СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. К. Толстой. Викторина для учащихся IX–XI классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые любители русского языка!

Вы, конечно, знаете, что в 2017 году исполняется 200 лет со дня рождения А. К. Толстого. В связи с этим журнал «Русский язык в школе» проводит викторину для учащихся IX–XI классов, посвящённую этой знаменательной дате. Письма с ответами направляйте по адресу журнала до 1 сен­тября 2017 года. Итоги викторины будут подведены в ноябре 2017 г., а призёры получат грамоты.

Желаем удачи!

I. Найдите устаревшие слона в отрывке из романа А. К. Толстого «Князь Серебряный» и объясните их значение.

– А вот увидишь, князь; слушай: прошло недели три, прибыл Иван Васильич на Москву. Настала радость великая, такая радость, что и в светлое Христово воскресенье не бывает такой. Вот созвал он в думу и нас и духовенство. А когда собралися мы, объявил нам, что я-де с тем только принимаю государство, чтобы казнить моих злодеев, класть мою опалу на изменников, имать их остатки и животы, и чтобы ни от митрополи­та, ни от властей не было мне бездельной докуки о милости. Беру-де себе, говорит, опасную стра­жу и беру на свой особный обиход разные горо­да и пригородки и на самой Москве разные ули­цы. И те города и улицы и свою особную стражу называю, говорит, опричниной, а всё достальное – то земщина, А боярам-де и митрополиту со властьми в мой домовой особный оби­ход не вступаться. И на том, говорит, беру мои государства! С этого дня начал он новых людей набирать, да всё таких, чтобы не были знатного роду, да чтобы целовали крест не вести хле­ба-соли с боярами. Отдал им всю землю, все домы и всё добро, что отрезал на свой обиход; а старых вотчинников, тысяч примерно с двенадцать, выгнал из опричнины словно животи­ну. Право, Никита Романыч, ведь своими глазами видел, а доселе не верится! Ездят теперь по святой Руси их дьявольские, кровоядные полки с мётлами да с пёсьими головами; топчут правду, выметают не измену, но честь русскую; грызут не врагов государевых, а верных слуг его, и нет на них нигде ни суда, ни расправы!

II. Какие тропы использованы в стихо­творении А. К. Толстого «Правда»? Какой художественный приём лежит в основе текста?

III. Какие стилистические фигуры ис­пользуются в стихотворении А. К. Толстого «Государь ты наш батюшка»?

IV. В чём проявились традиции Н. М. Карамзина в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный»?

V. С какими картинами русских худож­ников соотносятся баллады А. К. Толстого?

VI. Что объединяет А. К. Толстого и ав­тора сказки «Чёрная курица»?

VII. Назовите русских композиторов, написавших музыку к стихам А. К. Толстого.

*

Юридический адрес редакции журнала «Русский язык в школе»: 101000, Москва, почтамт, Покровский бульвар, д. 4/17, стр. 5.

Источник: Русский язык в школе. – 2017. – № 4. – С. 37.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Литература

https://multiurok.ru/blog/literatura.html

Толстой А. К.

https://multiurok.ru/blog/tolstoi-a-k.html

Категория: Русский язык
21.05.2017 22:02


© 2017 497

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!