СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алёша Попович. Неизвестное, непонятное, невероятное в «биографии» героя

Нажмите, чтобы узнать подробности

В. М. Васнецов. «Богатыри». 1881–1898

Ответить на вопросы о «происхождении» славных былинных богатырей, о прообразах многих сказочных и легендарных героев часто просто невозможно: тайны затерялись в глубине веков. Действительный член Географического общества СССР, искусствовед Анатолии Маркович Членов представил любопытные сведения из «биографии» Алёши Поповича.

Что вы знаете об Алёше Поповиче? Конечно, что он один из трёх богатырей на знаменитой васнецовской картине, герой русской былины. Кто-то вспомнит и балладу о нём прекрасного поэта А. К. Толстого (написанную, кстати, раньше картины В. М. Васнецова «Богатыри»).

Из былин мы знаем: Алеша Попович прославился тем, что победил двух чудовищ – Идолище поганое и Змея Тугарина. Идолище – фигура совершенно фантастическая. «Ездило Идолище под облакой, шибало свою палицу стопудовую» – вот как представляет его былина. Змей Тугарин – вроде бы человек, но великан. «Роста трехсаженного, шириной в два охвата. Промеж глаз калена стрела умещается». «Он пойло пьёт – по ведру берёт, по целому быку он закусывает». По былинам – ещё и наполовину змей. Сам же Алёша сверхчеловеческих черт лишён. Даже необычайной силой не наделён: побеждает нередко хитростью.

Но победитель чудовищ не может быть обычным человеком! Отсюда и убеждение множества читателей и зрителей, что Алёша Попович – фигура сказочная. А между тем.

Можно сказать, в каком году Алёша убил Змея Тугарина? Известен не только год, но и день гибели Змея – 19 июля 1096 года. Эта поразительная дата найдена особой ветвью исторической науки – исторической школой былиноведения.

Как же стало возможным установить дату гибели сказочного существа? Дело в том, что наука давно идентифицировала былинного Тугарина, несмотря на элементы фантастики в его облике, с конкретным историческим лицом – с… половецким ханом Тугорканом. Об этом писал в 1909 году известный былиновед В. Ф. Мил­лер, а до него «инкогнито» Тугарина было раскрыто ещё в XIX веке.

Хан Тугоркан принадлежал к династии Шаруканидов, ко­торая полтора века участво­вала в набегах, терзавших Русь. Имя Шарукан означало у половцев как раз Змей. Ту­горкан Шаруканид у русских легко превратилось в Туга­рина Змеевича, то есть стало олицетворением «змеиной» династии врага. Надо заме­тить, что имя Змей у полов­цев было, конечно, не бран­ным, а похвальным – рус­ские переосмыслили его.

Но если так, если Змей Ту­гарин – человек, то и побе­дитель его – тоже?! Кто же этот русский богатырь? Раз­гадать загадку истории уда­лось академику Б. А. Рыбакову.

Как только было устано­влено, кто такой Тугарин, на­чались поиски его победителя. Не найдётся ли в летописи хоть похожего на Алёшу имени? И такое нашлось – имя некоего ростовского «храбра» Александра Попо­вича. Учёные знали, что в ста­рину Алёша было уменьшительным не только от Але­ксея, но и от Александра. По­повичем тот Алёша прозывал­ся, так как был сыном ростовского попа. Однако по духовной части не пошёл, стал княжеским дружинни­ком и отличился в сражениях, потому имя его и попало в ле­топись. Погиб этот человек в битве с татаро-монголами при Калке. Это и можно бы считать его подвигом, един­ственным.

Алёша же Попович победил двух чудовищ! К тому же би­тва при Калке с войсками Ба­тыя была уже в начале трина­дцатого века, а Тугоркан по­гиб в конце одиннадцатого. Ясно, что Александр Попович не может, увы, иметь отноше­ния к главному подвигу Алё­ши – победе над Тугорканом.

Алёша Попович фигура составная? Это предположе­ние учёных подтверждалось в новых и новых поисках. Своё имя былинный бога­тырь получил от Александра Поповича. Некоторые слабо­сти – например, лукавство, женолюбие, интриганство – видимо, пристали к его фигу­ре позже, уже как сословные пороки духовенства, из кото­рого он вышел. Но вот подви­ги – они принадлежали ско­рее всего другому, имя кото­рого забылось. Кто же он, сразивший Тугоркана? Разга­дать это помогла Б. А. Рыба­кову победа Алёши над Идо­лищем поганым!

Идолище, оказывается, было убито в 1095 году!

Невероятно, казалось бы, – точная дата гибели фантасти­ческого существа. Однако учёный усомнился прежде всего в фантастичности Идо­лища. Он обратил внимание, что Алёша в былине неизмен­но побеждает Идолище в кня­жеском дворце. «При поисках исторических параллелей этой былине, – писал Б. А. Рыбаков, – нам нужно обратить внимание главным образом на единственный в русском эпосе факт убийства знатного чужеземца во двор­це, а не в чистом поле. За несколько столетий мы мо­жем указать только два та­ких летописных известия».

Одно из них подходило во многих отношениях. Оно отно­силось к Переяславлю (нынешнему Переяславу-Хмельницкому) и датировалось 1095 годом – это всего на год от­стоит от победы над Тугорка­ном! Сражённым во дворце чужеземцем был знатный половчанин по имени Итларь. «Имя Идолище, по всей вероят­ности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый», вполне уме­стную в эпической песне», – говорил Рыбаков. Человек, сразивший Итларя – Идолище, назван в летописи – это сын боярина Ольбег Ратиборич. Он состоял в дружи­не князя и занимал в ней не последнее место.

Первые былины о победи­теле Итларища и Тугарина Змеевича были сложены во­круг имени Ольбега Ратиборича по горячим следам собы­тий. Гораздо позже старинное русское имя Ольбег, к то­му времени вышедшее из упо­требления, сменилось на сходное христианское имя Олеша.

Итак, Олеша – Алёша Попо­вич – симбиоз двух историче­ских лиц. Которое же из них на картине Васнецова? Але­ксандр Попович, участвовав­ший в защите Родины от татар в битве при Калке? Видимо, нет. Скорее всего, перед нами на картине Ольбег Ратиборич! Отважный победитель половцев, любимец народа, воспетый им за то, что не по­боялся вступить в поединок с грозным половецким ханом.

Не он ли годом позже своей победы над половецким кня­зем одолел и Тугоркана Змее­вича? В летописной статье имя русского воина, от руки которого пал Тугоркан, оста­лось неназванным. Казалось бы, странно: такой гром­кий подвиг, а имя героя нико­го не интересовало. Толь­ко былина его оставила. По тезису академиков Б. Гре­кова и Б. Рыбакова, как раз в былинном устном учебнике родной истории, сложен­ном самим народом, сохра­нились правдивые оценки. Ведь летописные версии были зависимы от игры ме­нявшихся интересов различ­ных князей. А устное бытование былины уберегло её от княжеской и церковной цензуры.

Источник: Неизвестное, непонятное, невероятное в «биографии» Алёши Поповича // Работница. 1987. – № 4. – С. 20.

Рябушкин А. П. «Алёша Попович». 1895

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Литература

https://multiurok.ru/blog/literatura.html

Фольклор (произведения, герои)

https://multiurok.ru/blog/folklor-proizvedeniia-geroi.html

Категория: Литература
07.05.2017 19:08


© 2017 778

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!