СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптационные игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используются в период адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности, смене педагогического коллектива, после длительного перерыва в работе, каникул. Они способствуют развитию самоконтроля и волевых процессов. Упражнения проводятся за 15 мин до начала занятий и в первые минуты после начала занятия. При этом используются игры «Фокусировка», «Дыхание», «Психоэнергетический зонтик», «Распределение внимания», «Переключение внимания», «Животное», «Эмоция».

«Фокусировка» Упражнение выполняется за 10—15 минут до начала урока. Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде «Тело!» сосредоточьтесь на своем теле, по команде «Рука!» — на правой руке, «Кисть!» - на кисти правой руки, «Палец!» - на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде «Кончик пальца!» — на кончике указательного пальца правой руки. Команды следует подавать самому себе с интервалами 10—12 секунд (найдите при этом благоприятный для вас ритм). «Дыхание» Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По собственной команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на дыхании. При этом не следует специально управлять своим дыханием, не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5—10 минут. «Психоэнергетический зонтик» Упражнение проводится в первые минуты после начала урока, а также при необходимости периодически в течение всего урока. Учитель встает перед классом, желательно в центре классной комнаты, и в процессе объяснения старается представить, что за счет его воли и сознания над классом образуется своеобразный «зонтик», плотно накрывающий всех учеников. Цель самого учителя: уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего урока. Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в классе. «Распределение внимания» Важно научиться эффективно распределять свое внимание в учебной ситуации в классе. Основными ее элементами выступают: учащиеся (каждый ученик со своим характером и уровнем успеваемости), подача учебного материала и регулирование учителем своих собственных состояний. Предлагаем вам эффективное упражнение, развивающее способность к распределению внимания. Упражнение выполняется в течение 15—20 минут, в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и «краем глаза» смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через сколько минут вы почувствуете себя утомленным? Если утомление наступило уже через 4—5 минут, значит ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали, и восстановить виденное на телеэкране. По мере того как часто практикуется упражнение, с каждым разом вы будете эффективнее распределять свое внимание. «Переключение внимания» Учителю важно уметь легко и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Наиболее действенными способами тренировки, развития способности к внутренней подвижности и быстрому переключению внимания являются спортивные игры с мячом (теннис, волейбол, баскетбол). Поэтому всегда, когда появляется возможность поиграть на спортивной площадке, обязательно ею воспользуйтесь. Кроме того, можно рекомендовать специальное упражнение, возможно, доставляющее меньше удовольствия, чем спортивные игры, но не уступающее им по эффективности. Упражнение желательно проводить дома или в перерывах между уроками в течение 15—20 минут. Займитесь счетом (арифметическими действиями с цифрами), затем, после 3—4 минут после начала счета, без перехода, сразу же, начните читать сложный газетный текст в течение 5—7 минут. Остановитесь. Посмотрите, сколько ошибок вы сделали при подсчетах, а также попробуйте как можно полнее и детальнее воспроизвести прочитанный текст. «Животное» Наличие сложного адаптационного периода характерно не только для молодых учителей, пришедших в школу с институтской скамьи. Кратковременную, но довольно болезненную профессиональную адаптацию испытывают и опытные учителя после длительного перерыва в работе, например, после летних каникул. Они отмечают некоторую внутреннюю инертность, разбалансированность, повышенную утомляемость, нежелание заставлять себя проявлять волевые усилия. Как «разогреть» собственную психику? Как настроить такую сложнейшую психофизиологическую систему, каким является организм человека, на успешное выполнение профессионального труда? Мы предлагаем два эффективных упражнения, направленных на активизацию внутренней раскованности и свободы, а также стимулирование комплекса актерских способностей, или способностей к публичным выступлениям, необходимых для учителя. Упражнение «Животное» выполняется либо дома, либо в отдельной комнате перед уроком. Заготовьте для себя набор карточек, на которых напишите названия животных, характерных в плане внешности и знакомых вам (например, волка, зайца, льва, лисицы, бегемота, змеи). Наугад выньте одну из карточек и проиграйте в позах и движениях роль животного, отмеченного на ней. Затем возьмите другую карточку. Хорошо, если вы осуществите упражнение перед зеркалом. Позвольте себе быть совершенно свободным в мимике и пантомиме, возможно, даже немного смешным. «Эмоция» Упражнение выполняется за 10—15 минут до начала урока в учебной комнате, классе или кабинете. Заранее заготовьте набор карточек, на них отметьте эмоции и части тела человека, при помощи которых следует их выразить. Например, карточка «Грусть. Руки» означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук. На карточках могут быть отмечены следующие эмоции: «Горе. Лицо», «Радость. Губы», «Чванство. Правая рука», «Гордость. Спина», «Страх. Ноги» и др. Как и предыдущее, упражнение «Эмоция» направлено на активизацию комплекса актерских способностей и достижение состояния раскованности и свободы. Процедура выполнения упражнения такая же, как и в упражнении "Животное".

Категория: Прочее
20.08.2016 22:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!