© 2021 82
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Александр Соломатин: «Научная карьера начинается со школьной скамьи»
В интервью «ВО» руководитель отдела интеграции науки и образования РАН Александр Соломатин рассуждает о значении просветительства в школе, а также рассказывает о проекте «Базовые школы РАН».
– Какое значение имеет
– В положении конкурса написано, что премия, вручаемая победителям конкурса, – это знак общественного признания в области популяризации науки и научного просвещения в России. Полностью согласен с этим утверждением. Кроме того, это выявление и распространение положительного опыта в сфере просветительства, мотивация педагогов с помощью денежной премии (в этом году ее размер составит 100 тысяч рублей) и повышение их статуса. Лучшие материалы участников конкурса мы будем размещать на
– Как встроить научно-просветительскую деятельность в основную образовательную программу и в каких формах ее лучше осуществлять?
– Это возможно сделать на всех ступенях общего образования, включая начальное, за счет вариативной части основной образовательной программы, в формировании которой принимают участие администрация школы, педагоги, родители.
В этом случае речь идет, во-первых, об уроках и спецкурсах, во-вторых, о различных формах внеурочной деятельности: проектной, научно-исследовательской, факультативной, кружковой; в-третьих, о дополнительных общеразвивающих программах, лицензию на проведение которых имеют некоторые школы.
– С 2018 года по инициативе Министерства просвещения и РАН реализуется проект «Базовые школы РАН», в котором участвуют 108 школ из 32 субъектов РФ. По каким критериям отбирались эти учебные заведения, какие задачи они решают?
– Эти школы решают задачу ориентации школьников на исследования, на построение карьеры в сфере науки и высоких технологий. Школы – участники проекта успешно реализуют все вышеперечисленные формы работы.
Если говорить о критериях отбора, то мы уделяли первостепенное внимание самым сильным школам, основываясь на федеральных рейтингах.Второе условие заключалось в том, что школы должны иметь муниципальный статус (таким образом получая равные дополнительные возможности в ходе реализации проекта для перехода на региональный уровень подчинения и финансирования). Третий критерий – школа должна находиться в регионе с сильным научным и университетским кластером. Это нужно было для того, чтобы наладить взаимодействие между школами и научными институтами, вузами, обеспечивая детям возможность участвовать в научных экспериментах, привлекая к просветительской деятельности ученых и лучших преподавателей университетов.
– Планируете ли вы расширять количество участников вашего проекта в целях распространения этого опыта на массовые школы?
– Этот вопрос обсуждается, у нас есть несколько десятков заявок на включение в проект. Параллельно мы расширяем сетевое взаимодействие между базовыми школами РАН и другими школами. Как правило, наши базовые школы становятся площадками для обмена опытом для 5–10 школ своего региона и за его пределами.
– Из каких средств финансируется проект «Базовые школы РАН»?
– Часть средств выделяется из бюджета РАН, значительный вклад вносят региональные и муниципальные органы власти. Пока федеральное финансирование этого проекта не осуществляется.
– Какие научные темы сегодня больше всего волнуют школьников?
– Ежегодно мы организуем 200 лекций, мастер-классов, семинаров в наших базовых школах, которые проводят профессора РАН для старшеклассников и педагогов. Тематика самая разнообразная. Мы учитываем интересы школ (с этой целью мы проводим ежегодный опрос и собираем заявки) и соотносим пожелания с нашими возможностями. После этого составляется план, в котором можно обнаружить темы, связанные с компьютерными технологиями и искусственным интеллектом, математикой и большими данными, физикой и астрономией, сельским хозяйством, медициной и другие.
– Насколько популярен проект среди школьников и учителей?
– Мы полны осторожного оптимизма, но позитивное отношение к нашему проекту налицо.
Можно объяснить это тем, что благодаря участию в проекте школа получает весомый статус (базовая школа РАН), интерес к которому проявляют ученики, их родители, не остаются в стороне и региональные власти, которые активно финансируют поставки лабораторного оборудования в эти школы. Например, губернатор Московской области еще в самом начале проекта выделил серьезные средства на обновление материальной базы всех базовых школ РАН региона, недавно лицей № 2 города Братска Иркутской области выиграл конкурс Приангарья на оснащение трех кабинетов естественнонаучным оборудованием. И таких примеров очень много.
С учителями мы проводим совершенно уникальные курсы, связанные с изучением открытий и достижений в разных областях науки. 11 октября мы открываем курсы в Троицке для учителей физики базовых школ РАН.
Программа включает в себя лекции ведущих ученых с мировым именем и экскурсии в лаборатории, исследовательские центры, где учителя могут увидеть на практике, как происходят научные открытия и организуются исследования.С 1 ноября начнутся курсы в Нижнем Новгороде для преподавателей биологии и химии. Также планируются аналогичные школы для учителей математики и гуманитарных дисциплин.
В процессе такого обучения ведущие ученые делают акцент на современных проблемах изучения той или иной отрасли науки.
– Возникают ли у педагогов базовых школ трудности с включением просветительской деятельности в учебный процесс?
– Трудностей с этим никаких не возникает, потому что это профессионалы высокого класса. Весной мы издали первый сборник из опыта реализации проекта, содержащий около 60 чрезвычайно интересных статей. Авторы – директора школ и их заместители, педагоги, ученые, преподаватели вузов, координаторы проекта в регионах – делятся своим опытом и предлагают конструктивные идеи для продолжения проекта. Большинство из них высказываются за федеральное финансирование проекта.
– Как отразится на ваших планах закон о просветительской деятельности?
– Здесь важное значение будут иметь подзаконные акты, регулирующие выполнение этого закона. Но пока мы спокойно работаем и не видим никаких препятствий на своем пути.
© 2021 82