СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Активные методы обучения и их влияние на структуру урока. Использование активных методов обучения для развития УУД на уроках английского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

В настоящее время нет единой классификации активных форм обучения. Я остановила свое внимание на следующей классификации.

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные.

Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые при6емы и процедуры, тренинги в активном режиме.

По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.

По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.

В своей практике учителями широко используются различные методы активного и интерактивного обучения. Преимущества подобной работы очевидны: в процессе обмена мнениями и совместной работы с материалом идет процесс активизации знаний, интенсивное взаимодействие с материалом и с партнером, с группой, и, соответственно, развитие коммуникативных УУД.

«Метод Кейсов» - групповое решение проблем, которые иллюстрируют практическое действие подходов и концепций. Группе предлагается информация, основанная на реальных или вымышленных фактах. Группа должна ее детально проанализировать и выработать решение. «Лабиринт» - практическая групповая работа для развития или углубления знаний об отношениях между людьми и норм поведения с применением на практике своих умений. Учащимся раздаются листы с описанием какой-то ситуации (управленческой, технической, личностной, межличностной). Прочитав, учащийся должен выбрать подходящее решение. «Мозговой штурм» - творческая (креативная) дискуссия, проводящаяся для того, чтобы получить как можно больше идей решения какой-то проблемы. «Жужжащие группы» - комфортная обстановка для высказывания своего мнения и налаживания обратной связи с группой. Учащиеся работают группами от двух до шести человек, обсуждая тему за короткое время. «Синдикат» - используется, когда желательно получить различные мнения или методы. Метод удобен для наблюдения за поведением в малых группах (отношения, лидерство, принятие решений). Полная группа разбивается на подгруппы, в которых проходят обсуждения и решение проблемы, выполнение задания. Затем полная группа вновь собирается и выслушивает мнения подгрупп.

Для придания процессу обучения новизны и изменения его ритма, для целей самообучения группы или на индивидуальной основе в групповое обучение включается использование компьютерных программ, помимо других мероприятий. Использование технических средств возможно не только во время занятия, но и для последующей самостоятельной работы, самообучения.

В процесс работы достаточно часто включаются различные видео – длительное или фрагментарное, в работе с которым также используются АМО. При показе длительного видео делаются остановки для проведения дискуссии. Данный метод используется в дополнение к другим методикам для того, чтобы сменить обстановку, дать выход эмоциям и для того, чтобы наглядно представить ситуацию. Показ фрагмента видео является хорошей основой для завязывания дискуссии, вовлечения в нее всех участников, высказывания своих взглядов, оценок, идей, а также на этапе закрепления изученного материала.

Для активизации учебной деятельности учащихся начального и среднего звена также возможно использование АМО при изучении грамматического и лексического материала, при обучении фонетике и орфографии, письму.

При изучении грамматики, АМО ставят задачу научить употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить творческую активность и самостоятельность учащихся. При введении и отработке лексического материала, АМО помогают тренировать употребление лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетанием слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся. При обучении орфографии мы используем АМО для тренировки написания английских слов, при обучении фонетике - для практики и развития произносительных навыков. Таким образом, мы тренируем не только памяти учащихся, но и их аналитические способности в выявлении закономерностей в правописании английских слов и их произношения. Задача творческих АМО – научить понимать смысл однократного высказывания, научить выделять главное в потоке информации, развивать слуховую память. Все это способствует формированию и развитию у учащихся навыков говорения, аудирования.

При обучении письму и письменной речи можно использовать так называемое «креативное письмо». Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера самой различной степени сложности, разнообразные по форме и по содержанию, часто в игровой форме. Отличительные черты этих упражнений состоят в том, что они выполняются непременно в письменной форме, по содержанию носят речевой творческий или полутворческий характер, интересны и увлекательны для обучающихся. Обыгрываются стихи известных поэтов, используются монограммы, коллективно пишутся веселые истории, пишутся письма в адрес вымышленных персонажей. Интерес вызывают и такие задания, как: восстановите начало и конец истории; восстановите диалог по отдельным «направляющим» репликам; измените вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание); ответьте на письмо письмом, телефонным разговором и другие.

В зависимости от использования на разных этапах урока, АМО выполняют различные задачи. АМО начала образовательного мероприятия помогают динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе ( «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена»). АМО выяснение целей, ожиданий и опасений позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения («Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы»). АМО презентации учебного материала помогают сообщить новый материал обучающимся, сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом («Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм»). АМО организации самостоятельной работы над темой подходят для работы над темой урока и для проведения дискуссии и принятия решений («Экспертиза», «Карта группового сознания», «Приоритеты», «На линии огня»). Для самостоятельной работы обучающихся могут использоваться Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка». Для релаксации и просто паузы для смены видов деятельности также подойдут АМО релаксации («Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест»). АМ подведения итогов подойдут для завершающей стадии урока ("Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты»).

Итак, Активные методы обучения английскому языку способствуют:

  • формированию положительной учебной мотивации;
  • повышению познавательной активности учащихся;
  • активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулированию самостоятельной деятельности;
  • развитию познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
  • эффективному усвоению большого объема учебной информации;
  • развитию творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитию коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
  • развитию. универсальных навыков.

Системное и целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития. Таким образом, активное обучение иностранному языку нацелено на доминирование активности учащихся в учебном процессе. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. Сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.

Важно также отметить, что передача обучающимся части полномочий по освоению образовательной программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а также учет психофизиологических особенностей школьников при проектировании и осуществлении обучения и воспитания меняет в положительную сторону отношение обучающихся к учителю и к образовательному процессу, что, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата в классе и школе, содействуя успешному выполнению стоящих перед школой целей.

22.02.2021 12:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!