СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Повествование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Особенности функционально-смысловых типов речи. Повествование.

Чтобы точно определить тип речи, можно использовать прием «фотографирования»: если можно сделать несколько фотографий – повествование, одну фотографию – описание, невозможно сделать фото – рассуждение.

https://cloud.mail.ru/public/4Uii/QpWNppSfc

Повествование – это мир в движении.

Особенности повествования.

Цель создания текста

Содержание и форма текста

Типичные грамматические средства оформления

Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи.

1) Соблюдается логическая последовательность. 2) Подчёркивается динамизм, смена событий. 3) Композиция хронологизирована.

Простые и сложные предложения: а) с глагольным сказуемым совершенного вида; б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий; в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.

Задания

1. Установите соответствия.

1) Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич? Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой.

Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится.

В- третьих, в самый сильный трескучий мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.

А) Повествование

2) Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья.

(По Е Носову).

Б) Рассуждение

3) Тут и скворушка, видимо, заинтересовался вареньем. Он вскочил на край вазочки. Потом запустил в вазочку свой длинный клюв и вытащил ягоду. И, наконец, для удобства – прыг прямо в варенье, да и завяз.

(По Г.Скребицкому).

В) Описание

2. А) Восстановите последовательность частей текста.

Б) Заполните таблицу.

Композиция

№№ предложений

Зачин

Развитие действия

Концовка

Стыдно перед соловушкой.

  1. Соловей перестал петь.
  2. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
  3. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
  4. Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
  5. Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
  6. Стыдно… перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
  7. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

3. Составьте текст – повествование на тему «В лесу», используя

данные глаголы: ходить, собирать, класть, грянуть, скрыться, появиться, гнуть, пойти, стать, перестать, выглянуть, отправиться.

22.09.2022 07:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!