СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Обучение русскому языку и литературе в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества последнего в соответствие с требованиями современного общества. В первую очередь, содержание образования ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Поэтому моё учительское кредо – воспитать личность, умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, самовыражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество.
Однако литературное образование в современной школе переживает проблемы. В условиях засилья телевидения и компьютеризации интерес к чтению заметно снизился. Дети перестали читать, а это значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное, и нравственное воспитание, и другие составляющие гармоничного духовного развития личности.
Таким образом, чётко прослеживаются следующие противоречия:
- между необходимостью учителя выполнять требования стандарта литературного образования и отсутствием у учащихся стремления воспринимать литературу как жизненно важный предмет;
- между значительным объёмом художественных произведений и недостаточным количеством времени на их изучение.
Для того чтобы в какой-то степени снять данные противоречия, необходимо использовать такие приёмы преподавания литературы, с помощью которых разрешается одна из главных проблем: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы. Активизация обучения – это главный путь повышения эффективности педагогического процесса. При этом основной задачей активизации является усиление, стимулирование умственной деятельности школьников в целях повышения качества знаний по изучаемым предметам. В течение долгого времени эта проблема стоит в центре внимания педагогического коллектива нашей школы.
Учение с увлечением – вовсе не учение с развлечением. Пробудить интерес к предмету – задача учителя. Не только интересное делать, но и всё, что нужно, делать с интересом – такую цель ставлю перед учащимися.
Применение приёмов активизации предполагает достижение следующей цели:
- активизировать интерес к изучению литературы и повысить познавательную активность учащихся на уроке и во внеурочное время.
При этом должны решаться задачи:
- формирование у учащихся прочных умений, навыков через активизацию познавательной деятельности;
- повышение уровня речевой культуры учащихся в связи с обязательным обсуждением проблемной ситуации в диалоговой и монологовой форме;
- формирование духовного мира подростка посредством акцентирования его внимания на исследовании проблем нравственного характера.
Таким образом, целью моей педагогической деятельности является создание условий для формирования ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
В своей деятельности опираюсь на следующие педагогические принципы:
Использование в процессе преподавания комбинации проектной, исследовательской методики, метода проблемного обучения, ИКТ-технологий дает возможность мне как учителю изменить форму и содержание урока, формировать у учащихся исследовательскую и коммуникативную компетенции, навыки работы в группе за счёт активизации их мыслительной деятельности.
Деятельность как философская категория является "сквозной" для разных отраслей наук. Психологическая теория деятельности, составной частью которой является и мыслительная деятельность, служит основой для ряда теоретических и экспериментальных разработок в области педагогики, ряда её концепций. Выдающиеся психологи, такие, как С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, занимались изучением отдельных аспектов данной категории. В общей теории учения (основы которой были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, в нашей стране - К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия - Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, И. Ломпшером и другими учеными) сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, приоритет в научной разработке которой принадлежит России. Ее разработчики - Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др. В трудах этих учёных большое значение уделяется процессу учения, развития, который основывается на принципах единства психики и деятельности.
А.Н.Леонтьев писал: "Вступая в прямое соприкосновение с предметной действительностью и подчиняясь ей, деятельность видоизменяется, обогащается, в этой своей обогащённости она кристаллизируется в продукте. Осуществленная деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание".
Новый же этап разработки психологической теории деятельности был намечен в последних работах В.В.Давыдова, посвящённых коллективной деятельности. Он показал, что коллективная деятельность включает взаимную деятельность и взаимные действия; взаимодействие её участников может быть понято и как коммуникация. Л.Выготский писал о том, что процессы, совершающиеся между индивидами, участвующими в процессе речевого общения, становятся процессами "внутри" индивидуума, преобразуясь соответственным образом. Вслед за ним Давыдов рассматривает интериоризацию как способ индивидуального присвоения форм коллективной деятельности. Действия, включённые во взаимодействия с действиями другого человека, предполагают субъектно-субъектные отношения. Здесь отчётливо видна связь с современными требованиями к организации учебного процесса, в основу которых должны ложиться субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником.
Таким образом, мы видим, что обращение к проблеме активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках является не только теоретически оправданным, но и актуальным для сегодняшнего времени.
Познавательной можно назвать такую деятельность, в которой активность субъекта, направленная на объект, не изменяет его, не разрушает и не реконструирует, а отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этом объекте.
Познавательная деятельность имеет свои разновидности. В сфере познания мы встречаемся с деятельностью производящей и потребляющей, одна из которых даёт новые знания, другая же потребляет их, т.е. усваивает новые знания; потребление и производство имеют здесь, безусловно, духовный характер. Различие между продуктивной и репродуктивной деятельностью проявляется как различие между исследовательской, приводящей к открытию новых законов бытия, и деятельностью, которая "тиражирует", репродуцирует научные открытия, придавая им форму, доступную для массового восприятия. Безусловно, данная классификация имеет условный характер, так как "присвоение" знаний может быть также и продуктивным.
Мыслительная деятельность – это процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему к получению её результата. Мыслительная деятельность предполагает активную конструктивную деятельность по переструктуированию исходных данных, их расчленение, синтез и дополнение.
Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию, применению знаний в знакомых и новых условиях, творческой переработке усвоенных знаний, оценке самим учеником полезности, новизны этого знания. Понятно, что если знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если ученик применяет их в незнакомых условиях и оценивает, то это значительный шаг в сторону умственного развития. И.Я. Конфедератов и В.П. Симонов выделяют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения:
уровень различения (или распознавания) предмета;
уровень его запоминания;
уровень понимания;
уровень применения.
Сходные уровни усвоения знаний предлагаются и В.П. Беспалько. Разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности и рассматривая их структуру с точки зрения самостоятельности выполнения.
Характеристика уровней усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько) |
||
Уровень усвоения |
Название уровня |
Характеристика уровня |
0 (нулевой) |
Понимание |
Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости |
I |
Узнавание |
Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие) |
II |
Воспроизведение |
Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной |
III |
Применение |
Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное |
IV |
Творчество |
Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством |
Мы видим, что высшим уровнем усвоения учебной информации является творчество, которое невозможно сформировать, не используя на уроках приёмы активизации мыслительной деятельности.
Технологии обучения
Посредством технологий обучения можно предусмотреть степень репродуктивности и творчества учащихся. Работая над развитием мыслительной деятельности учащихся поняла, что наиболее успешными будут технологии, нацеленные на организацию репродуктивной и творческой деятельности учащихся. Поскольку необходимо сформировать у учащихся полный цикл познавательного акта деятельности, то основным принципом формирования будет подбор технологий, направленных на обучение:
На уроках я использую богатый инструментарий педагогических технологий (технология проблемного обучения, технология проектного обучения, технология игрового обучения, технология развития критического мышления).
© 2017, Абрамова Елена Николаевна 628