СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Комплексный анализ текста при подготовке к ОРЭ по русскому языку

Приветное слово

(1) Холодно. (2) Ветрено. (3) Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

(4) Иду. (5) Кашляю… (6) Надо мной пустынно шумят березы, никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. (7) Настроение мрачное. (8) Думается в основном о конце света.

(9) Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. (10) За ней мама коляску катит с малышом.

- (11) Дляствуй, дядя! - сияя чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.

(12) «Здравствуй, маленькая! (13) Здравствуй, дитятко мое!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.

(14)Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, - боится застудить грудь, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:

— (15)Ей пока еще все люди - братья!

(16)Оглянулся - мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется.

(17) Много ль человеку надо? (18) Вот и мне сделалось легче на душе.

Виктор Петрович Астафьев

  1. К какому стилю относится миниатюра Астафьева?
  2. Найдите в 11 предложении эпитет, в 6 предложении – олицетворение.
  3. Найдите в тексте просторечные слова. Подберите стилистически нейтральные синонимы к ним.
  4. Из пред­ло­же­ний 4 - 6 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние при­став­ки за­ви­сит от глу­хо­сти − звон­ко­сти по­сле­ду­ю­ще­го со­глас­но­го.
  5. Из пред­ло­же­ний 4-6 вы­пи­ши­те слова, в ко­то­рых пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В пол­ных стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го вре­ме­ни пи­шет­ся НН».
  6. Выпишите по 1 примеру словосочетания со связью согласование, управление, примыкание.
  7. Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 18.
  8. Среди пред­ло­же­ний 12—15 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.
  9. Среди пред­ло­же­ний 4—8 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным рас­про­странённым со­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.
  10. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые при об­ра­ще­нии.

— Дляствуй, (1)дядя! — сияя чернущими глазами,(2) кричит девочка и шурует дальше.

«Здравствуй, (3)маленькая! Здравствуй, (4)дитятко мое!» — хочется крикнуть и мне, (5) да я не успеваю.

  1. Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 3. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.
  2. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру(-ы), обо­зна­ча­ю­щую(-ие) за­пя­тую(-ые) между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Конец весны, (1) а приходится на прогулку прятаться в лес. Иду. Кашляю… Надо мной пустынно шумят березы, (2 )никак не разрождающиеся листом, (3) сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные.

Домашнее задание:

Написать сочинение – рассуждение 9.2. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе».

13.04.2022 07:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!