мало. Язык развивается, слова со временем приобретают иной смысл. Но это не значит, что мы уже не понимаем поэта. Просто всегда нужно иметь в виду, что хотя писателей справедливо считают творцами и законодателями языковых норм, но сами нормы со временем развиваются. Исследования стилистов, учё­ных – историков литературы как бы снимают со слова «пыль веков», позднейшие наслоения, переосмысления и помогают нам точнее и правильнее понимать произведения великого русского поэта.

Читая А. С. Пушкина, и хочется и следует понять каждое его слово именно в том значении, в котором его употребил поэт.

201 слово

3. Люстрова, Л. Скворцов, В. Дерягин. Беседы о русском слове

Подготовка учащихся

До изложения: анализ языка повести А. С. Пушкина «Капитан­ская дочка».

По ходу изложения: корректировка работы учащихся со сло­варями.

После изложения: лингвистическая конференция по мате­риалам творческих работ учащихся на тему «Читаем «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина».

Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – С. 138–139.

Категория: Русский язык
17.03.2017 22:39


© 2017 359

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!