СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс. Устное сжатое изложение по нескольким источникам в жанре научного доклада на лингвистическую тему (для индивидуальной работы с сильными учащимися). (О понятиях «связный текст» и «цельный текст»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание учащимся. Дайте развёрнутое описание понятиям «связный текст» и «цельный текст», для иллюстрации важнейших положений вашего определения приведите примеры (из текста или подобранные вами самостоятельно).

Средства обучения: учебники, справочники по русскому язы­ку, энциклопедические и толковые словари.

Поставив определённую цель, говорящий старается выполнить её наилучшим образом, способом. Для этого нужно реализо­вать в тексте общий замысел, который говорящий может чётко осознавать, а может лишь смутно чувствовать, но он, такой замысел, обязательно есть и обеспечивает такое принци­пиальное, важнейшее свойство текста, как его цельность. До сих пор мы говорили главным образом о связности текста, подразумевая, как это обычно принято в лингвистике, что нор­мальный связный текст всегда (само собой разумеется!) одновременно и цельный текст. И задача анализа лишь вы­явить средства связности, которые обеспечивают эту цельность.

Однако анализ всякого рода «дефектов» речевой деятельности, всякого рода отклонений от нормы показал, что, хотя связность нарушается гораздо чаще, чем цельность, цельность тоже не всегда присутствует в текстах. Вот пример отсутствия цельности из романа Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка».

Учёные-психиатры пытаются определить, действительно ли Швейк является идиотом или же он просто симулянт, задают ему странные вопросы, вроде: «Верите ли вы в конец света?» или «А вы могли бы вычислить диаметр земного шара?»

То ли всерьёз включаясь в эту странную игру, то ли изде­ваясь над учёными мужами, Швейк неожиданно проявляет встречную активность:

«– Однако мне тоже хочется, господа, задать вам одну за­гадку, – продолжал он. – Стоит четырёхэтажный дом, в каждом этаже по восьми окон, на крыше два слуховых окна и две трубы, в каждом этаже по два квартиранта. А теперь скажите, господа, в каком году умерла у швейцара его бабушка?»

Обратите внимание на то, что с точки зрения формального построения и наличия средств связности текст загадки Швейка как раз безупречен. Цельность же явно отсутствует (правда, если предположить, что Швейк действительно издевается над собеседниками, то в его действиях проявляется некая общая цель, вернее, некоторая «сверхцель» – нарочитое создание имен­но такого текста, в котором отсутствует цельность).

Тексты с отсутствием цельности нет-нет да и встречаются в реальном общении людей и сразу же привлекают внимание своей непривычностью (ну как тут не вспомнить пословицу: «В ого­роде – бузина, а в Киеве – дядька»).

В фольклоре есть даже особый вид частушек, где нарочитое отсутствие цельности (зачастую оно сочетается и с отсутствием рифмы – это так называемые нескладушки) является определён­ным пародийным художественным приёмом, создающим коми­ческий эффект:

Баба борозду пахала,

Гусь сломал себе ногу.

Летит бык на эроплане,

Я щекоток не боюсь.

В подавляющем же большинстве текстов цельность имеется, хотя определение её порой очень трудно, так как цельность – одно из наиболее «ускользающих» понятий психолингвистики.

Можно попытаться определить цельность приблизительно сле­дующим образом: как бы ни был сложен и развернут текст, связь между его исходным, основным, «данным» и общим, наиболее важным, «новым» должна хорошо ощущаться, и все возможные пропуски звеньев в сложной цепочке частных связей, приводящих к этой главной связи, не должны разрушать эту последнюю.

433 слова

Л. Сахарный. К тайнам мысли и слова

Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – С. 177–179.

Категория: Русский язык
01.04.2017 23:04


© 2017 1087

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!