СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные формы и методы обучения - альтернатива традиционным

Нажмите, чтобы узнать подробности

(из выступления директора государственного учреждения образования

"Движковский ясли-сад-базовая школа Ельского района"

Дудковской Светланы Анатольевны на методическом объединении руководителей учреждений общего среднего образования и лиц, состоящих в резерве на должность руководителя учреждения образования, во втором полугодии 2020/2021 учебного года)

Актуальность данной темы подтверждает то, что современное время требует новых форм обучения, которые позволили бы за короткое время усвоить много учебного материала. Это продиктовано тем, что возрос объём информации, а, следовательно, и количество знаний, которыми должны обладать обучающиеся.

Образование предусматривает использование знаний и навыков на практике, которые учащиеся получают в процессе обучения.

Активные методы обучения имеют целый ряд преимуществ:

учебный материал легче воспринимается учащимися; учащиеся дополнительно обучаются, обмениваясь своим опытом друг с другом, учатся видеть наиболее эффективные способы и методы решения задачи или ситуации.

Активные методы обучения опираются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека фиксируется до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Таким образом, наиболее продуктивная форма обучения должна опираться на активном введении в соответствующее действие. Эти данные указывают на уместность использования активных методов обучения.

Более эффективным, как подтверждает практика, является комплекс основных компонентов:

проблемность (выявление проблемы, ее озвучивание, нахождение путей решения, выявление и разрешение существенных разногласий); выбранный метод (методы) проведения занятий; подходящая ему форма (формы).

Для применения активных методов обучения необходимо методическое обеспечение: планы, сценарии учебных занятий, методические разработки и наработки для самостоятельной работы обучаемых.

В результате целостность и взаимосвязь активных методов предоставляет возможность проводить обучающее занятие как совместную творческую деятельность обучаемых и учителя, даёт возможность проявиться совместному творчеству и труду, заметно повысить результативность и эффективность подготовки обучающихся.

На всех учебных занятиях желательно учить мыслить творчески, так как современная жизнь требует от личности волевых эмоциональных качеств, активности, длительной подготовки и напряженного труда.

Проблемное изложение учебного материала, например, лекция занимает центральную позицию в этом. В процессе такого обучения имеет место двухсторонняя интеллектуальная инициатива – учителя и обучаемых. Учитель должен стремиться к следующему: учебная проблемная задача, поставленная перед учащимися, должна быть решена. И основная отличительная черта проблемной лекции состоит в том, что такое обучение побуждает обучающихся думать, получать истину самостоятельно, в отличие от традиционного обучения, где порой даются уже готовые знания.

Для того, чтобы использовать проблемное обучение на семинаре, учитель должен обладать хорошей методической и теоретической подготовкой. Педагог, подготавливая семинарское занятие, должен уметь организовать работу так, чтобы превратить занятие в творческий спор. Чтобы этого достичь, нужно выбрать правильную форму семинарского занятия:

развернутая беседа на основе плана занятия, имеющегося у обучаемых;

обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными учащимися; устные доклады с последующим обсуждением; семинар-диспут; комментированное чтение первоисточников; решение задач и упражнений на самостоятельность мышления.

Наиболее эффективной технологией группового взаимодействия является дискуссия, обладающая особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании.

Основательная подготовка обучающихся является залогом хорошей плодотворной дискуссии. Обучающимся обязательно заранее обозначить основные задачи и вопросы, вынесенные на обсуждение, возможно подсказать, где искать пути решения.

Формулировать задачи нужно таким образом, чтобы формулировка не содержала готового ответа и не была подсказкой к нему, но задания должны заинтересовать учащихся: четкостью формулировки, научностью, возможностью применения на практике.

Перед началом дискуссии ученые рекомендуют проводить разминку для интеллекта, назначение которой в следующем:

актуализация имеющихся в наличии знаний обучающихся; мыслительное настроение на изобретательную умственную работу, быстрое и упорядоченное разрешение задач; определение того, насколько учащиеся подготовлены, способны подготовиться к такому виду занятий.

Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности учащихся в других технологиях и методах обучения: социально-психологических тренингах, деловых играх, анализе различных ситуаций и решении задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: “мозговой штурм”, “синектика”, “анализ ситуаций” и др.

Таким образом, дискуссия создаёт условия для активной исследовательской деятельности обучающихся; ситуацию для свободного воплощения своих идей, мыслей.

Безусловно, от учителя зависит, какими методами обучения: традиционными или активными будет он доносить знания до обучающихся. Есть темы и категории учащихся, где по-прежнему хороши и традиционные занятия.

Но модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение учебного предмета.

Как сделать так, чтобы наши учащиеся не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты?

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, лицее, колледже, вузе могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Круглый стол — это метод активного обучения, одна из форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Так как я преподаю учебные предметы "Русский язык" и "Русская литература", то стараюсь включать каждого учащегося в активную творческую деятельность, создавать атмосферу сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

Воплотить этот принцип в практическую деятельность помогают активные формы и методы.

Активные формы: интегрированные уроки, уроки-исследования, урок-консультация, игровые формы уроков, мультимедийные технологии обучения.

Остановлюсь более подробно на игровых формах: урок-суд, урок-конференция, урок-КВН.

Данные формы делают учащегося субъектом урока не только при проведении, но и на этапе подготовки, обеспечивают активную заинтересованную позицию наибольшего количества ребят.

Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и полезный вид работы, при котором осуществляются функциональный и системный подходы к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляют стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Активные формы уроков требуют активных методов и приемов работы, таких как:

творческие виды пересказа и интерпретация литературных текстов, разнообразные творческие работы, инсценировка фрагментов произведений, диалогов, поэтическое творчество, иллюстрирование литературных произведений, составление кроссвордов, ребусов, викторин. «Интерес к учению, - писал В.А.Сухомлинский, - появляется только тогда, когда есть вдохновение рождающегося успеха…» В этой фразе названы два главных ключа, которые открывают дверь к успеху: интерес и вдохновение. Создавая условия для успешного учения, каждый педагог ищет свои приемы, формы и методы обучения.

23.03.2021 21:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!