© 2017 497
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Уважаемые любители русского языка!
Вы, конечно, знаете, что в 2017 году исполняется 200 лет со дня рождения А. К. Толстого. В связи с этим журнал «Русский язык в школе» проводит викторину для учащихся IX–XI классов, посвящённую этой знаменательной дате. Письма с ответами направляйте по адресу журнала до 1 сентября 2017 года. Итоги викторины будут подведены в ноябре 2017 г., а призёры получат грамоты.
Желаем удачи!
I. Найдите устаревшие слона в отрывке из романа А. К. Толстого «Князь Серебряный» и объясните их значение.
– А вот увидишь, князь; слушай: прошло недели три, прибыл Иван Васильич на Москву. Настала радость великая, такая радость, что и в светлое Христово воскресенье не бывает такой. Вот созвал он в думу и нас и духовенство. А когда собралися мы, объявил нам, что я-де с тем только принимаю государство, чтобы казнить моих злодеев, класть мою опалу на изменников, имать их остатки и животы, и чтобы ни от митрополита, ни от властей не было мне бездельной докуки о милости. Беру-де себе, говорит, опасную стражу и беру на свой особный обиход разные города и пригородки и на самой Москве разные улицы. И те города и улицы и свою особную стражу называю, говорит, опричниной, а всё достальное – то земщина, А боярам-де и митрополиту со властьми в мой домовой особный обиход не вступаться. И на том, говорит, беру мои государства! С этого дня начал он новых людей набирать, да всё таких, чтобы не были знатного роду, да чтобы целовали крест не вести хлеба-соли с боярами. Отдал им всю землю, все домы и всё добро, что отрезал на свой обиход; а старых вотчинников, тысяч примерно с двенадцать, выгнал из опричнины словно животину. Право, Никита Романыч, ведь своими глазами видел, а доселе не верится! Ездят теперь по святой Руси их дьявольские, кровоядные полки с мётлами да с пёсьими головами; топчут правду, выметают не измену, но честь русскую; грызут не врагов государевых, а верных слуг его, и нет на них нигде ни суда, ни расправы!
II. Какие тропы использованы в стихотворении А. К. Толстого «Правда»? Какой художественный приём лежит в основе текста?
III. Какие стилистические фигуры используются в стихотворении А. К. Толстого «Государь ты наш батюшка»?
IV. В чём проявились традиции Н. М. Карамзина в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный»?
V. С какими картинами русских художников соотносятся баллады А. К. Толстого?
VI. Что объединяет А. К. Толстого и автора сказки «Чёрная курица»?
VII. Назовите русских композиторов, написавших музыку к стихам А. К. Толстого.
*
Юридический адрес редакции журнала «Русский язык в школе»: 101000, Москва, почтамт, Покровский бульвар, д. 4/17, стр. 5.
Источник: Русский язык в школе. – 2017. – № 4. – С. 37.
*
См.:
Карта сайта
Литература
Толстой А. К.
© 2017 497