СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной учебной деятельности на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение русскому языку и литературе в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества последнего в соответствие с требованиями современного общества. В первую очередь, содержание образования ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Поэтому моё учительское кредо – воспитать личность, умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, самовыражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество.

Однако литературное образование в современной школе переживает проблемы. В условиях засилья телевидения и компьютеризации интерес к чтению заметно снизился. Дети перестали читать, а это значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное, и нравственное воспитание, и другие составляющие гармоничного духовного развития личности.

Таким образом, чётко прослеживаются следующие противоречия:

- между необходимостью учителя выполнять требования стандарта литературного образования и отсутствием у учащихся стремления воспринимать литературу как жизненно важный предмет;

- между значительным объёмом художественных произведений и недостаточным количеством времени на их изучение.

Для того чтобы в какой-то степени снять данные противоречия, необходимо использовать такие приёмы преподавания литературы, с помощью которых разрешается одна из главных проблем: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы. Активизация обучения – это главный путь повышения эффективности педагогического процесса. При этом основной задачей активизации является усиление, стимулирование умственной деятельности школьников в целях повышения качества знаний по изучаемым предметам. В течение долгого времени эта проблема стоит в центре внимания педагогического коллектива нашей школы.

Учение с увлечением – вовсе не учение с развлечением. Пробудить интерес к предмету – задача учителя. Не только интересное делать, но и всё, что нужно, делать с интересом – такую цель ставлю перед учащимися.

Применение приёмов активизации предполагает достижение следующей цели:

- активизировать интерес к изучению литературы и повысить познавательную активность учащихся на уроке и во внеурочное время.

При этом должны решаться задачи:

- формирование у учащихся прочных умений, навыков через активизацию познавательной деятельности;

- повышение уровня речевой культуры учащихся в связи с обязательным обсуждением проблемной ситуации в диалоговой и монологовой форме;

- формирование духовного мира подростка посредством акцентирования его внимания на исследовании проблем нравственного характера.

Таким образом, целью моей педагогической деятельности является создание условий для формирования ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • развитие у школьников естественной потребности познания окружающего мира,
  • формирование системного диалектического мышления,
  • формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации,
  • формирование навыков работы с информацией,
  • создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению.

В своей деятельности опираюсь на следующие педагогические принципы:

  • принцип научности;
  • принцип прочности усвоения знаний;
  • принцип межличностного диалога на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;
  • принцип сотрудничества: со-учение, со-воспитание, со-авторство;
  • принцип индивидуализации;
  • педагогический гуманизм;
  • принцип персонификации, предполагающий адекватное включение во взаимодействие личного опыта;

Использование в процессе преподавания комбинации проектной, исследовательской методики, метода проблемного обучения, ИКТ-технологий дает возможность мне как учителю изменить форму и содержание урока, формировать у учащихся исследовательскую и коммуникативную компетенции, навыки работы в группе за счёт активизации их мыслительной деятельности.

Деятельность как философская категория является "сквозной" для разных отраслей наук. Психологическая теория деятельности, составной частью которой является и мыслительная деятельность, служит основой для ряда теоретических и экспериментальных разработок в области педагогики, ряда её концепций. Выдающиеся психологи, такие, как С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, занимались изучением отдельных аспектов данной категории. В общей теории учения (основы которой были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, в нашей стране - К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия - Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, И. Ломпшером и другими учеными) сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, приоритет в научной разработке которой принадлежит России. Ее разработчики - Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др. В трудах этих учёных большое значение уделяется процессу учения, развития, который основывается на принципах единства психики и деятельности.

А.Н.Леонтьев писал: "Вступая в прямое соприкосновение с предметной действительностью и подчиняясь ей, деятельность видоизменяется, обогащается, в этой своей обогащённости она кристаллизируется в продукте. Осуществленная деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание".

