© 2017 778
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В. М. Васнецов. «Богатыри». 1881–1898
Ответить на вопросы о «происхождении» славных былинных богатырей, о прообразах многих сказочных и легендарных героев часто просто невозможно: тайны затерялись в глубине веков. Действительный член Географического общества СССР, искусствовед Анатолии Маркович Членов представил любопытные сведения из «биографии» Алёши Поповича.
Что вы знаете об Алёше Поповиче? Конечно, что он один из трёх богатырей на знаменитой васнецовской картине, герой русской былины. Кто-то вспомнит и балладу о нём прекрасного поэта А. К. Толстого (написанную, кстати, раньше картины В. М. Васнецова «Богатыри»).
Из былин мы знаем: Алеша Попович прославился тем, что победил двух чудовищ – Идолище поганое и Змея Тугарина. Идолище – фигура совершенно фантастическая. «Ездило Идолище под облакой, шибало свою палицу стопудовую» – вот как представляет его былина. Змей Тугарин – вроде бы человек, но великан. «Роста трехсаженного, шириной в два охвата. Промеж глаз калена стрела умещается». «Он пойло пьёт – по ведру берёт, по целому быку он закусывает». По былинам – ещё и наполовину змей. Сам же Алёша сверхчеловеческих черт лишён. Даже необычайной силой не наделён: побеждает нередко хитростью.
Но победитель чудовищ не может быть обычным человеком! Отсюда и убеждение множества читателей и зрителей, что Алёша Попович – фигура сказочная. А между тем.
Можно сказать, в каком году Алёша убил Змея Тугарина? Известен не только год, но и день гибели Змея – 19 июля 1096 года. Эта поразительная дата найдена особой ветвью исторической науки – исторической школой былиноведения.
Как же стало возможным установить дату гибели сказочного существа? Дело в том, что наука давно идентифицировала былинного Тугарина, несмотря на элементы фантастики в его облике, с конкретным историческим лицом – с… половецким ханом Тугорканом. Об этом писал в 1909 году известный былиновед В. Ф. Миллер, а до него «инкогнито» Тугарина было раскрыто ещё в XIX веке.
Хан Тугоркан принадлежал к династии Шаруканидов, которая полтора века участвовала в набегах, терзавших Русь. Имя Шарукан означало у половцев как раз Змей. Тугоркан Шаруканид у русских легко превратилось в Тугарина Змеевича, то есть стало олицетворением «змеиной» династии врага. Надо заметить, что имя Змей у половцев было, конечно, не бранным, а похвальным – русские переосмыслили его.
Но если так, если Змей Тугарин – человек, то и победитель его – тоже?! Кто же этот русский богатырь? Разгадать загадку истории удалось академику Б. А. Рыбакову.
Как только было установлено, кто такой Тугарин, начались поиски его победителя. Не найдётся ли в летописи хоть похожего на Алёшу имени? И такое нашлось – имя некоего ростовского «храбра» Александра Поповича. Учёные знали, что в старину Алёша было уменьшительным не только от Алексея, но и от Александра. Поповичем тот Алёша прозывался, так как был сыном ростовского попа. Однако по духовной части не пошёл, стал княжеским дружинником и отличился в сражениях, потому имя его и попало в летопись. Погиб этот человек в битве с татаро-монголами при Калке. Это и можно бы считать его подвигом, единственным.
Алёша же Попович победил двух чудовищ! К тому же битва при Калке с войсками Батыя была уже в начале тринадцатого века, а Тугоркан погиб в конце одиннадцатого. Ясно, что Александр Попович не может, увы, иметь отношения к главному подвигу Алёши – победе над Тугорканом.
Алёша Попович – фигура составная? Это предположение учёных подтверждалось в новых и новых поисках. Своё имя былинный богатырь получил от Александра Поповича. Некоторые слабости – например, лукавство, женолюбие, интриганство – видимо, пристали к его фигуре позже, уже как сословные пороки духовенства, из которого он вышел. Но вот подвиги – они принадлежали скорее всего другому, имя которого забылось. Кто же он, сразивший Тугоркана? Разгадать это помогла Б. А. Рыбакову победа Алёши над Идолищем поганым!
Идолище, оказывается, было убито в 1095 году!
Невероятно, казалось бы, – точная дата гибели фантастического существа. Однако учёный усомнился прежде всего в фантастичности Идолища. Он обратил внимание, что Алёша в былине неизменно побеждает Идолище в княжеском дворце. «При поисках исторических параллелей этой былине, – писал Б. А. Рыбаков, – нам нужно обратить внимание главным образом на единственный в русском эпосе факт убийства знатного чужеземца во дворце, а не в чистом поле. За несколько столетий мы можем указать только два таких летописных известия».
Одно из них подходило во многих отношениях. Оно относилось к Переяславлю (нынешнему Переяславу-Хмельницкому) и датировалось 1095 годом – это всего на год отстоит от победы над Тугорканом! Сражённым во дворце чужеземцем был знатный половчанин по имени Итларь. «Имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый», вполне уместную в эпической песне», – говорил Рыбаков. Человек, сразивший Итларя – Идолище, назван в летописи – это сын боярина Ольбег Ратиборич. Он состоял в дружине князя и занимал в ней не последнее место.
Первые былины о победителе Итларища и Тугарина Змеевича были сложены вокруг имени Ольбега Ратиборича по горячим следам событий. Гораздо позже старинное русское имя Ольбег, к тому времени вышедшее из употребления, сменилось на сходное христианское имя Олеша.
Итак, Олеша – Алёша Попович – симбиоз двух исторических лиц. Которое же из них на картине Васнецова? Александр Попович, участвовавший в защите Родины от татар в битве при Калке? Видимо, нет. Скорее всего, перед нами на картине Ольбег Ратиборич! Отважный победитель половцев, любимец народа, воспетый им за то, что не побоялся вступить в поединок с грозным половецким ханом.
Не он ли годом позже своей победы над половецким князем одолел и Тугоркана Змеевича? В летописной статье имя русского воина, от руки которого пал Тугоркан, осталось неназванным. Казалось бы, странно: такой громкий подвиг, а имя героя никого не интересовало. Только былина его оставила. По тезису академиков Б. Грекова и Б. Рыбакова, как раз в былинном устном учебнике родной истории, сложенном самим народом, сохранились правдивые оценки. Ведь летописные версии были зависимы от игры менявшихся интересов различных князей. А устное бытование былины уберегло её от княжеской и церковной цензуры.
Источник: Неизвестное, непонятное, невероятное в «биографии» Алёши Поповича // Работница. 1987. – № 4. – С. 20.
Рябушкин А. П. «Алёша Попович». 1895
*
См.:
Карта сайта
Литература
Фольклор (произведения, герои)
© 2017 778