СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема. Особенности функционально-смысловых типов речи. Повествование.
Чтобы точно определить тип речи, можно использовать прием «фотографирования»: если можно сделать несколько фотографий – повествование, одну фотографию – описание, невозможно сделать фото – рассуждение.
Повествование – это мир в движении.
Особенности повествования.
Цель создания текста |
Содержание и форма текста |
Типичные грамматические средства оформления |
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи. |
1) Соблюдается логическая последовательность. 2) Подчёркивается динамизм, смена событий. 3) Композиция хронологизирована. |
Простые и сложные предложения: а) с глагольным сказуемым совершенного вида; б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий; в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности. |
Задания
1. Установите соответствия.
1) Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич? Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В- третьих, в самый сильный трескучий мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича. |
А) Повествование |
2) Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. (По Е Носову). |
Б) Рассуждение |
3) Тут и скворушка, видимо, заинтересовался вареньем. Он вскочил на край вазочки. Потом запустил в вазочку свой длинный клюв и вытащил ягоду. И, наконец, для удобства – прыг прямо в варенье, да и завяз. (По Г.Скребицкому). |
В) Описание |
2. А) Восстановите последовательность частей текста.
Б) Заполните таблицу.
Композиция |
№№ предложений |
Зачин |
|
Развитие действия |
|
Концовка |
Стыдно перед соловушкой.
3. Составьте текст – повествование на тему «В лесу», используя
данные глаголы: ходить, собирать, класть, грянуть, скрыться, появиться, гнуть, пойти, стать, перестать, выглянуть, отправиться.
© 2022, Дейнеко Светлана Викторовна 844