СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные формы работы на учебных занятиях по учебной дисциплине «Методика формирования элементарных математических представлений» как средство повышения познавательной активности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современной системе дошкольного образования сегодня необходимы творчески мыслящие и компетентные воспитатели дошкольного образования, которые способны к активной и разносторонней профессиональной и социальной деятельности. У них должны быть сформированы и развиты такие качества, как самостоятельность, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность. Поэтому сегодня преподавателю необходимо обеспечивать максимальную активность самих учащихся в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности. При планировании и организации учебных занятий по учебной дисциплине «Методика формирования элементарных математических представлений» выбираются наиболее оптимальные формы, различные методы и приемы обучения, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в ходе занятия. Наряду с традиционными формами обучения (лекция, объяснение, беседа, опрос и др.) используются активные и интерактивные методы обучения. Активный метод обучения – это форма взаимодействия учащихся и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники, учащиеся и преподаватель находятся на равных правах. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. По сравнению с другими методами интерактивные методы обучения ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Для актуализации, закрепления знаний по теме используются приемы: «Заверши фразу» (Например, «Из истории развития методики я знаю …», «Для формирования умения считать необходимо …», «Содержание образовательной области «Элементарные математические представления» предусматривает.» ) «Ассоциативный ряд» К теме или конкретному понятию занятия нужно подобрать слова-ассоциации. (Например, Величина – большой, маленький, ширина, длина, высота, наложение, приложение, сериационный ряд и т.д.) «Жокей и лошадь» Приём интерактивного обучения. Группа делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Данный прием используется при изучении тем «Основные математические понятия», «Организация работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (дидактические средства, методы и приемы, формы работы с детьми) «Вопросно-ответное общение» Каждому учащемуся предлагается придумать по одному вопросу в рамках темы учебного занятия и записать его на листе бумаги. Затем эти листы пе¬редаются от одного ученика к другому. Каждый, кто желает написать ответ на вопрос, записывает его в колонку под ответом предыдущего ученика. По окончании этой работы все вопросы и ответы. «Лови ошибку» Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию. Учащимся предлагается информация, содержащая ошибки. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер оглашает задание и результат его решения перед всеми. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяется время. Например, при формировании умения у детей считать количественным счетом соблюдаются правила: 1. использовать порядковые числительные; 2. не пропускать предметы при счете; 3. определить порядковое место каждого объекта; 4. после называния последнего числительного необходимо обвести всю группу предметов круговым жестом и назвать итоговое число; 5. сосчитывать надо обязательно все предметы; 6. считать до того объекта, место которого мы хотим определить; 7. считать предмет только один раз; 8. число соотносить только с одним предметом. В процессе занятий по формированию новых знаний и умений организовывается работа в малых группах, ролевые игры, работа с различными источниками информации (учебными пособиями, раздаточными материалами, интернет-ресурсами), а также презентация учащимися результатов самостоятельной работы по заданной теме. На учебном занятии по теме «Формирование представлений о величине у детей второй младшей, средней групп» использовался метод «Бумеранг». Работа была организована в подгруппах. Каждая подгруппа получила один вопрос по теме занятия (Особенности наглядного материала. Формирование умения сравнивать предметы по параметрам величины приемами приложения и наложения. Алгоритм обучения сравнению объектов по параметрам величины. Обучение построению сериационного (упорядоченного) ряда. Обучение сравнению двух предметов при помощи третьего, выступающего в роли посредника). Во время самостоятельного изучения вопроса (10 мин) учащиеся писали на листах основные положения ответа, затем лист передавали другой группе, которая уточняла ответ, записывая свой вопрос. Работа заканчивалась, когда группа получала назад свой лист с дополнительными вопросами. Далее обсуждались дополнения, ответы на вопросы. После презентации и обсуждения всех вопросов, учащиеся обсуждали и оценивали работу в целом. На открытом учебном занятии по теме «Составление простейших арифметических задач» также организовывалась работа в малых группах. Учащиеся выполняли задание «Составление простых задач и демонстрация приемов обучения детей дошкольного возраста решению арифметических задач». В ходе совместной работы группы учащиеся продемонстрировали особенности дидактического материала, который может быть использован в работе с детьми дошкольного возраста (задачи-иллюстрации, мультимедийная презентация задачи, конструктор LEGO Education), а также разнообразие приемов работы с детьми на разных этапах обучения детей решению арифметических задач. В ходе практических занятий часто используются деловые и ролевые игры. На занятии по теме «Приёмы обучения счетной деятельности детей второй младшей, средней групп» была организована деловая игра «Формируем у детей умения считать» в ходе которой учащиеся закрепили знания о приемах обучения детей разным видам счета, практически поупражнялись в использовании данных приемов, а также развили умение анализировать и оценивать деятельность других участников игры. На практических занятиях цикла «Проведение фрагментов занятий по образовательной области «Элементарные математические представления» используются ролевые игры, в ходе которых учащиеся исполняют роли воспитателя и детей. Каждый из участников игры имеет возможность почувствовать на себе эффективность используемых приемов работы с детьми, обозначить плюсы и минусы их использования, предложить другие способы действий в проблемных ситуациях. Во время деловых и ролевых игр происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации, а также наблюдается повышение мотивации к изучению методики формирования элементарных математических представлений. Активизации деятельности учащихся и повышению интереса к занятиям способствует использование презентаций на основе современных мультимедийных средств, которые позволяют наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции. На занятиях используются учебные презентации, подготовленные при помощи программы Power Point («Геометрические конструкторы», «Модели времени в работе с детьми дошкольного возраста», «Становление и развитие методики формирования элементарных математических представлений») и видео материал организации занятий с детьми по образовательной области «Элементарные математические представления» которые позволяют: - сделать изложение учебного материала ярким и убедительным; - концентрировать визуальное внимание на особо значимых моментах излагаемой информации; - создавать наглядные образы в виде рисунков, фотоизображений, схем, графических композиций и т. п.; - моделировать изучаемые процессы. Таким образом, учебный процесс, опирающийся на использование активных и интерактивных методов обучения, способствует: - повышению успеваемости учащихся и их интереса к будущей профессиональной деятельности; - формированию и развитию у студентов коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между ними; - овладению знаниями и опытом социальных ролей, способностью определять своё место и роль в мире, в коллективе; - формированию и развитию аналитических способностей; способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; формированию и развитию навыков планирования - формированию умений решить проблемы и разрешить конфликты; умений принимать решение.

Литература 1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с. 2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с. 2. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии - 3 / Н. И. Запрудский. – Минск, 2017. – 168 с. 3. Малинина И. А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 166-168. — URL https://moluch.ru/archive/34/3909/ (дата обращения: 01.10.2018).

31.03.2019 21:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!