Новый же этап разработки психологической теории деятельности был намечен в последних работах В.В.Давыдова, посвящённых коллективной деятельности. Он показал, что коллективная деятельность включает взаимную деятельность и взаимные действия; взаимодействие её участников может быть понято и как коммуникация. Л.Выготский писал о том, что процессы, совершающиеся между индивидами, участвующими в процессе речевого общения, становятся процессами "внутри" индивидуума, преобразуясь соответственным образом. Вслед за ним Давыдов рассматривает интериоризацию как способ индивидуального присвоения форм коллективной деятельности. Действия, включённые во взаимодействия с действиями другого человека, предполагают субъектно-субъектные отношения. Здесь отчётливо видна связь с современными требованиями к организации учебного процесса, в основу которых должны ложиться субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником.

Таким образом, мы видим, что обращение к проблеме активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках является не только теоретически оправданным, но и актуальным для сегодняшнего времени.

Познавательной можно назвать такую деятельность, в которой активность субъекта, направленная на объект, не изменяет его, не разрушает и не реконструирует, а отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этом объекте.

Познавательная деятельность имеет свои разновидности. В сфере познания мы встречаемся с деятельностью производящей и потребляющей, одна из которых даёт новые знания, другая же потребляет их, т.е. усваивает новые знания; потребление и производство имеют здесь, безусловно, духовный характер. Различие между продуктивной и репродуктивной деятельностью проявляется как различие между исследовательской, приводящей к открытию новых законов бытия, и деятельностью, которая "тиражирует", репродуцирует научные открытия, придавая им форму, доступную для массового восприятия. Безусловно, данная классификация имеет условный характер, так как "присвоение" знаний может быть также и продуктивным.

Мыслительная деятельность – это процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему к получению её результата. Мыслительная деятельность предполагает активную конструктивную деятельность по переструктуированию исходных данных, их расчленение, синтез и дополнение.

Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию, применению знаний в знакомых и новых условиях, творческой переработке усвоенных знаний, оценке самим учеником полезности, новизны этого знания. Понятно, что если знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если ученик применяет их в незнакомых условиях и оценивает, то это значительный шаг в сторону умственного развития. И.Я. Конфедератов и В.П. Симонов выделяют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения:

уровень различения (или распознавания) предмета;

уровень его запоминания;

уровень понимания;

уровень применения.

Сходные уровни усвоения знаний предлагаются и В.П. Беспалько. Разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности и рассматривая их структуру с точки зрения самостоятельности выполнения.

Характеристика уровней усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько)

Уровень усвоения

Название уровня

Характеристика уровня

0 (нулевой)

Понимание

Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости

I

Узнавание

Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие)

II

Воспроизведение

Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной

III

Применение

Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное

IV

Творчество

Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством

Мы видим, что высшим уровнем усвоения учебной информации является творчество, которое невозможно сформировать, не используя на уроках приёмы активизации мыслительной деятельности.

Технологии обучения

Посредством технологий обучения можно предусмотреть степень репродуктивности и творчества учащихся. Работая над развитием мыслительной деятельности учащихся поняла, что наиболее успешными будут технологии, нацеленные на организацию репродуктивной и творческой деятельности учащихся. Поскольку необходимо сформировать у учащихся полный цикл познавательного акта деятельности, то основным принципом формирования будет подбор технологий, направленных на обучение:

  • видению проблемы, пониманию связей и отношений, способам формирования мотивации, постановке познавательной задачи как цели и результата, формированию личностного смысла деятельности, связанного с осознанием личной значимости процесса познания и результата;
  • технологиям, обучающим планированию, проектированию, моделированию;
  • технологиям, обучающим составлению учебных задач, выдвижению и разработке гипотезы, управлению решением задач, мыслительному прослеживанию гипотетического метода решения учащимися, формированию способов решения нормативно-стандартных и эвристических задач, а также сочетанию эвристических и логических процедур в решении задачи;
  • технологиям решения задач в конкретных условиях, проверки правильности и эффективности решения, оценивания результата и внесения необходимых коррективов.

На уроках я использую богатый инструментарий педагогических технологий (технология проблемного обучения, технология проектного обучения, технология игрового обучения, технология развития критического мышления).

Категория: Литература
23.02.2017 13:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!